Тема 7. Правовое государство
Задание 1.
Является ли правовым любое государство, в котором торжествует законность?
1. Является, так как "правовое государство" и государство законности – одно и то же.
2. Не является, так как не любое государство, где торжествует законность, является правовым.
3. Является, если общественные отношения регулируются законами.
Задание 2.
Является ли взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами принципом правового государства?
1. Не является, так как подобный принцип характерен для любого государства.
2. Является, так как это один из принципов правового государства.
3. Не является, так как подобный принцип не характерен для государства.
Задание 3.
Как соотносятся между собой термины "право" и "свобода" в современном правовом словоупотреблении?
1. Эти термины равнозначны.
2. Понятие термина "свобода" шире понятия термина "право".
3. Понятие термина "свобода" уже понятия термина "право".
Задание 4.
Назовите характерные признаки "правового" закона
1. Уравнительный принцип регуляции .
2. Принцип формального равенства, нормативное закрепление всеобщего масштаба и равной меры свободы.
3. Властно-приказной принцип регулирования.
Задание 5.
Назовите автора концепции правового государства.
1. Ф. Аквинский.
2. И. Кант
3. Конфуций.
Задание 6.
Что следует понимать под правовым законом?
1. Положения, которые в нем содержатся, должны соответствовать естественным правам человека.
2. Положения, которые в нем содержатся, должны выражать волю господствующего класса.
3. Положения, которые в нем содержатся, должны соответствовать морали общества.
Задание 7.
Определите цель правового государства.
1. Осуществление правосудия только судом, сформированным на основе демократических принципов.
2. Признание принципов и норм международного права во взаимоотношениях с другими государствами.
3. Утверждение правовой формы и правового характера взаимоотношений между публичной властью и подвластными субъектами права, признание и надлежащее гарантирование формального правового равенства и свободы всех индивидов, прав и свобод человека и гражданина.
Задание 8.
Кто из мыслителей выдвигал тезис о верховенстве законодательной власти?
1. Ж.-Ж. Руссо.
2. Дж. Локк.
3. Ш. Монтескье.
Задание 9.
Что понимается под системой сдержек и противовесов?
1. Это особая форма реализации принципа разделения властей, механизм конституционно-правовых средств обеспечения баланса различных ветвей власти в целях предотвращения монополизации власти в руках одного лица или социального строя.
2. Форма юридической ответственности органов государства.
3. Совокупность юридических норм, определяющих компетенцию органов государственного управления.
Задание 10.
В каких из приведенных положений Конституции РФ закреплены элементы системы "сдержек и противовесов"?
1. "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ" (ст. 3).
2. Право отлагательного вето Президента РФ в отношении федеральных законов (ст. 107). Преодоление президентского вето большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (ст. 7).
3. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст.34).
РАЗДЕЛ 3
Тема 8.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА
1. Происхождение права.
2. Основные теории происхождения и сущности права.
3. Сущность и назначение права в современном понимании.
4. Понятие и признаки права.
5. Принципы права.
6. Функции права.
7. Взаимодействие права с экономикой, политикой, религией.
8. Соотношение государства и права.
Происхождение права
Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства. И процесс этот имеет исторические параллели.
У разных народов и в разные эпохи возникновение права было связано с особенностями развития каждого народа.
Однако общие закономерности в значительной мере совпадают в истории общества народов мира. Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждаются в определенной упорядоченности жизни людей. Такая урегулированность, подчиняющая всю массу единичных отношений людей общему порядку, достигается с помощью правил поведения или социальных норм.
В первобытном обществе регулирование общественных отношений осуществлялось на основе мифов, ритуалов, религиозных норм, простейших норм морали, обычаев. Все эти нормы были мононормами, так как совпадали по содержанию. Наиболее распространенными и типичными были обычаи - правила поведения, сложившиеся исторически, которые в результате многократного их повторения вошли в привычку. Они обеспечивались мерами общественного воздействия и были консервативны по своей природе.
С появлением избыточного продукта, частной собственности, с расслоением общества, обычаи, нравственные и религиозные нормы родового строя оказались не способны играть роль регулятора общественных отношений, так как:
а) уже не существовало единства интересов всех членов общества;
б) примирить противоположные интересы различных групп населения обычаи не могли.
В силу экономических условий отношения раннеземледельческого классового общества требовали появления норм, которые бы:
1) могли формироваться людьми;
2) были четко определены по содержанию;
3) строго проводились в жизнь.
Такие нормы и представляли собой право. С их помощью экономические, политические, семейные, трудовые, управленческие и иные отношения приобретают форму правовых отношений, сообразуемых с интересами тех или иных сословий, классов или других слоев общества, господствующих в производстве, политике и иных сферах жизни общества.
Пути возникновения права
1. Санкционирование государством норм первобытных обычаев и превращение их в нормы права (правовые обычаи), охраняемые от нарушений государством.
Правовой обычай – это санкционированный (т.е. одобренный и охраняемый) государством обычай.
В период образования государства отдельные обычаи родового строя стали получать санкцию со стороны государства. За нарушение этих обычаев устанавливались меры государственного принуждения. На ранних стадиях существования государства обычное право представляло почти все право данного общества. В дальнейшем оно все больше вытесняется правовыми законами государства.
Первые источники права в значительной степени представляли собой санкционированные обычаи:
- законы Хаммурапи (Вавилон),
- законы Ману (Индия),
- законы ХII таблиц (Древний Рим),
- Салическая правда,
- Русская правда и др.
2. Издание государством нормативных актов, содержащих нормы права.
Это осуществляется в ходе правотворческой деятельности государства.
По мере установления общественных отношений государство восполняло недостающие в обычном праве нормы своей правотворческой деятельностью.
Постепенно законы становятся основной формой права.
3. Создание правовых прецедентов.
Правовые нормы могут возникать (особенно, если по данному конкретному вопросу отсутствует обычай или закон) в результате вынесения судебного решения.
Правовой прецедент – это конкретное судебное или административное решение по конкретному делу, которому государство придает обязательную юридическую силу для аналогичных дел.
Прецедентное право развито в странах англо-саксонской системы права.
4. Рецепция права, т.е. использование правового опыта других стран.
"Рим трижды покорил мир: силой оружия, силой религии, силой права" (Иеринг).
5. Экспансия права – это распространение на колонизованные территории права метрополии.
Таким образом, право – это правила поведения, исходящие уже не от общества, а от государства.
Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений.