Государственное регулирование организации социально-трудовой сферы
Объектом государственного регулирования здесь выступают многочисленные и разнообразные процессы: 1) формирования минимальных доходов и уровня жизни населения, а также социального обслуживания некоторых категорий населения; 2) становления рынка рабочей силы, установления и поддержания партнерских отношений работников с работодателями, регулирование занятости и безработицы, социально-демографических и миграционных процессов; 3) обеспечение должных социально-трудовых условий и гарантий труда работников и его охраны. Все эти социально-экономические процессы и опосредующие их организационные отношения настолько важны и значимы для нормальной жизнедеятельности и прогрессивного развития общества и государства, что объективно требуется непрерывное наблюдение за состоянием социально-трудовой сферы, своевременное выявление происходящих там изменений и оперативное предупреждение негативных тенденций, ведущих к развитию очагов социальной напряженности. Для этого по решению Правительства РФ проводится постоянный всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы, который представляет собой государственную систему непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предупреждения негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов социальной напряженности, а также для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере.
Для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации государство устанавливает потребительскую корзину — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а на ее основе определяет прожиточный минимум — стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. В соответствии с Федеральным законом от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» она для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) по Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается в точно определенном законом и объемах (в натуральных показателях) по продуктам питания, непродовольственным товарам и услугам (жилье, отопление, газо- и электроснабжение, транспортные услуги и др.).
В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ по представлению органов исполнительной власти субъектов Федерации (Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изм. от 27 мая 2000 г.) // СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4904; 2000. № 22. Ст. 2204) с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения при наличии заключения экспертизы, проводимой в порядке, определяемом Правительством РФ.
Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для: оценки уровня жизни населения России. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в ее субъектах определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Федеральной службы государственной статистики об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, а в субъектах Федерации — органами исполнительной власти субъектов РФ. Действующее законодательство предусматривает также определенные формы социальной помощи и для некоторых категорий населения, например для граждан пожилого возраста и инвалидов устанавливает государственные стандарты социального обслуживания, которые утверждаются Правительством РФ.
Важное значение имеет государственное регулирование, направленное на организацию согласования социально-экономических интересов работников и работодателей, установление и поддержание партнерских отношений работников с работодателями. Институт социального партнерства как системы отношений по обеспечению согласования интересов работников и работодателей полное, развернутое и комплексное развитие получил в Трудовом кодексе Российской Федерации, в котором имеется специальный раздел 2 «Социальное партнерство», состоящий из 8 глав, включающих в себя 35 статей (ст. 18-52).
Немаловажная роль в организации отношений социального партнерства работников и работодателей на федеральном уровне принадлежит Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которая действует в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
Экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан России на труд и социальную защиту от безработицы, закреплены в Федеральном законе «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. от 10 января 2003 г.), в соответствии с которым в России создана и действует Федеральная служба по труду и занятости населения с четко очерченными задачами, функциями и полномочиями.
В Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.