Международные отношения в Африке. Основные направления и тенденции. Политика России в регионе

Ситуация: оценки роли АЮС в мировой политике противоречивы. Репутация самой политически нестабильной части Земли + отсутствие условий для экономического роста. Перестав быть ареной конфронтации Востока и Запада, регион утратил стратегическое значение и в системе политических координат ведущих держав. 11% общемирового населения – лишь 5% мирового производства. Из 53 стран 33 – в числе наименее развитых, 1/3 населения выживает за счет межд. помощи + серьезное падение ВВП на душу населения и высокие темпы прироста населения. На лицо диспропорции в доходах населения, т.е. почва для экстремизма и терроризма.

Проблемы: 1. СПИД (1/2 от всех больных в мире); 2. Голод (Эфиопия, Сомали, Судан, Руанда, Заир); 3. Беженцы (50% от общемирового количества); 4. «Утечка мозгов»; 5. Долговые обязательства; 6. Рост военных расходов (Ангола, Нигерия в числе стран с наибольшей военной мощью); 7. Этнические, клановые, национальные конфликты (более 10 млн. погибших к середине 2000-х, вооруженные действия в более чем 15 странах региона; самые разрушительные Ангола, Эфиопия, Либерия, Западная Сахара, недавно в Кот-д-Ивуаре. Территориальные проблемы между Камеруном и Нигерией, экваториальной Гвинеей и Нигерией, Намибией и Ботсваной); 8. Сепаратистские тенденции; 9. Религиозная нетерпимость; 10. Положение нацменьшинств. 11. Пиратство.

Положительные моменты – конец режима апартеида в ЮАР, примирение в Анголе, Мозамбике, процесс примирения в Судане, т.е. есть возможности для прекращения конфликтов.

Тенденция:стабилизация интереса мирового сообщества к проблемам региона с конца 90-х годов: принятие ряда основополагающих документов ООН, в подходы великих держав. Для мирового сообщества основные проблемы – региональная безопасность, госдолг стран АЮС, гуманитарные проблемы.

Важные шаги к безопасности и экон. стабильности в регионе:

1990-гг. - создание Межправительственного консультационного совета по политике, обороне и безопасности (12 стран Юга Африки); государства Центр. Африки подписывают Пакт о ненападении

1996 г. - подписание Договора о создании в Африке безъядерной зоны (договор Пелиндаба).

1996 г. - план ООН «Дать шанс развитию»

2000 г. - проблемы АЮС рассмотрены на Саммите тысячелетия ООН

2001 г. – Лусака, Замбия, принятие под эгидой Организации африканского единства (ОАЕ) НЕПАД (Новое партнерство для развития Африки) – программы преобразований для эк. и соц. возрождения АЮС, матпомощь для тех, кто осуществит компетентное эк. управление и создаст благоприятный инвестиционный климат. Подписали лидеры стран + представители фин.институтов + ведущие индустр. страны мира. Цель – преодоление нехватки средств на развитие, укрепление демокр. реформ + борьба с коррупцией.

2001 г. – Саммит G8, Генуя. Спецплан действия в поддержку развития Африки: демократизация, улучшение образования и здравоохранения, информационных и коммуникационных технологий.

2002 г. - Саммит G8, Кананскис, Канада, План действий по Африке

Интеграционные процессы в регионе:

Африканский союз (АС) — международная межправительственная организация (53 государства Африки), правопреемник ОАЕ (осн. 1963). Исходная модель – модель евроинтеграции. Осн. цели: укрепление единства + защита суверенитета, целостности и независимости членов + ускорение интеграции континента. Секретариат Африканского союза + Комиссия Африканского союза в Аддис-Абебе, Эфиопия. Осн. элементы: Ассамблея (2 р/год) + Панафриканский парламент (осн. 2004) + Исполнительный совет. Афросоюз на сегодняшний день является перспективным вариантом для разработки стратегии преодоления отсталости Африки при опоре на собственные силы. Создание такой организации показывает, что африканские государства осознают необходимость внедрения в мировое сообщество хотя бы с определенным политическим и экономическим весом.

