Источники индусского права
Каутилья (кон. IV в. до н.э.)
Почти все, что известно нам о Каутилье, или Чанакье - дошло в легендах о жизни и деяниях этого мудрого брахмана. Уже в раннее средневековье о Чанакье бытовали целые циклы сказаний и писались пьесы. По преданию, Чанакья происходил из известного брахманского рода, и появлению его на свет предшествовало знамение, предрекавшее ему необычную судьбу - стать царем либо первым министром правителя. Овладевший науками юноша поклялся свергнуть алчного царя Нанду. Он собрал сильную армию и после долгой борьбы одолел противника, вручив престол своему другу - воину Чандрагупте, а сам стал его ближайшим соратником. Для достижения победы честолюбивый брахман не брезговал никакими средствами и проявил себя в такой же мере искусным, как и коварным политиком: так, по его распоряжению был отравлен союзник Чандрагупты, чтобы тот стал единственным повелителем огромной империи. Древние индийцы ставили Каутилью в один ряд с величайшими мудрецами своей страны и считали его основателем науки о государственном управлении - творцом юридического трактата “Артхашастра”, или “Наука о достижении полезного” (“Наука политики”). Однако многие “рецепты” всемогущего министра напоминают заветы итальянца Макиавелли и не имеют ничего общего с правом.
Из “Артхашастры” (“Наука политики”)
Польза царя - не то, что ему приятно, но что приятно подданным - в том польза царю.
Сильная, карающая власть - это единое, что обеспечивает нынешнее и будущее существование. Власть эту царь должен применять одинаково как к собственному сыну, так и к врагу своему, в соответствии с их поступками.
Если лучником выпущена стрела, то она убивает одного или не убивает. Мысль же, брошенная сознательно, убивает даже находящегося во чреве.
Лица, выдающиеся своим знанием, умом, мужеством, высоким происхождением и полезными делами, должны быть почитаемы судьями.
Мирская жизнь покоится на браке.
Царство, свободное от бедствий анархии, живет вечно на земле.
Индусское право - одна из древнейших правовых систем в истории человечества. Первый этап его существования называют ведической эпохой. В священных книгах глубокой древности (ведах) было заключено божественное предписание для правоверных индусов. Хотя сами веды - Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа - практически не содержат юридических норм, они являются идейной основой индусского права.
Собственно правовые нормы нашли закрепление в особых сборниках, комментирующих веды - Дхармасутрах (дхарма – “справедливость”, сутра – “нить”). На основе этих правовых трактатов - Гаутамы, Апастамбы и других (VI-III вв. до н.э.) возникла обширная правовая литература, именуемая смрити (“запоминаемое”, то есть передаваемое по памяти), или дхармашастры (II в. до н.э. - VI в. н.э.). Наиболее авторитетной считалась Манава-дхармашастра (Манусмрити), которая в нашей стране более известна как “Законы Ману”. Этот сборник состоит из нескольких тысяч двустиший - шлок, из которых лишь незначительная часть содержит юридические правила. Ведь Древняя Индия не знала общегосударственных сборников законов, и рекомендации шастр опирались на авторитет религии (вед) и юридические обычаи.
Извлечения: Крашенинникова Н. А. Индусское право: история и современность
Теоретически, если текст смрити расходится с ведическим текстом, он не может действовать в качестве источника права, ибо веды считаются источником всех знаний. Там, где имеются расхождения между ведическим текстом и смрити, преимущество признается за ведой - основным принципом древнеиндийского права.
Но поскольку в самих ведах правовые предписания отсутствуют, хитроумные жрецы - брахманы стали утверждать, что часть смрити (шастр) основана на забытых или потерянных ведических текстах, и таким образом подтверждали божественное происхождение правовых норм.
Итак, важнейшая особенность права Древней Индии заключалась в том, что оно выросло непосредственно из религиозных предписаний, а священные книги веды занимали краеугольное положение в системе источников индусского права. Изначально юридическим правилам придавалось религиозное обоснование и обеспечение.
Связь религии и правосознания у древних индийцев была настолько тесной, что во многих случаях эффективное действие правовых норм не требовало государственного принуждения. Примечательно, что религиозное наказание (епитимья) могло заменить любое светское наказание. Согласно Апастамбе, царь отказывался от своего права наказать преступника, если было дано согласие исполнить епитимью, наложенную брахманами.
Извлечения: Крашенинникова Н. А. Индусское право: история и современность
Духовная кара... назначалась за самые различные проступки: от нарушения обрядности до совершения преступлений, в том числе и при отсутствии умысла. За один и тот же проступок брахман мог назначить епитимью от самой легкой до самой тяжелой, влекущей смерть провинившегося. Лишь со временем епитимьи приобрели более или менее формально определенный характер и были зафиксированы в брахманских сборниках (шастрах. - Сост.). Но и тогда в определении тяжести епитимьи брахманскому усмотрению предоставляли достаточный простор.
В Древней Индии творцами правовых норм были жрецы-брахманы, которые, однако, не только толковали священные книги, но также записывали в шастрах юридические обычаи и некоторые установления государственной власти. В результате по мере укрепления государства происходила секуляризация права, оно принимало более светский облик, а с другой стороны, расширялась сфера общественных отношений, регулируемых не морально-религиозными нормами, а правом.
Извлечения: Крашенинникова Н. А. Индусское право: история и современность
В иерархии источников права в Древней Индии особое место отводилось артхашастрам, сочинениям, охватывающим философские, социально-политические и экономические проблемы государственной деятельности. До нас дошла одна Артхашастра, приписываемая Каутилье, советнику царя Чандрагупты из династии Маурьев (IV-III вв. до н.э.). Главное содержание Артхашастры - в рассмотрении драхмы царя, внутренней и внешней политики, в центре внимания которой стоит понятие выгоды, пользы (артхи), отодвигающей на второй план и религиозную мораль, и “естественную справедливость”. (...)
...Не артхашастры были порождением драхмашастр на определенном этапе своего развития, а дхармашастры на определенном этапе своего развития активно заимствовали, перерабатывали и переосмысляли материалы артхашастр.
Дхармашастры признают неортодоксальную артхашастру в качестве источника права. “Судьи (заседающие) в царском суде должны быть сведущими в дхармашастре и артхашастре...”, - записано, например, в Брихаспати. Вместе с тем здесь подчеркивается... приоритет дхармашастры над артхашастрами. “Дхармашастры имеют большее значение, чем артхашастры - таково правило”, - гласит Яджнавалкья. Провозглашая второстепенность артхашастр, составители дхармашастр отдавали дань общим концепциям “священности” права.
Составители дхармашастр признавали обычай в качестве источника индусского права. В дхармашастрах содержатся отсылки к обычаю в общей, декларативной форме и по конкретным нормам права. Так, например, Нарадамсмрити скрупулезно устанавливает правила “процентных займов”, “применяемых по всей земле”, допуская иные правила исполнения долговых обязательств там, где они “опираются на местные обычаи”...
В дхармашастрах обычай обозначается словами, означающими общественно полезное поведение, поступки добродетельных и благоразумных людей. Поскольку индусское право теоретически относится к неизменяемым правовым системам (ведь люди не могут переиначивать установления богов), то его приспособление к изменяющимся общественным потребностям шло обходным путем - посредством широкого включения обычных норм. Таким образом, старейший из известных нам источников права оказался в парадоксальной роли модернизатора, обновителя древнеиндийского писаного права.
Соотношение различных источников права Древней Индии при практическом использовании их норм в суде емко описывает политико-правовой трактат III в. до н.э.
Извлечения: Артхашастра, или Наука политики
Всякое спорное судебное дело решается на четырех основах, которые суть: 1) закон (то есть дхармашастры. - Сост.); 2) судебное разбирательство; 3) обычаи и 4) правительственное распоряжение. Из них последнему отдается преимущество перед другими.
Закон основывается на истине, судебное разбирательство - на показаниях свидетелей, обычаи - на соглашении народа. Правительственное же распоряжение является приказом, издаваемым властями. (...)
