Законодательство, регулирующее рекламную деятельность в России
Законодательство РФ о рекламе составляют:
-ФЗ «О рекламе»;
-иные федеральные законы, принятые в соответствии с ФЗ «О рекламе»;
-указы Президента РФ в области рекламы;
-нормативные правовые акты Правительства РФ.
Как следует из приведенного перечня нормативных актов, рекламное законодательство относится только к ведению Российской Федерации, поэтому органы власти субъектов федерации и органы местного самоуправления (ОМСы) не вправе регулировать отношения, связанные с содержанием рекламы. Например, Законодательное собрание Челябинской области не может принять закон, регулирующий рекламу на территории нашей области, точно также и Челябинская городская дума не правомочна принять нормативный акт по контролю за рекламой на территории г.Челябинска.
Но есть одно исключение. В сферу регулирования органов местного самоуправления входят вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают полномочия пользования, владения, распоряжения муниципальной собственностью. ОМСы принимают нормативные акты, регулирующие порядок размещения наружной рекламы на территории муниципального образования. На территории административных образований (городов и районов области) действуют Положения о порядке размещения наружной рекламы на территории административного образования, в которых определен порядок выдачи разрешений на установку рекламных конструкций, регулируются вопросы, связанные с установкой технических средств размещения рекламы, а не с содержанием рекламы. В настоящее время процесс принятия и введения в действие таких Положений завершен не во всех административных образованиях Челябинской области.
Принятие же правовых документов Законодательными органами областей приведет к нарушению конституционной нормы единства экономического пространства.
Краткая история становления государственного регулирования
Рекламной деятельности
В нашей стране правовое регулирование рекламной деятельности долгое время отсутствовало. В СССР рекламы практически не было, потому что отсутствовала конкуренция как таковая. Например: "Летайте самолетами Аэрофлота", - но это была единственная авиакомпания. Или: "Храните деньги в сберегательной кассе" - выбора у потребителей не было, т.к. вся банковская система замыкалась на Госбанке.
В период перестройки в конце 80-х годов ХХ в. произошел первый рекламный бум. Единственным законом, регулирующим рекламную деятельность, был Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", который ввел запрет на распространение дискредитирующей информации о конкуренте (недобросовестная конкуренция).
Затем были приняты еще несколько законов, частично относящихся к регулированию рекламы. Среди них Законы РФ "О средствах массовой информации", "О сертификации продукции и услуг" и некоторые другие.
Специальное правовое регулирование рекламной деятельности началось с Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1183 "О защите потребителей от недобросовестной рекламы". Формирование специального рекламного законодательства завершилось принятием Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе".
Введение в действие в середине 1995 г. Федерального закона «О рекламе» значительно стабилизировало обстановку на рекламном рынке. Регулирование правоотношений в сфере рекламной деятельности и установление требований к рекламе отдельных видов товаров создали правовую основу для формирования рекламного рынка, являющегося важной инфраструктурной составляющей российской экономики.
Вместе с тем формирование и развитие системы общественных отношений в сфере рекламной деятельности в течение более чем десяти лет действия Федерального закона "О рекламе" потребовали адекватного отражения в федеральном законодательстве.
За прошедшее время в отдельных федеральных законах появились нормы, регулирующие отношения в области рекламы.
Так, например, статья 17 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" устанавливала требования к рекламе алкогольной продукции. Кроме того, требования к рекламе алкогольных напитков содержал и Федеральный закон "О рекламе" (ст. 16, 33 Закона). Установление требований к рекламе одного товара (алкогольной продукции) в рамках двух Федеральных законов вызывало их различное толкование как субъектами рекламной деятельности, так и государственными контролирующими органами, вызывая сложности в правоприменении, которые негативно отражались на рекламном рынке.
Аналогичная ситуация складывалась с закреплением отдельных положений, регулирующих отношения в области рекламы, в рамках Федеральных законов "О рынке ценных бумаг", "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", "О лекарственных средствах", "О физической культуре и спорте", "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" и др.
Поэтому необходима была консолидация норм, регулирующих отношения в сфере рекламной деятельности, в рамках одного закона.
Кроме того, многие положения действующего рекламного законодательства не учитывали специфики и особенностей отношений, складывающихся на современном рекламном рынке.
Развитие отношений в области рекламы породило новые способы ее распространения, требующие надлежащей правовой регламентации. Многие положения старого рекламного законодательства не применялись и не отвечали требованиям современного развития отношений в области рекламы.
Вносимые отдельные изменения и дополнения в Федеральный закон "О рекламе" в целом уже не способны были адекватно отразить необходимые изменения как с точки зрения общих подходов к регулированию рекламного рынка, так и специфики рекламы отдельных товаров.
Учитывая особенности развития современного рекламного рынка, решение указанных проблем было возможно лишь путем комплексного изменения рекламного законодательства.
С 1 июля 2006 г. в Российской Федерации начал действовать новый Закон «О рекламе».
4. Федеральный закон «О рекламе»
Закон «О рекламе» является основным законодательным актом, регулирующим отношения в области рекламы.
Закон состоит из шести глав, включающих сорок статей.
Первая глава Закона состоит из общих положений, определяющих цели и сферу правового регулирования законопроекта, определения основных понятий, а также общих требований, предъявляемых к рекламе.
В статье 1 продекларированы цели Закона: развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в России единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения российского законодательства о рекламе, пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Сфера применения Закона определена независимо от места производства рекламы, если ее распространение осуществляется на территории Российской Федерации.
В части 2 ст. 2 Закона закреплен довольно обширный (исчерпывающий) перечень видов информации, на которые Закон не распространяется. В этот перечень входит, в частности, политическая реклама, в том числе предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума.
Поскольку политическая реклама не подпадает под понятие рекламы, применяемое в Федеральном законе «О рекламе», то ее размещение на рекламных конструкциях, то есть наружная реклама, противоречит требованиям части 2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», и не допускается.
Однако в целях реализации избирательных прав граждан в соответствии с избирательным законодательством допускается возможность размещения агитационных материалов на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов в период проведения агитации по вопросам референдума и предвыборной агитации.
За пределами агитационных периодов, предусмотренных избирательным законодательством, размещение на рекламных конструкциях агитационных материалов не допускается.
Не относится к рекламе информация, раскрытие или распространение которой либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом. Так, результаты розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи (в том числе стимулирующей лотереи) должны быть опубликованы в средствах массовой информации организатором лотереи в соответствии с требованиями части 5 статьи 18 Федерального закона «О лотереях». Следовательно, публикация в средствах массовой информации результатов розыгрыша тиражной лотереи (в том числе стимулирующей) рекламой не является. Не являются рекламой и выходные данные телерадиопрограмм (в силу требований Закона «О средствах массовой информации»).
В перечень видов информации, не являющейся рекламой, относятся также вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. При разграничении рекламной и нерекламной информации, размещенной на вывесках предприятий, учитывается следующее.
Указание на вывеске в месте нахождения организации профиля (вида) её деятельности - «Магазин», «Игровой клуб», «Парикмахерская», «Культурно-развлекательный центр» и т.п. - относится к обычаям делового оборота и не может рассматриваться в качестве рекламы. Размещение в месте нахождения организации её наименования (в том числе не совпадающего с наименованием владельца данной организации), например, «Магазин «Теорема», «Культурно-развлекательный центр «Мегаполис», «Ресторан «Южный Урал», «Театр «Манекен», служит целям идентификации данного заведения и не может рассматриваться как его реклама. Такая информация может быть размещена на вывеске, и на неё не распространяются требования Закона о рекламе, независимо от манеры исполнения указанных вывесок.
Светодинамическое оформление входа и прилегающей территории предприятия (в том числе размещение светящихся сеток, гирлянд и тому подобного на стенах и деревьях) без указания информации о каком-либо лице, товаре, услуге, виде деятельности или ином объекте рекламирования, не подпадает под понятие рекламы и рекламой не является.