2000 г. - Того, принят Акт об учреждении Африканского союза

2002 г. - ЮАР, Дурбан, учредительный саммит АС (начало деятельности)

2007 г. - совместная миротв. операция АС и ООН в Дарфуре

Другие важные объединения: ЗапАфр: Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС, имеет вооруженные силы ECOMOG). Западноафриканский экономический и валютный союз (UMOA)

ЦентрАфр: Экономическое сообщество Центральноафриканских государств (ECCAS)

ВостАфр и ЮжАфр: Восточноафриканское сообщество (ВАС)— таможенный союз стран Восточной Африки. Сообщество развития Юга Африки (САДК)— торгово-экономический союз стран Юга Африки. Общий рынок для Восточной и Южной Африки (COMESA, с 1994г.) Межправительственная организация по развитию стран Восточной Африки (ИГАД)

Россия и Африка

РФ позиционирует себя как глобальная держава, заинтересована в отстаивании интересов во всех уголках планеты, в т.ч. в АЮС. КВП РФ: РФ стремится расширять взаимодействие с Афр. на двусторонней и многосторонней основе (в т.ч. в рамках «G8»), содействовать урегулированию региональных конфликтов и криз ситуаций. Развитие диалога с АС и субрегиональными организациями, в т.ч. для экономического взаимодействия». В КВП 2008г. Афр. занимает предпоследнее место в числе регион приоритетов.

Сейчас: Интерес к АЮС увеличивается. Дипотношения со всеми афр. странами. В 33 странах региона есть российские диппредставительства. Проводятся активные консультации на уровне МИД между странами. Участие представителей РФ в саммитах АС и др. организаций. Участие РФ в инициативах мирового сообществав целях обеспечения устойчивого развития континента в работе СБ ООН, в рамках G8 и др. форумов и организаций.

Основные даты:

Развитие африканского направления российской политики было серьезно затронуто такими факторами 1980-х-1990-х гг., как структурный кризис в экономике, политические процессы в афр. странах и перестройка СССР, вылившаяся в его распад.

Начало 1990-х – ослабление политического интереса к странам региона после окончания Хол. войны, смена ориентиров для РФ – АЮС в их число не входит.

2 половина 1990-х – изменения взглядов РФ, признание ошибкой ориентации на однополярную структуру мира

1994 г. – утверждена Концепция российской политики в Африке. Политика РФ в регионе – составная часть общей КВП. Предусматривается развитие связей на разных уровнях. РФ заинтересована в укреплении глобальной безопасности, т.е. стремление РФ участвовать в миротворчестве и урегулировании конфликтов. Признается большой потенциал для полит. и торг-экон. сотрудничества. Для этого необходимо создание смешанных комиссий (МПК) (сейчас с Анголой, Гвинеей, Намибией и т.д.). + совм. противодействие терроризму, незаконным наркотрафику и миграции, голоду + гуманитарное сотрудничество.

Декабрь 2001 г. – мин. ин. дел. РФ Иванов впервые посещает Африку с официальным визитом (Ангола, Намибия, Танзания, ЮАР)

2002 г. – 1 визит председателя прав. РФ Касьянова в Африку (Эфиопия, Танзания, ЮАР)

2006 г. – визит В.В.Путина в ЮАР – 1-й визит главы РФ в АЮС.

2009 г. - турне Медведева по Африке (Нигерия, Намибия и Ангола). Подписание ряда документов и контрактов по линии рос. и афр. компаний: соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, среднесрочная программа экон., науч-техн. и торг. сотрудничества на 2009-2013 годы с Анголой, документы об образовании совместного предприятия между ОАО «Газпром» и Нигерийской нефтяной корпорацией и о создании ангольской национальной системы космической связи и вещания «АНГОСАТ».

2010 г. - Год Африки. Медведев поздравляет страны Афр. с 50-летием с момента начала признания независимости стран Африки. Межд. парлам. конф-я «Россия-Африка: новые горизонты сотрудничества» (Москва, июнь).

24.12.2010 – ЮАР присоединяется к БРИК, членом которой является и РФ. Участие ЮАР – т.е. повышение политического веса БРИКС в мире, в т.ч. в АС, G20, «Группе 77».

Сферы сотрудничества РФ и АЮС

- Вопросы укрепления мира и безопасности, урегулирования конфликтов в Африке (с ООН, АС, отдельными странами). Наблюдатели, представители и контингенты РФ участвуют во всех операциях ООН по поддержанию мира. Военнослужащие и специалисты РФ (ок. 370 чел.) задействованы в операциях ООН по поддержанию мира в ДРК, Сьерра-Леоне, Кот-д’Ивуаре, Либерии, Судане и Западной Сахаре. Присоединение РФ к эмбарго на поставки оружия в Эфиопию и Эритрею и на "конфликтные" алмазы Сьерра-Леоне и Либерии. РФ была в тройке стран-наблюдателей процесса достижения мира в Анголе (участвовала в подготовке Лусакского мирного договора 1994 г.)

