Перечень практических заданий.
1. В стране Н. коалиция политических партий, получившая в парламенте большинство мест, выступила с инициативой о запрещении партий, за которые во время выборов проголосовало менее 7% избирателей. Соответствует ли этот принцип демократии? Приведите два аргумента, подтверждающие вашу позицию
2. Заполните таблицу
Виды культуры | Характерные черты |
Народная | |
Элитарная | |
Массовая |
3. Согласны ли вы с утверждением французского писателя Ф.Р. Шатобриана: «Как и почти всегда в политике, результат бывает противоположным предвидению»? Чем объяснить, что результат не всегда совпадает с намеченной целью? Аргументируйте свой ответ
4. В стране Н. коалиция политических партий, получившая в парламенте большинство мест, выступила с инициативой о запрещении партий, за которые во время выборов проголосовало менее 7% избирателей. Соответствует ли это демократическим принципам. Какие ещё демократические признаки государства вас известны?
5. По мнению западных социологов, государственных и общественных деятелей, существует два пути численного увеличения населения страны: увеличение рождаемости и расширение иммиграции. Какой из этих путей вы считаете более реальным сегодня для России? Аргументируйте свою точку зрения.
6. Известно, что впервые в истории вопросы, каком должно быть справедливое государство, как наилучшим образом управлять им, обсуждались в Древней Греции. В ходе обсуждения было определено, что важнейшим правом и обязанностью гражданина, независимо от того, богат он или беден, знатен или незнатен, является участие в управлении государством. Какую форму политического режима характеризует, во-первых, сам факт широкого обсуждения этого вопроса и, во-вторых, содержание принятого решения. Приведите примеры из истории, которые бы характеризовали данную форму политического режима.
7. Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках, что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей просвещенностью, он не считает себя выше других»,- говорил К. Гельвеций. Опираясь на данное высказывание, раскройте взаимозависимость самопознания и развития личности
8. Существует точка зрения: «Если органы государственной власти совершают какие-либо действия, посягающие на естественные права человека, народ в лице гражданского общества имеет право на сопротивление тех, кто это делает». Разделяете ли вы это мнение? Поясните, что имеется в виду под естественными правами человека. Приведите примеры из жизни различных народов и стран, подтверждающие неизбежность выступления гражданского общества против ущемления естественных прав.
9. На основании знания материала об общественном прогрессе и регрессе укажите, какие прогрессивные и регрессивные черты проявляются в развитии современного человечества? Каким путем пойдет человечество в ХХ1 веке? Свой ответ обоснуйте.
10. С помощью трёх примеров покажите роль образования в жизни личности, прокомментируйте приведенные ниже высказывания.В каждом случае сначала приведите пример, а затем укажите роль, которую он иллюстрирует.
А) «Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины» (Протагор)
Б) «Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком и поэтому постоянно (сильнее и сильнее со дня на день) растущее, зеленеющее, цветущее, приносящее плоды» (Я.А. Коменский)
11. Изучая вопрос, почему люди объединяются в группы, а не работают каждый сам по себе, ученые отмечают, что группы помогают удовлетворению таких универсальных потребностей индивида, как потребности во внимании, признании и самовыражении. Опираясь на знания курса и свой жизненный опыт, докажите, что группы действительно способны удовлетворить эти потребности.
12. Противоречат ли друг другу следующие утверждения? Аргументируйте свой ответ
А) Смысл жизни заключается в наслаждении всевозможными материальными и духовными благами, создании своего личного уютного мира, обособленного от большого мира человеческих идеалов и страстей.
Б) Человека не может радовать счастье общества, если у него нет своего личного счастья.
13. Парламент страны Н. избирается всенародно по пропорциональной системе. Политическая партия или блок партий, победивший на выборах, формирует правительство. Парламент избирает Президента, выполняющего только представительские функции. Определите какова форма правления в стране Н? Перечислите какие ещё существуют формы правления. Приведите примеры из современной политической жизни государств, охарактеризовав в них конкретные формы правления.