Вместе с тем, размещение на вывеске иной информации, направленной на привлечение внимания к организации (товарам), формирование или поддержание интереса к ней и ее продвижение на рынке, может рассматриваться в качестве рекламы.
При разграничении рекламной и нерекламной информации, размещенной
на дорожных указателях учитывается следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о рекламе распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.
Поэтому, совмещение со знаками дорожного движения рекламной информации, в том числе размещаемой на указателях, не являющихся дорожными знаками, не допускается, в том числе в случаях, когда размещение такой информации допускается правовыми актами меньшей юридической силы, например, ГОСТами, Инструкциями. Указание на знаках и указателях профиля организации - «Выставочный комплекс», «Шиномонтаж», «Аптека», «Хозтовары», «Гостиница» - без указания ее наименования не является рекламной информацией. Размещение на указателе, установленном вне места нахождения организации, ее наименования (в том числе с указанием направления движения) - «ресторан Арбат», «супермаркет Пятерочка» - служит целям идентификации данного объекта и привлечения внимания к нему и может рассматриваться как его реклама.
Закон «О рекламе» не относит к рекламе также объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
К объявлениям юридических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности могут быть отнесены объявления о приеме на работу, в которых могут быть указаны наименование работодателя, профиль деятельности организации и характеристика предлагаемой для трудоустройства вакансии, требования к кандидатам. Сообщение в объявлении о приеме на работу информации об организации, не связанной с ее индивидуализацией для целей трудоустройства и направленной на привлечение дополнительного внимания к организации, может рассматриваться в качестве рекламы данной организации. Вместе с тем, информация какого-либо агентства по трудоустройству о вакансиях рассматривается как реклама.
Не относятся к рекламной информации также справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой; информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке.
В статье 3 Закона «О рекламе» определены основные понятия, которые используются в новом Законе: "реклама", "ненадлежащая реклама", "рекламодатель", "рекламопроизводитель", "рекламораспространитель", "потребители рекламы", "спонсор", "спонсорская реклама", "социальная реклама", а также "объект рекламирования", "товар" и "антимонопольный орган". Так, под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации (в частности, товарный знак) изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари).
Спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
Спонсором является лицо, предоставившее средства, либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. В качестве спонсора не может выступать товар или средство его индивидуализации, а может быть указано либо физическое либо юридическое лицо. Закон о рекламе не запрещает в спонсорской рекламе, указывать информацию о производимых спонсором товарах. В соответствие с частью 1 статьи 14 и частью 1 статьи 16 Закона о рекламе прерывание телепрограммы (телепередачи) и радиопрограммы (радиопередачи) спонсорской рекламой может не предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы.
Социальной рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Производство и распространение социальной рекламы осуществляется на договорной основе субъектами рекламной деятельности. При этом органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют размещение заказов на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Безвозмездное осуществление деятельности по производству и распространению социальной рекламы является основанием для отнесения ее к благотворительной в соответствии с положениями Федерального закона от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Закон о рекламе допускает указание в социальной рекламе наименования юридического лица (фамилия, имя, отчество физического лица), являющегося спонсором социальной рекламы, без упоминания о конкретных марках (моделях, артикулах) производимых им товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и иных средств их индивидуализации.
Если указание в социальной рекламе на спонсора осуществляется преимущественно в целях формирования и поддержания интереса к производимым им товарам (работам, услугам) для продвижения их на рынке, то такое указание является рекламой спонсора с применением к ней положений Закона о рекламе, устанавливающих требования к рекламе соответствующего товара.
Статья 5 Закона устанавливает общие требования, которые предъявляются ко всем видам рекламы.
В ней содержатся нормы, запрещающие недобросовестную и недостоверную рекламу.
В части 2 ст. 5 установлен исчерпывающий перечень видов недобросовестной рекламы. Так, недобросовестной признается реклама, которая:
-содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
- порочит честь, достоинство или деловую репутацию других лиц, в том числе конкурентов;
- представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;
-является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
В качестве примера последней формы недобросовестной рекламы можно привести следующий.