В том случае, если обычай или судебное разбирательство не согласуется с законом, то дело решается согласно последнему. Если же закон находится в противоречии с правительственными распоряжениями, то последним отдается предпочтение, ибо в этом случае книга (закон) теряет силу.
Проповедуемое артхашастрой Каутильи превосходство законодательства над обычаями, судебной практикой (прецедентами) и даже над дхармашастрами, составленными брахманами как истолкование священных книг - свидетельствует об усилении авторитета государственной власти и о том, что постепенно она становится главным творцом юридических норм. В связи с этим особое значение приобретало правильное составление правовых актов (юридическая техника).
Извлечения: Артхашастра, или Наука политики
Указом называется (правительственное) распоряжение. Ведь главное для царей - это указы, ибо состояние мира и войны зависит от них. Поэтому тот, кто одарен качествами министра и знаком со всеми законами (и обычаями), кто способен быстро составить нужный документ, обладает красивым почерком и умеет огласить написанное, должен быть назначен главным писцом.
Выслушав внимательно решение царя, он должен составить документ, ясный и определенный по своему смыслу. (…)
(Достоинства хорошо составленного документа.)
(1) Последовательность изложения (фактов), (2) их (логическая) согласованность, (3) полнота (изложения), (4) изящество стиля, (5) благородство (слога), (6) ясность (языка) являются достоинствами (хорошо составленного) документа.
(1) Под последовательностью здесь разумеется то, что внимание сразу вначале направляется на главный факт, выясняющий правильную последовательность событий; (2) под (логической) связанностью разумеется изложение следующих друг за другом событий, до самого заключения, без внесения какой-либо путаницы в течение излагаемых событий; (3) под полнотой изложения разумеется то, чтобы не было ни лишних тем, ни лишних слов, ни (даже) букв, а также, чтобы не было и пропусков, чтобы факты были выяснены приведением оснований и иллюстрацией примерами, без излишнего многословия; (4) красота стиля состоит в том, что слова льются свободно, их смысл, равно и звуковая (сторона), приятны; (5) благородство (слога) состоит в избежании слов грубых, (простонародных); (6) ясность состоит в том, что употреблены слова только всем известные.
ВАРНЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Для всех стран Древнего Востока характерна чрезвычайно сложная общественная структура: каждый человек от рождения принадлежал к одному из многочисленных сословий, что определяло его права и положение в обществе. Право Древней Индии издавна выделяется присущим ему жестким юридическим регулированием социальных отношений. Именно на территории Индостанского полуострова оформилась в завершенном виде система замкнутых сословных групп - варн (позднее – каст). Ее принесли сюда захватчики - племена ариев на рубеже II-I тысячелетий до н.э. С тех пор, укрепляясь и усложняясь, она сохраняется как пережиток варварства до наших дней.
Слово “каста” португальского происхождения. Оно означало в XVI в., когда корабли португальцев достигли берегов Индии, “род”, “качество”, то есть чистоту племенного происхождения. Но дробное деление на касты возникло лишь в период средневековья. В древности же существовали варны. Это слово переводят как “цвет”: возможно, что сословные группы когда-то определялись цветом кожи. Высшие слои общества состояли из светлокожих завоевателей ариев, тогда как низшие включали в себя туземное темнокожее население.
Уже Ригведа и другие древнейшие религиозные книги брахманистов упоминают четыре основные варны: первая варна - брахманов (жрецов); вторая варна - кшатриев (воинов и администраторов); третья варна - вайшиев (земледельцев и ремесленников) и, наконец, четвертая варна - шудр (слуг). Первые три варны брахманисты выделяют в особую группу “дважды рожденных”, допущенных к изучению вед и участию в религиозных ритуалах.
Религиозная идеология, подчинившая себе право, обосновывала систему варн – сословий. Утверждалось, что первые брахманы вышли из уст легендарного прародителя людей Пуруши (Ману) и потому им принадлежит святость и истина. Первые кшатрии, в свою очередь, возникли из рук Пуруши, поэтому им свойственна сила и крепость. Люди третьей варны образовались из бедер первочеловека, им, соответственно, достались выгоды и богатства. Тогда как шудры появились из ног Пуруши, пресмыкающихся в грязи, поэтому они предназначены к услужению и к повиновению.
