Семинар 3. Тема: Понятие, содержание и реализация уголовной ответственности – 4 ч
Тема: Понятие, содержание и реализация уголовной ответственности – 4 ч.
1. Понятие уголовной ответственности.
2. Содержание уголовной ответственности.
3. Понятие и содержание уголовно-правовых отношений. Субъекты уголовно-правовых отношений.
4. Основание уголовной ответственности. Возникновение уголовной ответственности, ее реализация и прекращение.
5. Отличие уголовной ответственности от иных видов ответственности.
Литература:
Васильченко А.А. Взаимосвязь уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений. М.: Ось-89, 2006.*
Волошин В.М. Ответственность как средство реализации уголовно-правовой политики // Российская юстиция. 2007. №1.*
Дворецкий М. К вопросу о видах уголовной ответственности // Уголовное право. 2007. №2.*
Игнатов А.Н., Костарева Т.А. Уголовная ответственность и состав преступления. М., 1996;
Кудрявцев В.Н. Закон, поведение, ответственность. М., 1986;
Лесниевски-Костарева Т.А. Дифференциация уголовной ответственности. Теория, законодательная практика. М., 1998;
Огурцов Н.А. Правоотношения и ответственность в уголовном праве. Рязань, 1995;
Разгильдиев Б.Т. Уголовно-правовые отношения и реализация ими задач уголовного права РФ. Саратов, 1995;
Практическое занятие
1. Составить кроссворд по теме «Уголовная ответственность» (15 вопросов по вертикали, 15 вопросов по горизонтали).
2. Подобрать примеры из судебно-следственной практики, отражающие все формы реализации уголовной ответственности (письменно).
3. Подобрать в постановлениях Пленумов Верховного Суда примеры соотношения уголовной ответственности и иных видов юридической ответственности (письменно).
Решите задачи:
1.Следуя в электропоезде Нижний Новгород – Семеново, Яковлев, будучи в состоянии алкогольного опьянения, заснул и проспал свою станцию. Когда, проснувшись, он это понял, то выбежал в тамбур вагона электрички и сорвал стоп-кран. В результате резкого торможения два человека получили легкий и один человек – средней тяжести вред здоровью. Оцените действия Яковлева.
2.Обухов встретил заблудившегося 10-летнего Серегина и, проявив заботу о его судьбе, отвел к себе домой, где и удерживал неделю, до того момента, пока не отыскал родителей мальчика. Оцените действия Обухова.
3.Дудочкин и Жирнова подали в ЗАГС заявление о регистрации брака. Не дождавшись истечения срока, необходимого для регистрации, Дудочкин вступил с Жирновой в интимные отношения, воспользовавшись ее доверчивостью, а затем отказался жениться на ней, ссылаясь на ее болезнь. Дайте оценку действиям Дудочкина.
4.Писаренко, поссорившись со своим знакомым Волковым, находящимся в состоянии сильного опьянения, толкнул его. Упав на асфальт, Волков получил сотрясение мозга, которое было оценено как причинение средней тяжести вреда здоровью. Оцените действия Писаренко.
5.Весной с крыши пятиэтажного дома сорвался большой кусок льда, осколками от которого был причинен средней тяжести вред здоровью трехлетней Нестеровой. Большие сосульки, свисавшие с крыши, давно вызывали беспокойство у жителей дома. Они обращались к дворнику Хусяинову и к начальнику ДЭЗа Иванову, но никаких мер не было принято. Оцените действия указанных лиц.