Проступки против чести и достоинства личности

Как проступки против чести и достоинства личности могут быть квалифицированы следующие случаи:

· если журналист обнародует сведения, хоть и соответствующие действительности, но, не имея общественного значения, приносят ущерб чести и достоинству личности;

· если журналист представляет в невыгодном свете гражданина или категорию граждан в связи с их полом, возрастом, расовой и национальной принадлежностью, языком, профессией, местом жительства, отношением к религии.

Статья 9

НАРУШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЧЕСТИ ЖУРНАЛИСТА

Как нарушения профессиональной чести журналиста могут быть квалифицированы следующие случаи:

· если журналист использует свой профессиональный статус для получения материальных либо иных преимуществ для себя, своих родственников и близких от третьих лиц или организаций;

· если журналист из корыстных или иных низких соображений препятствует либо отказывается от публикации определенного материала или отдельных его частей, либо публикует его, либо склоняет своих коллег к его опубликованию;

· если журналист получает от заинтересованного лица или организации денежные суммы, подарки, какие-нибудь преимущества либо льготы, могущие оказать влияние на его независимость при исполнении профессиональных обязанностей;

· если журналист для получения информации пользуется обманом, шантажом, провокацией или иным способом, противоречащим нормам морали и права;

· если журналист в какой-либо форме выдает информацию, не подлежащую огласке, вопреки договоренности с лицом, ее доверившим;

· если журналист в какой-либо форме раскрывает псевдоним, принадлежащий другому лицу, без его согласия, за исключением случаев, когда псевдоним был публично раскрыт ранее;

· если журналист, используя чужое произведение, преподносит его целиком либо частично как свое, не называя его настоящего автора и источник заимствования;

· если журналист, не предупреждая об этом соответствующие редакции, передает один и тот же материал в две или более редакции либо предлагает для обнародования опубликованный ранее материал, за исключением случаев, предусмотренных законом;

· если журналист использует свой профессиональный статус в качестве прикрытия для сбора информации в пользу посторонних лиц или организаций, не являющихся средствами массовой информации.

Статья 10

НАРУШЕНИЕ СЛУЖЕБНОЙ ЭТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОСТИ ЖУРНАЛИСТОВ

Как нарушение служебной этики и профессиональной солидарности журналистов могут быть квалифицированы следующие случаи:

· если журналист, используя свое служебное положение, путем редактирования искажает содержание материала, подготовленного его коллегой, и без его согласия обнародует в таком виде;

· если журналист, используя свое служебное положение в редакции, навязывает коллегам путем произвольной правки их материалов свой личный вкус и субъективные наклонности, препятствует развитию их творческих способностей;

· если журналист из карьеристских, корыстных или иных низких соображений в публикации показывает издание либо своего коллегу в неприглядном свете в глазах других журналистов или общества;

· если журналист, используя свое служебное положение в редакции, препятствует деятельности журналистской организации либо ограничивает ее самостоятельность.

III

ВОЗЛОЖЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Статья 11

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ

Дела о нарушениях принципов и норм журналистской этики рассматриваются Советом по профессиональной этике, который избирается на съезде Союза журналистов. Никакие иные органы и организации не имеют права рассматривать дела о нарушениях журналистской этики. Никакие нормы этого кодекса не могут являться основанием для привлечения журналиста к дисциплинарной, административной или иной ответственности.

Советом по профессиональной этике может быть принято решение о публикации в периодической печати сообщения о проступке и применении к виновному лицу избранных мер воздействия.

Меры воздействия за нарушение норм журналистской этики применяются независимо от мер правовой или иной ответственности.

Статья 12

ОФИЦИАЛЬНОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ

Право официального разъяснения принципов и норм журналистской этики, закрепленных в этом кодексе, а также кодификации прецедентов и их окончательной квалификации принадлежит Совету по профессиональной этике Союза журналистов Беларуси.

Кодекс принят на 9-ом съезде БСЖ 18 октября 1995 г.

Дэкларацыя прынцыпаў прафесійнай этыкі беларускіх журналістаў і сродкаў масавай інфармацыі (БАЖ)

Зыходзячы з вышэйшых маральных арыенціраў прафесійнай дзейнасці, з намеру ўмацоўваць давер грамадства да прэсы, як да аднаго з наібольш важных дэмакратычных інстытутаў;

Прызнаючы прыярытэт міжнародных прававых і этычных норм у галіне СМІ;

Разумеючы, што свабодная журналістыка патрабуе пэўных маральных самаабмежаванняў, Беларуская асацыяцыя журналістаў рэкамендуе сваім сябрам добраахвотна прытрымлівацца наступных прынцыпаў прафесійнай этыкі:

1. АДСТОЙВАЦЬ права на атрыманне і распаўсюджванне інфармацыі ўсімі законнымі сродкамі незалежна ад дзяржаўных межаў.