Теоретически все варны были резко разделены. Браки между людьми из разных варн строжайшим образом запрещались. В Апастамбе говорилось: “Если мужчина приблизится к женщине, которая была раньше замужем, или не находится с ним в законном браке, или принадлежит к другой касте, то они оба совершают грех. Вследствие этого греха их сын также становится грешным”. Немало аналогичных норм и в «Законах Ману». Таким образом, законы, охраняя чистоту варн, запрещали всякое смешение между ними.
Во главе каждой варны находился совет старейшин, который наблюдал за выполнением обычаев варны. Этот совет был вправе судить членов варны, налагая на них наказания, начиная от религиозного очищения и вплоть до исключения из варны. Люди же, исключенные из варны, обращались в презираемых изгоев.
В законодательных памятниках Древней Индии содержится полный свод постановлений о том, чем должны были заниматься представители каждой варны. Таким образом брахманы и кшатрии умело соединили силу религиозных догматов и правовых норм для сохранения в неизменности системы варн, обеспечивавшей им привилегированное положение в обществе.
За рамками системы варн оказались особо притесняемые сословные группы чандалов, швапачей и прочих, которые объединяются одним понятием - неприкасаемые (парии). Их юридический статус был приблизительно одинаковым, независимо от названия группы. Презираемые, допущенные лишь к “нечистым” работам, они составляли низший слой общества.
Наличие шудр и неприкасаемых делало излишним многочисленное сословие рабов, ведь отдельные черты, свойственные общественному положению и юридическому статусу рабов, оказались фактически распространены и на эти лично свободные социальные группы.
Древняя Индия представляет собою общество, в котором отчетливо видно несовпадение юридических групп населения (сословий) и социально-экономических классов (классов общества). Так, общественный класс рабовладельцев состоял там из трех варн “дважды рожденных”, а класс рабов образовывали сословия шудр, неприкасаемых и рабов в узком значении слова, то есть лично несвободных людей. Причем положение собственно раба зачастую оказывалось предпочтительнее, нежели участь парии.
Извлечения: Законы Ману
(Глава) X, (статья) 4. Брахманы, кшатрии и вайшии - три варны дважды рожденных, четвертая же - шудры - рожденные один раз; пятой же нет.
X, 5. Во всех варнах только те (сыновья), которые рождены от жен равных, девственниц, должны считаться рожденными в соответствии с прямым порядком и равными по рождению.
I, 87. А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рожденных из уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия.
X, 96. Кто, низший по рождению, из жадности живет занятиями высших, того царь, лишив имущества, пусть немедленно изгонит.
VIII, 267. Кшатрий, обругавший брахмана, подлежит штрафу в сотню (пан), вайший - в две с половиной (сотни), но шудра подлежит телесному наказанию.
VIII, 268. При оскорблении кшатрия брахман должен быть оштрафован пятьюдесятью (панами), вайший - двадцатью пятью, шудры - штрафом в двенадцать пан.
VIII, 270. Рожденный один раз, поносящий ужасной бранью дважды рожденных, заслуживает отрезания языка; ведь он - самого низкого происхождения.
VIII, 279. Тот член, каким человек низший (неприкасаемый или шудра. – Сост.) ударит высшего, именно он у него должен быть отрезан: таково предписание Ману.
VIII, 280. Подняв руку или палку, он заслуживает отрезания руки: лягнувший в гневе ногой - заслуживает отрезания ноги.
VIII, 142. Ровно два, три, четыре и пять процентов со ста в месяц полагается брать соответственно порядку варн (кредитору с должника. – Сост.).
VIII, 417. Брахман может уверенно присваивать имущество шудры, ибо у того нет никакой собственности; ведь он тот, имущество которого забирается хозяином.
IX, 229. Кшатрий, вайший и шудра, не могущие уплатить штраф, освобождаются от долга работой; брахману полагается отдавать постепенно.
XI, 127. Одна четверть (покаяния, полагающегося) за убийство брахмана, предписывается за убийство кшатрия, одна восьмая - вайшия; но должно знать, (что за убийство) добродетельного шудры – шестнадцатая.
