Анализ деятельности ООО «Тугнуйское ПТУ» в сфере связей с общественностью

PR-отдел ООО «Тугнуйское ПТУ» состоит из одного специалиста, который является PR-менеджером организации. PR-менеджер подчинен директору предприятия. Данная вертикаль подчинения и действующее Положение о конфиденциальности накладывают определенные ограничения на деятельность специалиста по связям с общественностью, что порой приводит к замедлению процесса работы из-за необходимости обязательного двойного согласования с руководством.

Поэтому на данный момент можно говорить об отсутствии понимания важности PR-деятельности у руководства и отсутствии стратегической функции у PR-отдела (PR-менеджера). На данный момент имеет место лишь определение основных направлений деятельности PR-менеджера. Среди основных поставленных задач PR-менеджер в ООО «Тугнуйское ПТУ» на момент проведения исследования можно отметить такие как: издание внутрикорпоративной газеты, мониторинг СМИ.

Стоит рассмотреть каждое из направлений деятельности PR-менеджера отдельно:

Работа со СМИ. Мониторинг электронных и печатных СМИ. Мониторинг позволяет оперативно отслеживать и контролировать публикации рекламных и информационных материалов, как о самой деятельности «Тугнуйское ПТУ», так и о ее конкурентах. Полученная информация важна как для PR-менеджера, так и для предприятия в целом, включая директора, поэтому наиболее интересные и важные статьи сводятся в один текстовый файл-отчет, рассылка которого производится еженедельно по электронной почте.

Также в обязанности PR-менеджера входит подготовка материалов для различных печатных и электронных изданий, поддержание контактов со СМИ. Однако на данный момент эта деятельность осуществляется лишь по запросу со стороны СМИ.

Работа с внутренней общественностью. Основной инструмент СО, используемый при работе с внутренней общественностью - это внутрикорпоративная газета. В издание освещаются наиболее важные новости предприятия за минувший год. Но у газеты есть один большой недостаток - она выходит лишь один раз в год, в конце декабре. По сути, она является неким подведением итогов за минувший год, но этого недостаточно. Что говорит о недостатке внутрикорпоративных коммуникаций.

Перед PR-менеджером предприятия стоят задачи:

1. Постоянно предоставлять руководству организации о мнении общественности по тому или иному направлению деятельности предприятия, ее лидерах, о реакции публики на предпринимаемые действия;

2. Постоянно поддерживать доверие к предприятию;

3. Улучшать взаимоотношения между предприятием и целевой общественностью.

Основные направления деятельности PR-менеджера в ООО «Тугнуйское ПТУ»:

- деятельность по применению средств убеждения, направленных на формирование, коррекцию и изменение общественного мнения с целью усиления конкурентоспособности предприятия;

- первичное информирование потенциального потребителя о деятельности предприятии (цели, задачи, направления деятельности, традиции, социальная функция и т.д.);

- поиск точек соприкосновения интересов предприятия с интересами потенциального потребителя, поддержание с ним доброжелательных отношений;

- формирование у потенциального потребителя новых общих интересов с предприятием, формирование у него чувства причастности к делам структуры;

- внушение потенциальному потребителю мысли о приоритетности общих с ним интересов над остальными его интересами.

Также в обязанности PR-менеджера входит непосредственная работа с руководством – консультирование, формирование имиджа, подготовка речей и многое другое.

Функции деятельности PR-менеджера можно разделить на внутренние и внешние, в зависимости от целевой аудитории.

Функции внутренней PR - деятельности.

1.Разработка концепции внутренней политики предприятия в области связей с общественностью.

2.Осуществление подготовки информационных материалов о деятельности предприятия для коллектива предприятия.

3.Реализация внутренней PR-стратегии, и проведение акций, способствующих сохранению и развитию атмосферы сотрудничества и доверия в коллективах.

5.Обеспечение защиты информации, которая является служебной и коммерческой тайной предприятия.

6.Составление проекта годового бюджета, ведение финансовой отчетности.

7. Разработка и реализация внутренних антикризисных информационных мероприятий.

8.Обеспечение поддержки основных фондов подразделения в работоспособном состоянии.

9.Ведение учета и хранения данных по видам деятельности подразделения.

Функции внешней PR - деятельности.

