Социал-демократия и неолиберализм в 1990-е гг.

В 1951г социал-демократические партии создали международное объединение-Социнтерн, которое действует и ныне. Основные ценности: ориентация сохранения правового демократического государства, политического плюрализма, создание социально ориентированной рыночной экономики. Первоначально большинство социал-демократических партий определяли марксизм в качестве свой идейной основы, но были сняты основополагающие идеи: о классовой борьбе, уничтожении частной собственности и обобществлении средств производства. Основные принципы: свобода, справедливость, солидарность как основные цели социалистического движения. Социал-демократы стали инициаторами серьезных реформ, таких как национализация ряда отраслей экономики, создание общенациональных систем социального обеспечения, сокращение рабочего времени.

В 1970-1980-е гг. большинство социалистических и социал-демократических партий вновь обновили свои программы, делая акцент на краткосрочные программы, направленные на решение конкретных проблем, практические подходы которые мало отличались от консервативных. Укреплению влияния социал-демократии содействовал и распад СССР, большинство коммунистических партий развитых стран либо объединились с социал-демократическими партиями, либо раскололись.

Основные идеи и достижения неоконсерватизма в плане модернизации экономики, поддержки частного предпринимательства, мер по ограничению тенденций к бюрократизации центрального аппарата власти государства не ставились под сомнение. Политика неоконсерватизма стала проводиться в 1980-е всеми политическими силами, в том числе и не разделяющими философии неоконсерватизма. Так модернизация осуществлялись по неоконсерватиным рецептам, при том что лидеры правительств были социалистами. Данный прагматичный подход нашел своё отражение и в развитии социал-демократии. В апреле 1998г Т.Блэр предложил распустить Социалистический Интернационал и заменить его союзом нового типа, включающего либеральные партии, разделяющие цели социально ориентированной политики.

В развитых странах в русле либеральной демократии достигнут консенсус основных политических сил по принципиальным вопросам стратегии общественного развития. Она проводиться ими в жизнь безотносительно к различиям в идейно-теоритических и философских взглядах их лидеров и теоретиков.

Утрата политического влияния «новыми левыми», распад коммунистического движения, предпочтение, которое отдают лидеры социал-демократии решению текущих проблем, создали в развитых странах ситуацию вакуума на левом крыле духовной и политической жизни. Этот вакуум был в известной мере заполнен активизировавшимися старыми, традиционными и новыми демократическими движениями.

К традиционным относятся различные движения гражданских инициатив. Значительно возросла активность женского движения. Радикальные фракции феминистского движения, особенно влиятельные в США и Великобритании, сформулировали концепцию полного переустройства общества. Важным фактором общественно-политической жизни многих стран стали пацифистские, антивоенные, экологические движения. Пацифистские, экологические движения не имели общей программы действий, тем не менее, их идеи имели ряд новых черт, позволявших рассматривать их как потенциальное ядро массовой политической силы, оппозиционной по отношению к большинству политических партий и режимов. В начале 1980-х гг. экологические движения во многих странах оформились в партии.

8. Интеграция развитых стран и её последствия.

Важнейшим фактором, обусловливавшим высокую эффективность экономик стран Западной Европы и Северной Америки, их способность решать социальные проблемы, было развитие интеграционных процессов.

Западноевропейская интеграция прошла несколько этапов.

В 1947 г. между 23 странами развитой зоны мира было заключено Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Его участники обязались содействовать развитию внешней торговли за счет взаимного снижения налогов на импортную продукцию, исключения таможенных войн. Впоследствии рамки ГАТТ расширились, в нее вошли многие страны Азии, Африки и Латинской Америки, она была преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В 1948 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). В 1960 г. ОЕЭС была переименована в ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития), к ее деятельности подключилась Япония. Первой собственно западноевропейской структурой, призванной содействовать согласованию политики в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной сферах, был Совет Европы. С созданием ФРГ в 1949 г. в качестве альтернативы возрождению франко-германского соперничества министр иностранных дел Франции Р. Шуман выдвинул идею объединения экономических потенциалов Германии и Франции, вследствие был создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Оно предусматривало создание общего рынка угольной и металлургической промышленности, отмену взаимных таможенных пошлин, проведение единой таможенной политики в отношении продукции стран, не входящих в ЕОУС. Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ). Создавался общий рынок всех видов продукции, принимался принцип свободного перемещения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Реализация этого принципа была бы невозможна без принятия единых стандартов налоговой, социальной политики, унификации законодательной базы, что было определено в качестве задачи интеграции. Впервые были сформированы наднациональные органы: Европейский совет как законодательный орган, Комиссия европейских сообществ как исполнительный орган, Особый суд.

Альтернативную модель интеграции пытались создать страны Северной Европы, в 1960 г. учредившие Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Целью ЕАСТ было постепенное снижение таможенных пошлин только на промышленную продукцию, создание наднациональных органов, сближения законодательств не предполагалось

Свобода перемещения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы привела к довольно быстрому сближению уровней развития и жизни в странах Западной Европы. Под влиянием интеграции постепенно сложилась единая модель экономической политики, общая для всех развитых евроатлантических стран.

Проведение особой социальной и экономической политики в отдельной стране, участвующей в интеграции, становилось невозможным. Удачные решения незамедлительно заимствуются партнерами, неудачные, вызывая отток капиталов, вынужденно пересматриваются.

Осуществляется проведение согласованной внешней и оборонной политики. Взаимоподдержка курсов валют подсказала следующий логический шаг: предполагается, что в XXI век Европа войдет с единой валютой — еврой.

По сути дела, в ЕС на почве экономической интеграции сложилась система отношений, позволяющая рассматривать Евросоюз как конфедеративного типа государственное образование. Дальнейшее углубление интеграции Евроатлантиче-ских стран намечается за счет более тесного сближения Западной Европы и Северной Америки, где также развивались интеграционные процессы.

В Северной Америке в 1988 г. было заключено соглашение о создании зоны свободной торговли между США и Канадой, в 1992 г. к нему присоединилась Мексика. Новая структура получила название Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА). Это соглашение отразило уже существовавшую очень высокую степень единства экономик североамериканских стран. Между странами ЕС и НАФТА, помимо военно-политического союза (НАТО) и межпарламентской ассоциации (Североатлантическая ассамблея), общего членства в ОЭСР, ВТО, других международных экономических организациях, уже заключены соглашения о предотвращении торговых войн, правилах торговли. Предполагается, что начало XXI века ознаменуется созданием североатлантической зоны свободной торговли, которая объединит самые высокоразвитые страны мира со сходным типом политической культуры, общим цивилизационном наследием, близкими интересами.

Европейская интеграция стала образцом для подражания для государств многих регионов мира, хотя вопрос о том, насколько универсален ее опыт, носит спорный характер

Наши рекомендации