2. ПРАЯЎЛЯЦЬ публічную салідарнасць з усімі, хто падвяргаецца ўціску і рэпрэсіям за сваю прафесійную дзейнасць.

3. КІРАВАЦЦА ў сваёй дзейнасці выключна інтарэсамі грамадства.

4. ЛІЧЫЦЬ, што эгаістычныя, групавыя, вузкапартыйныя інтарэсы несумяшчальныя з прафесійнай дзейнасцю журналіста і СМІ.

5. ІМКНУЦЦА да максімальнай дакладнасці інфармацыі, глыбіні і праўдзівасці аргументаў пры выкладанні сваіх поглядаў, пазіцый і меркаванняў.

6. АБАРАНЯЦЬ праўду, памятаючы пры гэтым, што ніхто не валодае абсалютным правам на ісціну.

7. ПАВАЖАЦЬ іншыя погляды, меркаванні і пазіцыі, калі ў іх адсутнічаюць хлусня, фальш, а самі яны з’яўляюцца вынікам пошуку ісціны.

8. ГАРАНТАВАЦЬ свабоднае выяўленне любых поглядаў, пазіцый і думак, калі яны не пераследуюць антыгуманных мэтаў. Прапаганда і апраўданне вайны, дыктатуры ва ўсіх яе праявах, расавай, нацыянальнай, сацыяльнай, рэлігійнай нецярпімасці і варожасці несумяшчальныя з годнасцю журналіста і СМІ.

9. НЕ ДАГАДЖАЦЬ тым, хто ва ўладзе, на чым бы іх улада ні трымалася. Залежнасць ад іх – загана, якой трэба пазбаўляцца.

10. ПРЫЗНАВАЦЬ адкрыта і сумленна свае памылкі.

11. ЗАХОЎВАЦЬ прынцып прэзумпцыі невінаватасці ў адносінах да асобаў ці арганізацый, чыя віна можа быць даказана толькі ў судовым парадку.

12. НЕ ПРЫСВОЙВАЦЬ сабе права публічнага ўмяшальніцтва ў прыватнае жыцце грамадзян, калі на то няма іх згоды, або прыватнае жыццё грамадзян, асабліва палітыкаў і службовых асоб, супярэчыць дэмакратычным і маральным нормам грамадскага жыцця. Кожная асоба, якая трапіла пад публічную крытыку, мае права на адказ у тым жа сродку масавай інфармацыі.

13. ПАЗБЯГАЦЬ зняважальных, прыніжаючых годнасць чалавека, грамадства і дзяржавы публічных характарыстык.

14. ПАМЯТАЦЬ, што праўда – не толькі вышэйшая каштоўнасць для журналіста і СМІ, але і вышэйшая мера адказнасці перад асобай і грамадствам.

Замечания и предложения БАЖ по проекту закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации»

Общественное объединение "Белорусская ассоциация журналистов" провело обсуждение поступившего из Министерства информации Республики Беларусь проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации». Указанный законопроект существенно отличается от ныне действующего закона и фактически представляет собой проект нового закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации».

К положительным сторонам указанного законопроекта можно отнести следующее:

1. Законопроект лучше структурирован. В нем более подробно прописаны отдельные аспекты деятельности СМИ и журналистов. В частности, появились новые главы: «Органы управления и самоуправления в сфере массовой информации», «Особенности распространения печатных и сетевых средств массовой информации», «Особенности деятельности телевизионных и радиовещательных СМИ».

2. В законопроекте отсутствует положение о необходимости согласования размещения регистрируемого средства массовой информации с местными исполнительными и распорядительными органами. В настоящий момент это создает препятствия для регистрации новых независимых изданий.

3. В проекте отсутствует положение о возможности приостановления деятельности СМИ органом государственного управления в этой сфере (Министерством информации).

4. В законопроекте предусмотрено создание Общественного совета по координации, общественному контролю и решению спорных вопросов в сфере массовой информации. Вместе с тем, необходимо изменить порядок организации данного Совета (ст. 30 законопроекта).

5. Более четко определены права и обязанности журналиста и других субъектов массовой информации, а также гарантии их деятельности (в основном для журналистов государственных СМИ).

6. В ряде положений законопроекта (ст.ст. 1, 13, 33 и др.) предпринимается попытка правового урегулирования распространения массовой информации в глобальных информационных сетях (Интернет). Однако это урегулирование направлено на усиление государственного контроля за распространением массовой информации.

В то же время проект закона содержит ряд положений, которые могут значительно ухудшить положение масс-медиа, и прежде всего независимых СМИ.

1. Статья 6 существенно ограничивает свободу средств массовой информации, поскольку дает возможность расширительного толкования случаев злоупотребления массовой информации, за которые предусматриваются соответствующие меры взыскания (вплоть до закрытия СМИ).