1.Осуществление подготовки информационных материалов о деятельности предприятия для общественности.

2.Реализация внешней PR-стратегии.

3. Координация деятельности по сбору и анализу экономической, общественно-политической и социологической информации, отслеживание отзывов и комментариев, касающиеся деятельности предприятия, подготовка обзоров.

4.Подготовка текстов выступлений.

5.Установление контактов с организациями, различными группами общественности, рекламными агентствами, представителями средств массовой информации.

6.Взаимодействие со СМИ в целях полного и объективного освещения деятельности предприятия, обеспечение формирования позитивного общественного мнения о работе предприятия, а также поддержание корпоративного имиджа и имиджа.

7.Распространение информационно - рекламных материалов о деятельности предприятия в СМИ в виде пресс-релизов, пресс-визитов на предприятие.

8. Разработка и реализация внешних антикризисных информационных мероприятий.

9. Разработка внешней концепции предприятия в области связей с общественностью.

Данное предприятие, как и многие другие предприятия, характеризует силовой тип корпоративной культуры. Одно из важнейших направлений деятельности генерального директора внутри предприятия - консолидация персонала. В последнее время стали проявляться признаки кризисной ситуации - ухудшилась коммуникация между отделами предприятия и, как следствие, возросло число ошибок со стороны управляющего персонала и бухгалтерии. В таких условиях наблюдается снижение эффективности работы предприятия в целом. Таким образом, проблемы внутренней среды организации доходят до внешней общественности.

По результатам опроса персонала предприятия, 30% сотрудников выразили озабоченность состоянием внутренних коммуникаций в коллективе, а 80% респондентов не смогли сформулировать корпоративную миссию предприятия. Стала очевидной необходимость PR-воздействия на внутреннюю общественность предприятия.

Рассмотрим существующие на предприятии каналы внутрифирменной коммуникации.

Разные отделы предприятия связаны друг с другом внутренней телефонной сетью, по которой осуществляется обмен информацией между менеджерами, сотрудниками бухгалтерии, производством и администрацией. Каждому отделу присвоен свой кодовый номер, а к каждому телефонному аппарату прикреплен перечень номеров. Удобство телефонной сети в том, что она предполагает немедленный отклик со стороны собеседника и обладает признаками прямого общения.

Коммуникация между менеджерами обеспечивается также с помощью ICQ-клиентов - то есть посредством внешней сети Интернет. Внутрикорпоративный сайт на предприятии отсутствует, что является упущением, так как данное средство коммуникации комбинирует преимущества сразу нескольких способов коммуникации (например, внутренний сайт может использоваться для донесения важной информации до занятых, приема предложений со стороны персонала, организации личного и группового общения сотрудников и других целей).

Важное средство имиджевого мотивирования персонала - это фирменный стиль предприятия. Ключевая идея, пронизывающая фирменный стиль и название предприятия - сочетание образа молодого и динамичного предприятия с образом, сохраняющей в себе всё самое «разумное, доброе, вечное». Повышению лояльности сотрудников способствует и наличие на предприятии собственной библиотеки специальной литературы для адаптационного обучения персонала и повышения его квалификации.

Наиболее популярный среди персонала инструмент внутреннего PR - корпоративные праздники - включает общее празднование Нового Года и Дня рождения предприятия.

При проведении праздничных мероприятий, в том числе внутрикорпоративных, привлекаются специализированные агентства либо, чаще, организацией занимается PR-менеджер. Задача PR-менеджера в данном случае - контроль подготовки и проведения мероприятия, освещение мероприятия во внутрикорпоративной прессе (в зависимости от масштабов мероприятия).

При проведении пресс-конференций с руководством предприятия PR-менеджер полностью организовывает это мероприятие. При этом он обычно выполняет следующее:

1) создает значительное событие, информационный повод, то есть заявляет о нем в интересующие СМИ;

2) готовит речи для участников пресс-конференции;

3) готовит декорации для проведения пресс-конференции;

4) под видом пресс-релизов раздает готовые статьи различных форматов представителям СМИ;

5) организовывает банкет для представителей СМИ после пресс-конференции.

Газета выходит нерегулярно. Изначально газета выходила в объеме 4 страниц, сейчас - 2 страницы. В настоящее время компания, в сущности, преобразовала газету в информационный листок, однако периодичность выпуска увеличена - если раньше это был один раз в месяц, то сейчас - один раз в год.