XI, 236. Аскетизм для брахмана - (приобретение священного) знания, аскетизм кшатрия - охрана (народа), аскетизм вайшия - хозяйственная деятельность, аскетизм шудры - услужение.
X, 64. Если (женское) потомство от брахмана и шудрянки рождает (в супружестве с) высшим (дочь, которая вступает в брак также с брахманом, и т.д.), низший достигает высшего рождения в седьмом поколении.
X, 65. (Так) шудра идет к степени брахмана и брахман идет к степени шудры; но следует знать, (что это относится) и к потомству кшатрия, а также вайшия.
VIII, 418. Надо ревностно побуждать вайшиев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир.
БРАХМАНЫ
Жреческое сословие открывает перечень варн в шастрах, ... написанных самими брахманами. Однако реальная власть (войско, налоги) находилась в руках у кшатриев; и нередко в текстах, в меньшей степени подвергшихся брахманской обработке, сословную иерархию возглавляли кшатрии.
Извлечения: Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия
В брахманских сочинениях настойчиво повторяется мысль об исключительности этого сословия. Зачастую составителям названных текстов изменяло чувство меры, и тогда появлялись такого рода восхваления:
“...Брахман, рождаясь для сохранения сокровищницы дхармы, занимает высшее место на земле как владыка всех существ. Все, что есть в мире, - это способность брахмана... Ведь люди живут по милости его... Только он имеет право на всю эту землю”.
Авторы сутр и шастр упорно настаивали на привилегиях данного сословия - его представители не облагаются налогами, не попадают в кабалу за долги, не подвергаются смертной казни, телесному наказанию или пытке во время следствия; проступки против брахманов рассматриваются как тяжкий грех.
Впрочем, многое из того, на что претендовали члены этой варны, оставалось только претензиями. Имеются сведения, что они, подобно членам других варн, платили налоги (например, брахманы-ремесленники, купцы и т.д.); если не посвящали себя традиционным занятиям, подвергались и смертной казни, и калечению по суду; имущество их подлежало конфискации. Судя по буддийской литературе, брахманы могли заниматься земледелием... и скотоводством... упоминаются брахманы-пастухи, охотники, слуги. (...) Перечисленные в дхармашастрах наказания для членов низших варн, оскорбивших брахманов словом или действием... не подтверждаются другими источниками.
Хотя брахманы и не в полной мере обладали теми правами, которые записали для себя в шастрах, они оставались влиятельнейшим сословием в индийских государствах, занимая посты советников, царей, судей, а главное - будучи хранителями религиозного знания, толкователями древних традиций, исполнителями культовых действий. Вот это-то важное положение брахманов в качестве идеологов и юристов зафиксировано правовыми памятниками Древней Индии.
Извлечения: Законы Ману
I, 96. Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными - разумные, между разумными - люди, между людьми - брахманы.
I, 88. Обучение, изучение (Веды), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение (милостыни) он (Брахма) установил для брахманов.
IX, 317. Брахман - ученый или неученый - великое божество, равно как великое божество и огонь - и использованный (при жертвоприношении) и неиспользованный.
X, 81. Но, если брахман не может существовать своими, только что упомянутыми занятиями, он может жить (исполнением) дхармы кшатрия, ибо тот непосредственно следует за ним.
X, 82. Если он не может прожить даже обеими и если возникает (вопрос), как быть, (тогда), занимаясь земледелием и скотоводством, он может жить образом жизни вайшия.
X, 83. Брахман или даже кшатрий, живущий образом жизни вайшия, пусть старательно избегает земледелия, наносящего вред и зависящего от других.
X, 84. “Земледелие добродетельно”, - так думают многие, но такой образ жизни порицается благочестивыми, ибо дерево с железным наконечником ранит землю и (существа), живущие в земле.