2. Статья 7 законопроекта «Гарантии от монополизации средств массовой информации» фактически создает гарантии монопольной деятельности для государственных электронных масс-медиа. Статья 16 законопроекта («Освобождение средств массовой информации от регистрации») фактически выводит предприятие-монополист Национальную государственную телерадиокомпанию Республики Беларусь из сферы действия указанного закона, так как ее радио-телепрограммы освобождаются от регистрации.

3. Статья 8 законопроекта («Финансирование средств массовой информации») создает ощутимые преимущества для деятельности редакций государственных СМИ. Для них предусматривается финансирование из республиканского и местных бюджетов. Одновременно вводятся жесткие ограничения финансирования негосударственных СМИ. По общему правилу, запрещается финансирование негосударственных масс-медиа из-за рубежа и анонимными источниками.

4. Ряд положений законопроекта противоречит международно-правовым обязательствам Республики Беларусь (в частности, ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах). Это свидетельствует о том, что содержащееся в ст. 10 («Правовая основа деятельности средств массовой информации») указание о приоритете правил международных договоров является не более чем декларацией.

5. Формализуются регистрационные требования к учреждению СМИ (ст. 13 законопроекта). Для регистрации СМИ дополнительно требуется предоставление копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, копии учредительных документов юридического лица.

6. Статья 16 проекта поднимает количественную планку печатных изданий, для которых не требуется регистрация: от 300 до 500 экземпляров. Однако для выпуска в свет любого печатного издания от 1 до 500 экземпляров необходимо предоставить контрольный экземпляр каждого номера издания местной исполнительной власти. Это означает усиление государственного контроля за деятельностью малотиражных СМИ и создает предпосылки для введения цензуры.

7. Пункт 3 статьи 20 законопроекта предусматривает возможность внесудебного аннулирования Министерством информации свидетельства о регистрации СМИ в случае ликвидации юридического лица, издающего газету.

8. Ст. 68 проекта («Прекращение выпуска средства массовой информации») сохраняет существующий порядок прекращения выпуска СМИ по инициативе органа государственного управления в сфере массовой информации или прокуроров всех уровней.

9. В законопроекте предусмотрена перерегистрация всех средств массовой информации, уставы которых были зарегистрированы до вступления в силу указанного закона.

Принятие закона «О средствах массовой информации» в данной редакции значительно ухудшит положение негосударственных средств массовой информации и приведет к дальнейшему усилению государственного контроля за их деятельностью.

Закон Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации»

от 13 января 1995 г. N 3515-XІІ

[Также в тексте Закона даются изменения в соответствии с Проектом Закона Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О печати и других средствах массовой информации" от января 2002 г. Положение Закона, которое было изменено или дополнено дается с пометой (*). Измененный или дополненный текст дается ниже в квадратных скобках ( [ ] ) Добавленные пункты даются в квадратных скобках с пометой (#) ]

Настоящий Закон обеспечивает реализацию конституционного права граждан Республики Беларусь на свободу слова, печати и информации, регулирует общественные отношения, возникающие при создании и функционировании печати и других средств массовой информации, распространении их продукции, а также определяет права и обязанности субъектов средств массовой информации.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия о средствах массовой ин формации

Под массовой информацией в настоящем Законе имеются в виду печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие сообщения и материалы, публично распространяемые через средства массовой информации.

Под средством массовой информации имеются в виду периодическое печатное издание, телерадиоорганизация, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, другая форма (способ) периодического распространения массовой информации.

Под периодическим печатным изданием имеются в виду газета, журнал, брошюра, альманах, бюллетень, другое издание, имеющее постоянное название, порядковый номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Под регистрирующим органом понимается республиканский орган государственного управления, который в пределах своей компетенции реализует политику государства в области средств массовой информации, осуществляет контроль за соблюдением средствами массовой информации законодательства Республики Беларусь, регистрирует средства массовой информации.

Под государственными республиканскими телерадиоорганизациями имеются в виду государственные телерадиоорганизации, учредителями которых выступают республиканские органы государственной власти и управления.

Под государственными местными телерадиоорганизациями имеются в виду областные телерадиоорганизации (объединения), городские и районные радиоредакции, учредителями которых выступают органы государственной власти и управления.

Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом 300 и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и собранных в их банках и базах сведений, а также в отношении других средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, плакатов, листовок и других материалов.

Под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой имеется в виду совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющих постоянное название и выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения продукции средств массовой информации через системы теле-, видеотекста и другие телекоммуникационные сети, если законодательством Республики Беларусь не установлено иное.

Под продукцией средств массовой информации имеется в виду тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж либо часть тиража аудио- либо видеозаписи программы.

Под распространением продукции средств массовой информации имеются в виду продажа, подписка, доставка, раздача периодических печатных изданий, аудио- либо видеозаписей программ, трансляция и ретрансляция радио-, телепрограмм, демонстрация кинохроникальных программ.

Наши рекомендации