Символы и эстетическая информация

Давно замечено, что приверженность людей определенным символам и убеждениям наделена своеобразным когнитивным иммунитетом по отноше­нию к противоречащим им фактам и аргументам. А.Моулз связывает этот феномен с понятием эстетической информации, отличая ее от семантической. Семантическая позиция сознания, по словам Моулза, — вопрос, заданный внешнему миру, о его состоянии и материальном развитии (5). Такого рода информация подчиняется общим законам логики, подготавливает действия и оценивается ее реципиентами согласно их убеждениям и интересам. И по­скольку намерение этой информации — побудить к некоторым действиям — очевидно, постольку она вызывает у реципиентов попытки ее опровергнуть или подтвердить. Напротив, эстетическая информация не обладает предмет­ной целью, интенциональность вообще не относится к ее сущности. Эстети­ческая информация не столько отражает реальное положение дел, сколько вызывает у реципиентов определенные душевные состояния, реакции и эмо­ции. Мнения, настроения и установки, возникающие таким образом, оказы­ваются намного устойчивее по отношению к эмпирическим фактам и рацио-

символы и эстетическая информация - student2.ru нальным доводам, чем установки, базирующиеся на семантической инфор­мации. Эстетическая информация не обращается открыто к убеждениям лю­дей — она передается бессознательным для реципиента образом. Очень часто люди поступают не согласно, а вопреки собственным убеждениям, и это есть результат прямого воздействия эстетической информации на когнитивные структуры психики. Каждое сообщение имеет как семантическую, так и эсте­тическую компоненту, но с разными акцентами. Эстетическая информация играет решающую роль при возникновении у людей нужных власти толкова­ний политической ситуации. Акцент на эстетический момент политической информации делается в ситуациях кризисов и в рамках мобилизационных идеологий, которые обращаются не столько к уму, сколько к сердцу людей.

Объектом воздействия эстетической информации являются те ценности или — если воспользоваться понятием из теории информации — значения, из которых состоят убеждения людей. В отличие от собственно информации, значения не передаются, не сообщаются, так как они обозначают заведомо известные всем вещи и события.

Политические значения, из которых состоят убеждения, не основаны на эмпирических фактах и доказательствах, а создаются отдельно коллективным опытом людей, и лишь потом "вычитываются" из получаемых сообщений. Более того, значения сами определяют, какие факты социальной реальности и каким образом будут восприняты. Для того чтобы действовать "здесь и сейчас", человеку нужна смысловая ясность относительно вещей, которые внушают ему страх. В подобной ситуации возникает спонтанная потребность не столько в знании, сколько в значении, и она спонтанно же удовлетворяет­ся посредством толкований ситуации, которые не нуждаются при этом даже в подтверждении со стороны объективной реальности. Скорее они возникают в процессе взаимного согласия людей относительно наиболее важных, актуаль­ных символов. По сути дела данный процесс есть когнитивная селекция, про­изводимая символом. Символ группирует элементы опыта, организуя репер­туар когнитивного содержания значений, и в этом смысле он (символ) про­тивоположен информации (6, с.94-95).

Эстетическая информация, как и любая другая, не состоит в передаче соб­ственно этих символически организованных значений. Она выступает по преимуществу в роли когнитивного "клейстера", обеспечивающего соедине­ние однажды выработанных коллективным опытом значений с актуальным эмоциональным настроем публики. В результате этого значения становятся устойчивыми смыслами массового когнитивного опыта. Такие смыслы устой­чивы, ибо они опираются на упорядоченность и ригидность значений; но как смыслы, они более субъективны, чем значения, оставаясь в актуальном созву­чии с эмоционально-психологическими переживаниями реципиентов. В роли устойчивых смыслов эстетической информации выступают прежде всего представления о "врагах" и "друзьях" государства, а также сентенции вроде "положение в стране, как никогда, серьезно, но правительство с ним справится, действуя в общих интересах", и т.п.

Эстетическая информация открывает громадные возможности для под­держки или демонтажа присущих обществу политических убеждений и оце­нок. Государство, обладая монополией на передачу в СМИ устойчивых смы­слов эстетической информации, может содействовать складыванию разнооб­разных впечатлений, провоцирующих у публики чувство солидарности с вла­ствующими группами. В практически-утилитарном плане эстетическая информация оказывается для власти предпочтительнее семантической, по­скольку она способна подготавливать действия, противоречащие логике и объективному положению дел, но выгодные для властвующей элиты. В пере­даче по преимуществу эстетической информации и заключено содержание символической политики как формы политической коммуникации, нацелен­ной не на понимание, а на внушение устойчивых смыслов посредством визу­альных эффектов.



3 - 1302

символы и эстетическая информация - student2.ru

*

Наши рекомендации