КШАТРИИ
Политическая власть находилась по преимуществу в руках варны кшатриев. Как правило, к этому сословию принадлежали цари индийских государств, кшатрии же стояли во главе государственного управления, они контролировали армию. Кроме политической и военной власти, кшатрии располагали и широкими экономическими возможностями: им нередко принадлежали большие земельные поместья. По свидетельству эллинов, во время войны кшатрии сражаются, “когда же заключен мир, ведут веселую жизнь; от государства им идет такое жалование, что на него они без труда могут прокормить и других”.
Извлечения: Законы Ману
IX, 322. Без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшатрия не процветает брахман; брахман и кшатрий, объединившись, процветают и в этом мире, и в ином.
I, 89. Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и неприверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия.
X, 77. Три дхармы брахмана не положены для кшатрия: обучение, жертвоприношение для других и третье - принятие (даров).
X, 79. Ради средств существования для кшатрия (предписано) ношение меча и стрелы, для вайшия - торговля, (разведение) животных, земледелие, но (их) дхарма - дарение, учение, жертвоприношение.
X, 95. Кшатрий, попавший в беду, может существовать всеми этими (средствами), но ему никогда не следует думать о более высоком образе жизни.
X, 118. Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвертую часть (урожая), со всей энергией охраняющий подданных - освобождается от греха.
Обычай и законы закрепили господствующее положение в обществе двух высших варн. Когда-то сражавшиеся за первенство, по мере разрастания своих привилегий эти варны забыли вражду и, соединившись, противостояли остальной части общества.
ВАЙШИИ
Наиболее многочисленной варной Древней Индии были вайшии. Положение индийцев-вайшиев было весьма различным: разбогатевшие купцы и ремесленники, вся городская верхушка, несомненно, относились к господствующим слоям общества. Некоторые вайшии даже занимали место на государственной службе, то есть исполняли дхарму высших сословий. Но основная масса вайшиев была оттеснена от государственных дел и, занимаясь земледелием и ремеслом, обратилась в главных плательщиков налогов. К началу нашей эры явственно обнаружилось, что “дважды рожденные” вайшии, согласно господствующим в Древней Индии нормам права, ближе по социальному статусу к шудрам, чем к брахманам и кшатриям.
Извлечения: Законы Ману
I, 90. Пастьбу скота, а также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие (Брахма установил) для вайшия.
IX, 326. Вайшию, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и, особенно - разведением скота.
IX, 327. Ведь Праджапати, создав скот, вручил (его) вайшию; брахману и царю он вручил всех людей.
IX, 328. У вайшия никогда не должно быть желания: “я не желаю пасти”; а раз вайший желает, разведение скота ни в коем случае не должно производиться другими.
IX, 329. (Вайшию) следует знать соответствующую цену драгоценных камней, жемчуга, кораллов, металлов, тканей, благовоний и соков.
IX, 330. Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного (качества) земли; ему следует знать полностью использование мер и весов;
IX, 331. Достоинства и недостатки изделий, выгоды и невыгоды (разных) стран, (вероятный) доход и убыток от товаров и (искусство) выращивания скота.
IX, 332. Надо знать (каким должно быть) жалованье слугам, различные языки людей, способы хранения имущества и (ведение дел по) купле и продаже.
X, 98. Вайший, который не в состоянии существовать (исполнением) своей дхармы, может существовать по образу жизни шудры, (но) не исполняя запрещенные (ему) дела и отвращаясь (от этого) как только сможет.
ШУДРЫ
Шудры - последняя из варн и по времени возникновения, и по положению в обществе.
Извлечения: Законы Ману
I, 91. Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим (дважды рожденным) варнам со смирением.
VIII, 413. Но шудру, купленного или некупленного, он может заставлять исполнять (унижающее человека) услужение, ибо тот был создан Самосущим для услужения брахману.
VIII, 414. Шудра, даже отпущенный хозяином, не освобождается от обязанности услужения; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?
IX, 334. Для шудры же высшая дхарма, ведущая к блаженству - обслуживание прославленных брахманов-домохозяев, изучивших Веду.
IX, 335. (Шудра) чистый, послушный высшим, мягкий в речи, свободный от гордости, всегда прибегающий к покровительству брахмана, получает (в новой жизни) высшее рождение.
X, 99. Шудра, не могущий исполнять услужение дважды рожденным, (шудра), которому угрожает гибель сыновей и жены, может жить занятиями ремесленников.
