Национально-культурная автономия
Культурная (национально-культурная) автономия — автономия обособленной этнической группы в решении вопросов организации образования и других форм своей культурной жизни. Распространяется на всех представителей данной этнической группы, а не на конкретную территорию. Национально-культурная автономия в Российской Федерации — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение российских граждан, относящих себя к определённой этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Национально-культурные автономии России:
Красноярская региональная чувашская национально-культурная автономия
Национально-культурная автономия «Дидойцы»
Национально-культурная автономия поморов Архангельской области
Петербургская городская национально-культурная автономия финнов-Инкери
Региональная национально-культурная автономия ингерманландских финнов Ленинградской области
Тверская национально-культурная автономия тверских карел
Федеральная ассирийская национально-культурная автономии России
Федеральная еврейская национально-культурная автономия
Федеральная Лезгинская национально-культурная автономия
Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
Федеральная национально-культурная автономия «Белорусы России»
Федеральная национально-культурная автономия казахов России
Федеральная национально-культурная автономия карачаевцев России
Федеральная национально-культурная автономия курдов Российской Федерации
Федеральная национально-культурная автономия литовцев Российской Федерации
Федеральная национально-культурная автономия российских корейцев
Федеральная национально-культурная автономия российских немцев
Федеральная национально-культурная автономия татар
Федеральная национально-культурная автономия цыган
Федеральная национально-культурная автономия чувашей России
Федеральная польская национально-культурная автономия «Конгресс поляков в России»
48.Принцип разделения властей: вертикальное и горизонтальное единство и разделение власти.
Разделение властей является одним из главнейших демократических принципов, направленных на предотвращение узурпации государственной власти и использования ее в ущерб публичным интересам.
Принцип разделения властей назаконодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."
К органами законодательной власти в Российской Федерации относятся:
- Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации;
- органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти.
К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:
- Президент Российской Федерации; Совет Министров Российской Федерации;
- Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями;
- Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации.
К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:
- Конституционный Суд Российской Федерации;
- Верховный Суд Российской Федерации;
- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; суды республик и других субъектов РФ;
- районные народные суды; суды специальной юрисдикции.
49.Государственный орган: понятие, признаки, виды. Система государственных органов в РФ.
Государственный орган — это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.
Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных структур, являются:
-формирование по воле государства и осуществление своих полномочий от имени государства. Государственные органы нередко называют органами государственной власти, подразумевая, что при их помощи реализуется государственный суверенитет в области установления и реализации властных требований;
-выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности (законодательной, исполнительной, охранительной и т.д.);
-наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры; территориального масштаба деятельности; установленного положения в системе властной иерархии, определяющего характер и объем принадлежащих государственному органу полномочий, а также порядок его взаимоотношения с другими государственными (негосударственными) органами и организациями;
-в основу взаимодействия государственных органов положена совокупность принципов единства государственной власти и разделения властей.
В основу классификации государственных органов могут быть положены следующие критерии:
1. По юридической силе:
-федеральные органы государственной власти;
-государственные органы субъектов.
2. По порядку образования:
-представительные (выборные) (Президент, Законодательное Собрание);
-производные (назначаемые) (Правительство, органы судопроизводства).
3. По характеру осуществляемых полномочий:
-институт главы государства (Президент, Монарх);
- органы законодательной власти (Федеральное собрание РФ, Законодательные собрания субъектов РФ);
-органы исполнительной власти (Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ);
-судебные органы (Верховный суд, Конституционный суд, Высший арбитражный суд, суды субъектов);
- надзорно-контрольные органы (Генеральная прокуратуры, Таможенный комитет, налоговая полиция и т.д.)
4. По времени действия:
-постоянные (Президент, Федеральное собрание, Правительство и т.д.);
-временные (Государственный комитет обороны СССР (орган, созданный на период ВОВ)).
50.Избирательная система и избирательное право в РФ: понятие и соотношение.
Понятия «избирательная система» и «избирательное право» во многом совпадают, а в обиходе часто употребляются как идентичные. Тем не менее, определенное различие между ними все же имеется. Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования. Термин «избирательная система» имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. Понятие избирательного права тоже употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле это опять же вся совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, и в этом смысле оно образует обширный институт конституционного права, а в узком смысле - нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах (активное и пассивное избирательное право). Активное избирательное право - это право избирать, а пассивное - право быть избранным.
Понятия «избирательная система» и «избирательное право» носят собирательный характер. В Российской Федерации они включают в себя, по существу, четыре различные подсистемы, устанавливающие порядок избрания гражданами соответствующих органов государственной власти:
1) Президента РФ;
2) депутатов Государственной Думы;
3) депутатов законодательных органов субъектов РФ;
4) органов местного самоуправления.