Социально-политическое положение Монголии в 16-17 вв. Распространение ламаизма
После падения империи Юань – более 320 лет продолжалась феод.раздробленность. Пытаясь укрепить центральную власть, великие монгольские ханы подвергали реорганизации политическое устройство монгольского общества, приспосабливая его к меняющимся условиями. Возрождение дочингисовских единиц деления общества - оток и аймак = админ – административно-территориальные единицы феодального общества, наследственные владения монг.феодалов. Аймаки, начиная с послеюаньского периода, стали большими феодальными владениями и состояли, как правило, из нескольких отоков. В период феодальной раздробленности они окончательно превратились в самые крупные феодальные уделы с неограниченной властью наследных правителей, с самостоятельной хозяйственной и политической жизнью.
2 класса: господствующий класс феодалов и угнетенный класс зависимого аратства. «Золотой род» - потомки Чингисхана. Борджигин – потомки млад.братьев Чингисхана.
Араты => албату, т.е. выполняли повинности –албу. Отработочная и продуктовая рента. Араты — типа крестьянство в монголии. В 15-17вв в Монголии окончательно укрепились и получили дальнейшее развитие различные формы феодальной зависимости и жестокой эксплуатации трудящегося аратства. Монгольские феодалы выделяли аратам пастбищные территории и тем самым давали им возможность вести собственное хозяйство.
Основные формы феодальной эксплуатации — отработочная и продуктовая рента. Араты несли повинности 2 видов: в пользу великого хана, т. е. Государственные повинности, и в пользу личных хозяйств феодалов.
Состав монгольского аратства не был однороден. Выделялись «лучшие люди», «средние люди», «черный, или простой, люд».
Многочисленные попытки объединения Монголии. Например, при Бату – Мункэ (1460 – 1543), с 1479 г = Даян – хан, он стал ханом и повел войну с сепаратизмом феодалов. Обстановка в Монголии была нестабильной. Даян-хану часто силой оружия приходилось подчинять непокорных феодалов. Во время одного из мятежей был убит его сын. Даян-хан умер в 1543г, до этого Монголия не выходила из-под власти всемонгольского хана и сохраняла политическое единство. После его смерти сепаратистские тенденции восторжествовали и в стране вновь утвердилась политисческая раздробленность.
Наиболее заметную роль в истории Монголии 2 половины 16в сыграл Алтан-хан (1507-1782). Он не признавал власти верховных монгольских ханов после смерти своего деда Даян-хана, сам присвоил себе ханский титул и повел борьбу за расширение своих владений, видя конечную цель в объединении под своей властью всей Монголии. Внутренняя политика была направлена на упрочение хоз.положения своего владения, на поощрение земледелия, градостроительства, ремесла и культуры. В 1551г он заключил мирный договор с Китаем и началась между ними торговля. Устремления Алтан-хана не осуществились до конца, как и предыдущие попытки преодоления раздробленности. В конце 16в монгольская экономика хоть и пошла на подъем, но еще не создала необходимых предпосылок для образования централизованного государства. Некоторые предпосылки были и в 17в, но всем устремлениям был положен конец маньчжурским завоеванием.
Феодальная раздробленность Монголии помогла манчжурам завоевать страну. И в 17 веке большая её часть была подчинена маньчжурам.
К 16 –нач 17 в – образование Джунгарского (Ойратского) ханства на западе Монголии. Играло важную роль в международных отношениях средней азии. Была в тесной связи с Россией.
В это же время Южная Монголия уже превратилась в провинцию Цинской империи. Северная Монголия утрачивала свою политическую самостоятельность. И лишь Джунгарское ханство оставалось независимым и оказывало сопротивление экспансии маньчжурских феодалов. Но в целом все плохо, раздробленность, Китай, Маньчжурия всё позахватывала. Конец.
Распространение ламаизма
Важное значение в жизни монгольского общества сыграли распространение буддизма-ламаизма. Прежняя философская система — шаманизм, возникшая еще при родовом строе, не отвечала потребностям развивающегося феодального общества.
Основатель ламаизма – тибет.монах Дзонхава (1357 – 1419). Он не изменил основ догматики буддизма. Большое место в ламаизме занимает учение о хубилганах (дословно - «перерожденец») - живые божества, являющиеся земными воплощениями бодхисатв. Хубилганов назначали представители ламаистской церкви. Хубилганы составили высшую прослойку ламаистского духовенства, им принадлоежало руководящее положение в монастырях, со временем они стали влиятельными церковными феодалами.
Буддизм был известен в Монголии уже при Чингисидах. Хубилай-хан объявил буддизм государственной религией и стремился создать прочный союз между империей Юань и церковными феодалами Тибета.
В 1556г монгольские войска вторглись в Тибет и потребовали подчинения церковных феодалов, а за это они соглашались принять их учение (собственно ламаизм), Однако в течении 10 лет Хутухтай-Сэцэн-хунтайджи (ну да, я знаю, это имя никто даже не подумает учить, хотя походу оно очень важное), он был единственным последователем ламаизма среди правителей в Монголии. В 1576г он провел переговоры с Алтан-ханом, убеждая того заключить союз с ламаистской церковью в Тибете. В 1578г в Монголию по просьбе Алтан-хана прибыл верховный лама Тибета. Далай-ламой после визита в Монголию Алтан-хан был провозглашен великим ханом. В 1586г далай-ламой стал правнук Алтан-хана Ёндон-Джамцо, он был первым и последним монголом на посту главы церкви.
С течением времени положение ламаистских монастырей все более укреплялось. Двоякая роль: 1)распространение новой религии сопровождалось заметными сдвигами в области монгольской культуры. При монастырях открывались школы, возрождение письменной традиции. 2)с другой стороны ламаистская церковь всегда выступала как одно из главных звеньев гос. Системы Монголии. Она была крупейшим феодальным собственником, способствуя усилению эксплуатации и социального гнета.