Основными рубриками внутрикорпоративной газеты являются:

1) новости компании;

2) обо всем понемногу;

3) афоризмы и цитаты недели.

Бюджет PR-мероприятий определяется как часть маркетингового бюджета. Маркетинговый бюджет определяется на календарный год, а затем распределяется накануне каждого месяца исходя из необходимости в тех или иных мероприятиях. Какой-либо строго фиксированной суммы или строго фиксированного процента от общего маркетингового бюджета для определения суммы на PR-мероприятия нет - так же как рекламные и прочие расходы, бюджет на PR определяется исходя из необходимости и возможностей предприятия, но в среднем бюджет на PR составляет около 50 тысяч рублей в месяц. Бюджет превышать не разрешается.

PR-мероприятия выполняются в том объеме и того содержании, что и запланировано. Спонтанных PR-акций не проводится. Контроль PR-мероприятий осуществляется генеральным директором - по выполнению запланированного количества мероприятий.

Генеральный директор ООО «Тугнуйское ПТУ» стремиться создать условия для лидерства и использовать свою должностную власть для делегирования обя­занностей. А разумное использование фактора поощрения позволяет поддержи­вать инициативу и принятие членами команды дополнительной ответственно­сти при решении поставленных задач.

Управленческая команда ООО «Тугнуйское ПТУ» сталкивается со следующими проблемами: снижением творче­ской инициативы работников, ухудшением социально-психологического климата.

Руководство предприятия кроме основных внутрикорпоративных мероприятий проводит мероприятия по сплоченности команды, для предотвращения конфликтных ситуаций и т.д.

Также на предприятии проводятся корпоративные мероприятия. Любой праздник на предприятии «Тугнуйское ПТУ» очень важен для поддержания корпоративного духа, а также укрепления внутренних взаимоотношений и создания единой команды. Совместный отдых помогает коллегам по работе узнать друг друга лучше, снимает напряженность, накопившуюся за время трудовых будней, сокращает дистанцию между руководством и подчиненными. В итоге, каждый сотрудник ощущает себя частью команды, что благотворно сказывается на эффективности труда.

Таблица

Календарный план корпоративных мероприятий ООО «Тугнуйское ПТУ» на 2015 год

Наименование Дата проведения
Новогодние представления для детей 1-2 января
«Турнир рыцарей» 22 февраля
«8 марта» 7 марта
День Победы 9 мая
Спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья» 1 июня
Корпоративный праздник «Лето – это хорошо» 15 июня
Корпоративный выезд на базу отдыха 29-30 июля
День железнодорожника 3 августа
Спортивный праздник. Тур слёт 10-12 августа
Осенние мотивы. Детский праздник 15 сентября
КВН. Игра с командой партнёров 13 октября
Семинар 10 ноября
«Встреча Нового Года» 20 декабря

Руководство предприятия, в качестве прохождения практики, предложило мне подготовить корпоративный праздник «Лето – это хорошо». В мои задачи входило: написание сценария, освещение проводимого мероприятия в местных СМИ, рассылка приглашений, подготовка призов, обеспечение фото- и видеосъемки, подбор места для проведения мероприятия, дизайнерское оформление места проведения мероприятия, разработка меню банкета, подбор обслуживающего кафе и, непосредственно, проведение самого мероприятия.

Праздник – мероприятие разовое, и исправить что-то впоследствии невозможно. Его нельзя до конца отрепетировать, нельзя предугадать и нельзя повторить дважды. Поэтому все должно пройти ярко, эмоционально, без накладок. Особенностью данного корпоративного праздника было то, что он проводился не только среди сотрудников, но и с участием членов их семей, включая детей. Поэтому праздник имел два направления – детская программа и программа для взрослых.

Целями корпоративного праздника были заявлены:

- создание необходимых условий для неформального общения сотрудников и руководства;

- мотивация сотрудников на достижение лучших результатов;

- трансформация внутрикорпоративных взаимоотношений в сторону повышения эффективности внутренних коммуникаций;

- привлечение внимания руководства к проблемам внутри организации.