X, 100. (Ему надлежит следовать) тем занятиям ремесленников и таким различным ремеслам, исполнением которых обслуживаются дважды рожденные.
X, 129. Шудра не должен накапливать богатство, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.
Как и ко всем нормам права, изложенным в дхармашастрах, к правилам поведения шудр следует относиться как к пожеланиям брахманов. На самом деле, как свидетельствуют другие документы той эпохи, шудры не только находились в услужении, но также занимались ремеслом и вообще были представлены, подобно вайшиям, во всех основных отраслях хозяйства. Некоторые разбогатевшие шудры сами имели слуг-шудр и даже нанимали брахманов в услужение. Однако право Древней Индии все же не позволяло шудрам получить полное равноправие с представителями других каст. “Единорожденные”, они не проходили обряд религиозного посвящения и потому не были допущены к изучению вед и религиозным таинствам. Наказания за преступления против шудр были, как правило, ниже, чем за те же деяния, совершенные против брахманов, кшатриев и вайшиев. Вместе с тем шудры все-таки сохраняли положение свободных людей и не были рабами.
НЕПРИКАСАЕМЫЕ И РАБЫ
На самой низшей ступени древнеиндийского общества располагались неприкасаемые (парии) и рабы. Сословие париев находилось за рамками традиционной системы четырех варн. Юридический статус неприкасаемых определяли религиозные представления о “нечистоте” некоторых предметов и профессий. Париям отводились занятия рыболовством, охотой, торговля мясом и убийство животных, обработка кож и т.д.
Рассказывают, будто, когда две знатные женщины вышли на улицу и случайно увидели неприкасаемых из разряда чандалов, то они немедленно вернулись обратно, чтобы, промыв свои глаза, очиститься от скверны.
Извлечения: Законы Ману
X, 51. Местожительство чандалов и швапачей (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их (должны быть только) собаки и ослы.
X, 521. Одеждами - одеяния мертвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать.
X, 52. Человеку, исполняющему дхарму, не следует обращаться с ними, их дела (должны решаться) между ними, браки - с подобными им.
X, 54. Их пища должна быть даваема им другими в разбитой посуде; ночью им не полагается бродить по деревням и городам.
X, 55. Днем они, отмеченные по приказу царя знаками, могут входить (туда) для исполнения работ, и пусть уносят трупы (людей), не имеющих родственников: таков порядок.
X, 56. Им полагается всегда по приказу царя, согласно шастрам, умерщвлять приговоренных к казни; они могут забирать одежды казненных, ложа и украшения.
Несмотря на крайние формы правовой дискриминации, чандалы, швапачи и другие парии все же формально оставались свободными, тогда как рабы не обладали правом даже на свою личность. Юридические нормы низводили рабов (даса) до положения животных: “Корова, коза, человек, овца, лошадь, мул, осел - эти семь сведущими считаются домашними животными” (Махабхарата).
Рабы были по общему правилу неправоспособными: сделки, ими заключенные, считались ничтожными, то есть изначально недействительными. Хозяин свободно распоряжался ими, как любым другим имуществом - продавал, проигрывал в кости, закладывал, дарил и прочее. Причем, например, в случае залога рабыни ее потомство принималось как проценты на долг. Однако, как и всюду на Древнем Востоке, право Индии знало послабления для отдельных категорий рабов. Очевидно, они могли владеть некоторым имуществом и даже, как свидетельствует одна из статей “Законов Ману”, сами имели рабов.
Извлечения: Законы Ману
VIII, 415. Захваченный под знаменем, раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания - таковы семь разрядов рабов.
VII, 416. Жена, сын и раб - трое считаются не имеющими собственности; чьи они, того и имущество, которое они приобретают.
IX, 179. Если у шудры есть сын от рабыни или рабыни раба, он, признанный (отцом), может получить часть (наследства): такова установленная дхарма.
Однако при всех послаблениях раб оставался рабом и обычай требовал от него постоянно подчеркивать свою преданность господину, всячески выражая рабскую покорность и готовность следовать его приказаниям.