- Борьба с международным терроризмом

- Гуманитарные операции (в рамкахВсемирной продовольственной программы ООН и Международной организации гражданской обороны)Гуманитарная помощь: 2009 – 8,5 млн. USD, 2010 - 6 млн. USD Гвинее, Зимбабве, Эфиопии, Сомали, Намибии, ДРК

- Защита прав и интересов соотечественников в АЮС,оказание помощи.

- Вопрос о задолженности стран АЮС (программа «снижение долгового бремени в обмен на развитие»). РФ списала задолженность африканских стран на сумму 20 млрд. USD Переговоры с Бенином, Замбией, Мадагаскаром, Мозамбиком, Танзанией и Эфиопией о списании их долга в размере порядка 547 млн. долл.

- Борьба с пиратством: сопровождение кораблями ВМФ России российских и иностранных судов в Аденском заливе. Взаимодействие кораблей ВМФ России с операцией Европейского союза «Аталанта» по борьбе с пиратством у Сомали.

- Здравоохранение: взносы в Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией достигли 40 млн. USD (2008). Выполнение обязательств G8 по достижению Целей развития тысячелетия в области образования, здравоохранения, водных ресурсов и санитарии; борьба с инфекционными заболеваниями и укрепление систем здравоохранения.

- Военно-техническое сотрудничество (высока доля советского вооружения)

- Образование + подготовка кадров:В ВУЗах РФ обучаются свыше 4,5 тыс. африканцев (50% - бюджетные). В 2009 г. - 750 стипендий для афростудентов + программы по подготовке африканских миротворцев. Участие в прогр. ЮНЕСКО «Образование для всех».

- Торгово-экономическое сотрудничество:основа – работа межправкомиссий(Смешанные межправительственные комитеты по торг.-экон. сотрудничеству между Россией и ЮАР, Анголой, Намибией и Эфиопией), а также проекты госкорпораций. Работа Координационного комитета по экономическому сотрудничеству со странами АЮС (90 росгосструктур и компаний). Традиционно поддерживаются стабильные связи с Анголой, Намибией и ЮАР – основными партнерами России в Тропической Африке. С 2001 г. – ЗапАфр - Нигерия, Габон. Объем товарооборота России с АЮС за 10 месяцев 2008 года превысил соответствующий период прошлого года на 30% и составил 1,9 млрд. долл.

ЮАР: важный партнер, с 2003 г. преференции в торговле для ЮАР в РФ. В 2005 году, объем торговли составил 172 млн. USD (146 млн. – экспорт ЮАР). ВВП ЮАР — треть совокупного ВВП АЮС. В 2009 году ВВП России был больше ВВП ЮАР лишь в 4 раза. Ноябрь 2008 г. в Москве прошел бизнес-форум Россия-ЮАР. Поставки ядерного топлива для АЭС «Куберг» («Техснабэкспорт»), соглашение «Роскосмос»-Миннауки и технологий ЮАР соглашение о запуске южноафриканских спутников российскими ракетоносителями.

Инвестпроектыв минерально-сырьевой,горнодобывающей отрасли (бокситы, алмазы, золото), высокотехнологичных областях энергетики, черной металлургии, хим. промышленности, рыболовства: АК «Алроса» в Анголе и ДРК (разработка месторождений алмазов), ОК РУСАЛ в Гвинее и Нигерии, ОАО «Газпром» в Нигерии и Намибии, ОАО «Лукойл» в Гане, Кот-д’Ивуаре, Либерии и Сьерра-Леоне; «Росатом» - Намибия и Сенегал. Нигерия – мирный атом (подготовка кадров и строительство АЭС), исследование космоса (запуски геостационарных спутников). «Рособоронэкспорт» - Ангола (создание космической спутниковой связи и вещания «Ангосат»), ОАО «Банк ВТБ» в Анголе и Намибии, ГК «Ренова» в Габоне и ЮАР (разработка месторождений марганцевой руды), ГМК «ЕвразГруп С.А.» в ЮАР (производство ванадия), ОАО ГМК «Норильский никель» в ЮАР (производство никеля).


Наши рекомендации