Для достижения вышеназванных целей необходимо было решить ряд задач:

1) Организовать программу для совместного времяпровождения сотрудников в приятной обстановке;

2) Наградить лучших сотрудников дипломами и сувенирами;

3) Поднять престижа предприятия в глазах семей сотрудников;

4) Способствовать возникновению благоприятного психологического климата в коллективе.

Описание праздника. Общее количество гостей составило 250 человек, включая детей.

Основную идею праздника решили выделить кратким лозунгом «Лето –это хорошо» и поместили анонс мероприятия на информационную доску.

Для проведения праздника была выбрана площадка на территории предприятия, на открытом воздухе, это представило большое количество возможностей для проведения различных конкурсов и соревнований среди сотрудников. Так как изначально было определено, что мероприятие будет носить семейный характер, то необходимо было проработать следующие моменты:

1. Конкурсная программа, предполагающая детские конкурсы и конкурсы для всей семьи.

2. Музыкальное оформление.

3. Оформление места проведения мероприятия (шары).

4. Возможность привлечения костюмированных героев.

5. Реквизиты.

6. Видеосъемка.

7. Фотосъемка.

8. Банкет после мероприятия.

Конкурсная программа в данном случае обязательно должна была предполагать тесное взаимодействие сотрудников и руководства в течение всего мероприятия. Еще одним обязательным условием являлось неформальное общение сотрудников предприятия и их семей между собой, что позволяло рассчитывать на снижение уровня напряженности в коллективе.

Праздник был оформлен в детском стиле. К приглашениям прикрепили маленьких плюшевых мишек.

Меню праздника составлялось в 2-х экземплярах. Накрывать решили отдельно детям и взрослым, чтобы по окончанию конкурсной программы родители получили возможность отдохнуть отдельно от детей, но в то же время не выпускать их из виду.

Программа праздникабыла составлена следующим образом:

15 июня 2015 года

13.00 – 13.30 – встреча гостей.

13.30 – 14.30 – экскурсия по предприятию.

14.30 – 17.00 – конкурсная программа.

17.00 – 17.30 – награждение сотрудников.

17.30 – 19.30 – фуршет.

19.30 – 23.00 – фуршет, дискотека.

23.00 – 23.15 – салют.

23.30 – посадка на автобусы.

Таблица 4

Бюджет мероприятий

Наименование Рабочие часы Организационные расходы (сумма), руб.
Музыкальная аппаратура 8 часов 4.000
Фотосъемка 5 часов 2.500
Видеосъемка 5 часов 3.500
Оформление шарами 300 штук 2.000
Гномы 3 часа 3.000
Реквизит на конкурс   3.000
Призы и памятные подарки   7.000
Транспорт (доставка)   2.000
Салют   3.000
    Всего: 30 000

Мероприятие получилось веселым. Развлекательная программа оказалась насыщенной различными конкурсами и выступлениями, ни один гость не чувствовал себя обделенным вниманием, а каждый ребенок смог показать свой талант. Стержнем программы стала Церемония вручения сотрудникам дипломов и памятных сувениров. Руководство отметило каждого сотрудника, и это было оценено не только самими работниками, но и их семьями. Очень живо, эмоционально и весело прошли детские конкурсы, все победители и участники были отмечены и награждены.

Праздник продолжился фуршетом, дискотекой для детей и взрослых и завершился салютом. После всем гостям был предложен автобус для доставки домой. Мероприятие высоко оценили не только руководство, но и сотрудники предприятия «Тугнуйское ПТУ». Опрос, проведенный среди сотрудников предприятия сразу же после мероприятия, показал, что все остались довольны праздником. 100 % опрошенных признались, что позитивным моментом и удачным решением была идея проведения семейного праздника с участием детей. 90 % опрошенных отметили, что мероприятие дало возможность сотрудникам увидеть руководство предприятия с другой стороны и вывести взаимоотношения на новый уровень.

Среди положительных моментов было особенно отмечено вручение дипломов и памятных сувениров сотрудникам организации, что способствовало повышению имиджа руководства предприятия в глазах сотрудников.

