Возможно ли объективное видение политики?
Политика, как уже была возможность убедиться выше, представляет собой весьма сложный и комбинированный феномен общественной жизни, который нередко называют 'наукой и искусством'. Возможно ли вообще объективное рассмотрение политики, когда она перенасыщена субъективными оценками и устремлениями, вытекающими из различных интересов людей? Ведь на поверхности политика выглядит порой лишь как острое столкновение разнонаправленных сил и воль субъектов, за которыми весьма трудно увидеть какую-либо объективную логику. Пишут даже о 'фантомности' и 'театрализованности' политики, поскольку последняя обычно как бы искривляется в массовом сознании, предстает не как то, что есть в реальности, а как то, что искаженно демонстрируют и субъективно представляют в 'политическом театре' практикующие политики и средства массовой информации. 'В связи с развитием системы массовой коммуникации растет значение так называемой 'символической политики', 'политики театра', основанной на образах, или 'имиджах' политических деятелей, специально сконструированных на потребу господствующим умонастроениям и вкусам'1.
Так что же такое политика: объективное 'искусство возможного' или субъективная 'театральная игра'? Доверять абсолютной объективности политолога в оценке того или иного политического факта было бы почти сродни уверенности в абсолютной искренности политика, делающего те или иные заявления или обещания. Вместе с тем говорить об объективном характере политической жизни, как и о степени объективности ее анализа в рамках политологии, становится возможным при условии, если принимается в расчет сама относительность и условность такого аналитического рассмотрения. В этом плане более уместным выглядело бы использование терминов 'объективированное' и 'субъективированное' в рассмотрении этих двух основных измерений политики, в отличие от претензии на абсолютную и законченную 'объективность' или 'субъективность'.
В первую очередь представляет интерес анализ политики как целостной сферы социума, где многочисленные векторы действий ее объективных и субъективных факторов образуют бесконочное множество комбинаций, 'равнодействующих параллелограммов сил', которые и формируют своего рода 'репродуктивный' и 'объективный' ход развития политики - 'объективированное' измерение ее анализа. Целостный мир политики это, конечно же, лишь сторона общественного, социокультурного макрокосма, без соотнесения с механизмами которого просто невозможно понять саму политическую субстанцию. В свою очередь, 'объективная' сторона и 'объективированное' измерение политики предполагают вычленение и более частных аспектов, и узких параметров анализа се 'репродуктивного' состояния, в связи с этим распадающегося на такие категориальные оппозиции (или проекции), как: 1) властные регулятивы и ценностные ориентиры; 2) политические пространство и время, а также 3) политические порядок и изменение.