Этапы развития связей с общественностью как сферы деятельности

Принято считать, что термин «public relations» родился в Америке в 1807 году, когда третий президент Томас Джефферсон в черновике своего «Седьмого обращения к конгрессу» заменил выражение «состояние мысли» на «общественные отношения». Существует версия и о том, что одним из первых словосочетание «public relations» пустил в оборот юрист Дорман Итон в 1882 году, призывая выпускников Йельского университета посвятить себя служению общественному благу.

Американская модель PR, пожалуй, совсем не подверглась иностранному воздействию, но оказала наибольшее влияние на развитие PR в других странах. Эволюция PR в США может рассматриваться как классический образец развития и усложнения данной профессиональной деятельности, приобретения различных институциональных свойств и качеств. Именно в США зародились представления о связях с общественностью как составной части системы социального управления, о социальной миссии и социальной ответственности PR.

Этапы развития Связей с общественностью в США:

· 18 век – борьба за независ-ть и Конст. – публикации статей с целью воздействия на общ. мнение, убеждение, агитация. Целенаправленное использованиение комм. ср-в д/влияния на общ. мнение.

· 1807 г. – употребление термина «паблик рилейшнз», Томас Джефферсон, «Седьмое обращение к Конгрессу».

· 1829 – первый пресс-агент (прообраз пиарщика) – Эмос Кендалл у президента Джексона.

· развитие масс. печати, 1844 – телеграф → новость – товар, появление масс. аудитории.

· 1900 – первая фирма паблисити – Publicity Bureau в г. Бостон.

· Айви Ли – открыл свою PR-фирму (3-я по счету в Америке и мире). 1907 г. - «Декларация о принципах»: честность и открытость. Айви Ли – советник Рокфеллера.

· Успехи практики PR стимулировали развитие PR как сферы знаний. 1918 – курс PR в университете штата Иллинойс.

· Эдвард Бернейз – родоначальник науки PR. 1922 – одним из первых читал курс PR. 1923 – 1-ая спец. книга «Кристаллизуя общественное мнение».

· Кризис 1929 – 1933 → развитие PR, чтобы остановить рост недоверия общ-ти к бизнесу → отделы PR в крупных компаниях.

· 1927 – 1-ый пост вице-президента по PR – Артур Пейдж – AT&T.

· Появление специализир. PR -агентств (политика, консалтинг).

· Вторая мир. война - подготовка кадров, работающих с информированием населения.

· 1946 – Общ-во PR в США (Public Relations Society of America).

· 1955 - Международная PR -ассоциация (IPRA)

Модель паблисити→модель информирования→двустороння ассиметрич. модель→двусторонняя симметрич модель – соц. ответственность бизнеса.

Развитие PR в Европе:

Первые службы внеш. отношений появились после 1 мировой войны – в Англии, а затем 2 школы в Германии и во Франции.

Немецкая школа:PR – инструмент интерпретации (перевод с одного языка на другой) и интеграции (объединения). С помощью этого инструмента м. обеспечить взаимодействие людей в политич., эк., соц. сферах и тем самым сдержать эффект отчужденности. Оэкл – пионер PR. Задача PR – помочь ориентироваться в обществе, получать правдивую информацию и формировать собственное мнение.

Французская школа(Буари, Матрар): PR – стратегия доверия. Задача – соединить разорванные соц. связи. В этой теории 3 ипостаси личности: ч-к производитель; ч-к потребитель; ч-к отношений (именно на него направлен PR). PR д. «вернуть ту любовь и ласку, к-ых ч-ка лишает об-во массового произ-ва и потребления».

Развитие PR в России:

Становление российского PR фактически представляет собой динамическую реконструкцию мирового (и, прежде всего, американского) эволюционного процесса. При этом отечественные связи с общественностью «обречены» на то, чтобы в течение короткого времени проделать тот путь, который в США занял почти два столетия.

История отечественных связей с общественностью насчитывает чуть более десяти лет. Большинство исследователей сходятся во мнении, PR – деятельность зародилась в России в конце 80-х годов, а как самостоятельная форма деловой активности кристаллизуется во второй половине 1990 – начале 1991 года.

Этапы развития Связей с общественностью в России:

1 период – доинституциональный (1988-1991) - формируется первый признак института – выделяются субъекты конкретной профессиональной сферы и возникают соответствующие отношения между ними и обществом.

1) 1988 - отделы по СО и СМИ Исполкомов Моссовета и Ленсовета;

2) 1989 – в Москве PR -агентства «Николо М» и «Миссия Л», в 1990 – «Имиджленд паблик рилейшнз» и др.

3) Переориентация рекламных агентств и служб на профессиональное PR -поле.

4) «Чистые» пиармены - в российских представительствах зарубежных PR -агентств и в отделах по СО иностранных фирм и корпораций.

5) Доинституциональный период можно назвать эпохой «дикого» рынка, именно в это время наблюдается кризис российской рекламы, «чёрный PR».

2 период – первичная институционализация (1991-1994) - стадия формирования начальной организации субъектов.

1) 13 августа 1991 г. – РАСО – Идея: помощь и поддержка отечественного производителя (неразвитость PR -рынка, пассивность российских агентств, непонимание приоритетности PR -воздействия в продвижении отечественных товаров и услуг, оставляли западным конкурентам широкое поле деятельности).

2) 1997 г. – РАСО - член Европейской Конфедерации PR (CEPR), сотрудничестве с Американским обществом PR (PRSA).

3) 1991 г. – в гос. образоват. реестре специальность 022000 «СО», МГИМО.

4) Особенность: развитие PR в крупных городах, региональных центрах и столицах, где концентрировался российский бизнес, финансы и была политическая активность.

3 период – вторичная институализация. С 1994 года - система специфических норм, предписаний, регулирующих поведение специалистов СО.

1) 22 ноября 1994 года - Декларация профессиональных и этических принципов в области СО, принятую членами РАСО.

2) 1997 г. ряд организаций – члены РАСО приняли Хартию принципов сотрудничества и конкуренции (честный подход к клиентам, невозможность представления в одном лице интересов конфликтующих и конкурирующих сторон, сохранение конфиденциальности сведений).

3) Формирование законодательной базы: 1995 г. - ФЗ «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации», «О порядке освещения деятельности органов гос.власти в государственных СМИ» и т.д.

4) 1997 г. - Национальная премия в области развития СО «Серебряный Лучник».

Рынок ПР-услуг в середине 90-х годов стремительной развивается. Например, в 1993 году в Санкт-Петербурге и Ленинградской области насчитывалось около 400 фирм, предлагающих ПР-услуги, а в 1997 году их было уже более 1000.

К концу 1990-х годов уже более 60 вузов страны получили лицензии на подготовку ПР-специалистов. Основной базой стали факультеты и отделения журналистики. Характерно, что вскоре стали готовить ПР-мэнов и гуманитарные кафедры технических вузов, а также негосударственные вузы.

Развитость отрасли в определенной степени характеризует наличие периодических профессиональных изданий. К концу 2002 года российские ПР-специалисты имели неплохой выбор таких изданий. Это ежемесячные журналы «Советник», «СО-общение», «PR в России». А также журнал «PR-диалог», объявленный как ежемесячник, но выходивший нерегулярно.

Наши рекомендации