На предприятии «Тугнуйское ПТУ» нет четко оформленного корпоративного кодекса, что обуславливает недостаточный уровень развития внутрифирменных коммуникаций. Таким образом, внутри предприятия наблюдаются признаки кризисной ситуации, а уровень развития внутренних коммуникаций находится ниже желаемой отметки. Эти факторы обуславливают необходимость использования средств внутрикорпоративного PR. Цель ведения внутренней PR-деятельности - улучшить состояние внутренних коммуникаций предприятия. Задачи - достичь за 2015 г.:

1. Удовлетворенности состоянием внутренних коммуникаций 85–90%.

2 Уровня представления о корпоративной миссии и целях в 60–65%.

3. Уровня удовлетворенности психологическим климатом 75–80%.

4. Уровня удовлетворенности своим положением в компании в 80–85%

Таким образом, повышение лояльности персонала производится через меры по повышению квалификации и проведение корпоративных праздников.

Заключение

Анализ специализированной литературы показал, что специалисты подчеркивают высокую значимость репутации компании и большую роль связей с общественностью в управлении ею. Кроме этого исследователи отмечают устойчивую связь между успешностью компании, повышением репутации и степенью развитости социальной деятельности, поддерживаемой связями с общественностью.

С помощью системы и инструментария Паблик Рилейшнз решаются различные вопросы, позволяющие организации выиграть в конкурентной борьбе, и получать прибыль.

Растущий динамизм, изменчивость и неопределенность деловой среды определяют для организаций необходимость постоянных интерактивных коммуникаций с партнерами, потребителями, занятыми. Такие многосторонние информационные связи необходимы для мониторинга и прогнозирования событий в условиях неполной определенности, для своевременной и адекватной реакции на них.

Паблик Рилейшнз, несомненно, явились средством стратегического управления поведением внешней и внутренней сред организации, инструментом влияния на них с помощью информационного взаимодействия.

Реалии современной Российской действительности показывают, что необходимо искать новые подходы к ПР-деятельности.

Опыт многих зарубежных и российских компаний показал, что первостепенная работа специалиста ПР не для журналистов, а влияние через журналистов на массовое сознание, создание постоянного положительного имиджа компании и ее руководителей.

Однако нельзя забывать, что система внутреннего PR может иметь еще большую значимость, так как ценностные ориентации сотрудников, микроклимат в коллективе, удовлетворенность, сильно влияют на результаты деятельности предприятия. Поэтому связь внутреннего уровня системы PR с организационной (корпоративной) культурой неоспорима.

Список литературы

1. Антипов К. В. Паблик рилейшиз [Текст]: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. – М.Изд. Дом «Дашков и К», 2008. – 148 с.

2. Бортник Е. М. Управление связями с общественностью [Текст]: Учебное пособие. рек. Сов. Учебно-метод. объед. по образ. вузов РФ / Е.М. Бортник, Э.М. Коротков, А.Ю. Никитаева. – М., 2008. – 128 с.

3. Алешина И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров [Текст]: Курс лекций. – М.: ИКФ ЭКСМОС, 2007. – 480 с.

4. Варакута С. А. Связи с общественностью [Текст]: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 246 с. (Вопрос-ответ).

5. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и паблик рилейшинз [Текст]. Ч.1. – СПб.: ТОО «ТРИЗ-ШАНС»: Изд.дом «Безнес-пресса», 2008. – 690 с.

6. Виханский О., Наумов А. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс [Текст]. Учебник. – М., 2006. – 328 с.

7. Ворогова И.А. Корпоративная политика [Текст]. – М., 2007. – 357 с.

8. Горяева Е. Г. Паблик рилейшнз американская теория и российская практика [Текст]: Практическое пособие. – Новосибирск, 2008. – 296 с.

9. Добрович А. Общение: наука и искусство [Текст]. – М., 2009. – 230 с.

10. Емельянов С. М. Теория и практика связей с общественностью: Вводный курс [Текст]: Учебное пособие для студ. вузов Рек. УМО вузов РФ / С. Емельянов. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.: ил.

11. Игнатьев Д. В. Настольная энциклопедия Public Relations [Текст] / Д. Игнатьев, А. Бекетовф. Ф. Сарокваша. – М.: Альбина Паблишер, 2009. – 220 с.

12. Камерон К., Курнн Р. Диагностика и изменение организационной культуры [Текст]. – СПб., 2009. – 300 с.

13. Капитонов Э. А. Корпоративная культура [Текст]: Учебно-практическое пособие / Э.А. Капитонов, А.Э. Капитонов. – М.: Ростов-на-Дону: МарТ, 2008. – 416 с.