14. В ряде стран Европы короли и королевы, получающие свою власть по наследству, выполняют лишь представительные функции, не оказывая существенного влияния на деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей. Какая форма правления установлена в этих странах? Перечислите, какие ещё существуют формы правления. Приведите примеры из современной политической жизни государств, охарактеризовав в них конкретные формы правления.
15. Сравните два приведенных ниже высказывания. В чем состоят различия взглядов авторов на религию? Чем объясняются эти различия?
«Религия – это упрощенная и обращенная к сердцу мудрость. Мудрость – это разумом оправданная религия». (Л.Н. Толстой)
«Религия – это опиум для народа» (К. Маркс)
16. Заполните сравнительную таблицу.
право | мораль | Корпоративные нормы | |
Способ установления | |||
Форма закрепления | |||
Способ защиты | |||
Сфера действия |
17. Проведите сравнительный анализ демократического и антидемократического режимов на примере государств из истории и современности.
18. Многие люди полагают, что националисты – это те, кто любит свою родину, а патриоты – это те, кто любит свое государство? Согласны ли вы с этим мнением? Дайте определение понятиям национализм, патриотизм. В чем их сходство и различие? В чем особенности национализма как государственной идеологии? Ответ сопровождайте конкретными примерами
19. Перечислите любые три психологические причины вхождения индивида в малую социальную группу и каждую из них проиллюстрируйте конкретным примером.
20. Охарактеризуйте ступени образования в современной России? Чем различаются квалификация «бакалавр», «специалист», «магистр»? В чем состоит различие традиционной и дистанционной систем обучения? В чем их достоинства и недостатки?
21. Составьте развернутый ответ по теме «Внутренняя политика Российской Федерации». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
22. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте конкретным примером каждую из них. Ответ обоснуйте, используя материалы практической жизни и СМИ.
23. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Мировоззрение, его виды и формы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах
24. На основе знания признаков правового государства и материалов СМИ охарактеризуйте проблемы формирования правового государства, существующие в современной России. В чем заключается взаимосвязь правового государства и гражданского общества?
25.В телевизионном ток-шоу с участием родителей, детей, учёных и журналистов обсуждали тезис: «Массовая культура вредна для детей». С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт приведите три аргумента в опровержение данного тезиса
26.Назовите любые три социальных последствия научно-технического прогресса в современном мире и проиллюстрируйте каждое из них примером.
27. Определите, какие функции государства проявились в следующих исторических событиях: В 945 г. князь Игорь отправился в землю древлян собирать дань. На обратном пути, пойдя на поводу у дружины, Игорь решил вернуться и собрать дань еще раз. Древляне возмутились и убили Игоря. Жена Игоря Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. темнее менее она упорядочила сбор дани, установила уроки – размер дани и погосты – места сбора дани.
Какие еще функции государства вам известны? Приведите конкретные примеры реализации функций государства.
28. Социологи полагают, что «процесс социализации в значительной степени зависит от классовой, сословной принадлежности индивида».
С опорой на знания и социальный опыт конкретизируйте это суждение с помощью трех примеров особенностей социализации представителей различных социальных групп.
5. Процедура подготовки и проведения экзамена
Расписание проведения экзамена утверждается директором колледжа и доводится до сведения студентов за 2 недели до начало сессии.
К экзамену по дисциплине допускаются студенты, полностью выполнившие учебную программу дисциплины
Экзаменационные билеты составляются на основе объявленного студентам перечня теоретических вопросов. Экзаменационный билет содержит два теоретических вопроса.
В период подготовки к экзамену проводятся консультации по экзаменационным материалам (согласно расписания. Экзамен проводится в специально подготовленном кабинете (согласно расписанию).
На подготовку к ответу по билету студенту отводится не более 45 мин. На сдачу устного экзамена предусматривается не более 15 минут на каждого студента.
Категорически запрещено пользоваться мобильным телефоном и карманным компьютером (коммуникатором) и т. д. Покидать аудиторию во время устного экзамена запрещается, при крайней необходимости, студент берет новый билет.
Оценка, полученная на экзамене, заносится преподавателем в зачётную книжку студента (кроме неудовлетворительной) и экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная). Экзаменационная оценка по дисциплине является определяющей, независимо от полученных в семестре оценок текущего контроля.