14. Корпоративная культура как основа внутреннего PR [Текст]. – М., 2010. – 200 с.

15. Корниенко В.И. Команда: формирование, управление, эффективность [Текст]. Учебное пособие. – Пермь, 2009. – 340 с.

16. Кривоносов А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций: Монография [Текст]/ А.Д. Кривоносов: Науч. ред. М.А. Шишкина. – СПб.: СПб. ун-т, 20091. – 245 с.

17. Кривоносов А.Д. Основы Спичрайтинга [Текст]: Учеб. пособие для студ. отделений связей с общественностью / А.Д. Кривоносов. – СПб.: Лаборатория оперативной печати фак-та журналистики СПбГУ, 2007. – 256 с.

18. Кузнецов В. Ф. Связи с общественностью [Текст]: Теория и технологии: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. Доп. Мин. обр. и науки РФ / В.Ф. Кузнецов. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 300 с.

19. Лисовский А.А. Внутренний PR способен решить коммуникативные проблемы в компании [Текст]. – Спб., 2010. – 260 с.

20. Лисовский А.А. Внутренний сбой. Шесть ошибок внутреннего PR [Текст].– Спб., 2010. –190 с.

21. Лэйхифф Дж.М., Пенроуз Дж.М. Бизнес-коммуникации [Текст]. – СПб., 2009. – 90 с.

22. Маслова В. М. Связи с общественностью в управлении персоналом [Текст]: Учеб. пособие / В.М. Маслова. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 176 с.

23. Михайлова М.А. Как избежать ошибок при организации корпоративного праздника? [Текст]. – Ярославль, 2008. – 238 с.

24. Моисеев В. А. Паблик Рилейшнз: Теория и практика [Текст]. – 2-е изд. – М. Омега-Л, 2010. – 376 с.

25. Ньюсом Даг. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз [Текст]. – 7-е изд.: Пер. с англ. – М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»; ИНФРА-М, 2008. – 628с.

26. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности [Текст]. –СПб., 2009. – 180 с.

27. Пасс Ю. Н. Внутренний PR: элементы успеха [Текст]. – СПб., 2009. – 80 с.

28. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века [Текст]. – М.: Рефл-бук: Ваклер, 2008. – 352 с.

29. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшинз, или Как успешно управлять общественным мнением [Текст]/ Г.Г, Почепцов. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: Центр, 2008. – 336 с.

30. Родин О. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность [Текст]. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 210 с.

31. Синяева Инга Михайловна Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности [Текст]: Учебное пособие. Рекомендщ. Мин. Образования РФ / Под ред. Г.А. Васильева. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 287 с.

32. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом [Текст]. – СПб., 2009. – 300 с.

33. Тарасов В. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. – СПб., 2009. – 280 с.

34. Тимофеев М.И. Связи с общественностью (паблик рилейшнз) [Текст]: Учебное пособие / М.И, Тимофеев. – М.: РИОР, 2009. – 158 с.

35. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. – СПб., 2008. – 280 с.

36. Фаланов Г.М. Конкурсная программа – индивидуальный подход [Текст]. – СПб., 2009. – 298 с.

37. Федотова Л. Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Доп. Мин. образ. РФ / Л.Н. Федотова. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.

38. Харрисон Ширли. Связи с общественностью [Текст]: Вводный курс/ Ш.Харрисон. – 2-е изд.: Пер. с англ. СПб.; М.: Нева; ОЛМА-ПРЕСС, 2007. – 368 с.

39. Чумиков А. Н. Связи с общественностью [Текст]: Учебное пособие: - 3-е изд. испр. и доп. – М.: Дело, 2009. – 296 с.

40. Чумиков А. Н.ч Связи с общественностью: теория и практика [Текст]: Учебное пособие для студ. вузов рек. Учебно-метод. объед. вузов / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. – М.: Дело, 2009. – 496 с.

41. Шарков Ф. И. Паблик рилейшинз (связи с общественностью) [Текст]: Учебное пособие для студ. Ред. УМО вызов РФ / Ф.И, Шарков. – М.: Екатеринбург: Акад. проект; Деловая книга, 2009. – 304 с.

Наши рекомендации