В Челябинской области осуществляют радиовещание с использованием словесного обозначения «Русское радио» две организации: ООО «Радио-Континенталь», известное как «Русское радио Челябинск» (на частоте 100,4 FM), и ООО «Южно-Уральская Вещательная Компания» (на частоте 104,1 FM).
ООО «Южно-Уральская Вещательная Компания» в печатных средствах массовой информации, в сети Интернет, а также с использованием рекламных конструкций (наружная реклама) распространило рекламу, содержащую информацию: «Настоящее Русское радио Челябинск на новой частоте 104,1 FM». Такая реклама является недобросовестной в форме акта недобросовестной конкуренции, так как из ее содержания следует, что «Русское радио Челябинск» (100,4 FM) осуществляет свою деятельность незаконно, в то время как у ООО «Радио-Континенталь» имеются все законные основания, в том числе лицензия на осуществление радиовещания, выходить в эфир как «Русское радио Челябинск».
Что касается такой формы недобросовестной рекламы, как реклама товара под видом рекламы другого товара, то ее появление в новом Законе - это реакция законодателя на приспособление рекламодателей к запретам и ограничениям Закона 1995 г. под видом так называемых "зонтичных брендов". Например, когда под запретом оказалась реклама алкогольных напитков на телевидении, на экранах вскоре появился хорошо узнаваемый "алкогольный бренд" (т.е. товарный знак, обозначающий алкогольный напиток), но уже под видом рекламы минеральной воды.
Недостоверной признается реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения (ч. 3 ст. 5 Закона). Перечень форм недостоверной рекламы является исчерпывающим и насчитывает 20 пунктов.
Так, недостоверной признается реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения:
- о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. Поскольку данная норма не содержит указания на то, что сравнение, показывающее преимущество объекта рекламирования, должно быть выражено в отношении другого определённого товара, то ее положения применимы и к случаям, когда в рекламе используется сравнение со всеми иными товарами, представленными на данном товарном рынке без упоминания конкретного наименования производителя или продавца;
- о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
- о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного стимулирующего мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
- о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей их по результатам, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей, об их организаторе и источнике информации;
- об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
о месте, где до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть им предоставлена в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Реклама не должна:
- побуждать к совершению противоправных действий;
- призывать к насилию и жестокости;
- иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта;
- формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.
В рекламе не допускаются:
- использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;
- указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;
- демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
- использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских и фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников. Как следует из нормы Закона, при рекламе лекарств и пищевых добавок исключено использование "людей в белых халатах" (скорее артистов, нежели врачей), которые зачастую навязывали зрителям бесполезные для них рекламируемые средства;
-указание на лечебные свойства, т.е. положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В качестве примера нарушения последней нормы можно привести рекламу продукта «Суставлон» фирмы «Арабека», распространенную на радио «Южный Урал» .В рекламе указывалось на лечебные свойства продукта при болезнях суставов. Однако «Суставлон» не является лекарственным средством,
а является пищевым гелеобразным продуктом из морских бурых водорослей поэтому ссылка в рекламе на лечебные свойства не допустима.
Закон не содержит понятия "неэтичная реклама". Вместе с тем в ч. 6 ст. 5 Закона в принципе воспроизведено содержание этого понятия. Так, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
При выяснении вопроса является ли реклама оскорбительной принимаются во внимание различные материалы и документы, в том числе экспертные исследования и оценки. В частности, мнение экспертных организаций имеет значение при оценке рекламы, восприятие которой может быть различным для разных групп населения, например, при выяснении наличия непристойных или оскорбительных образов в рекламе. Вместе с тем, если факт присутствия в рекламе непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений является очевидным, то экспертная оценка такой рекламы не требуется.
Так, в марте 2007 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе вынесла решение в отношении ООО «Монте Карло» о признании рекламы одноименного ночного клуба ненадлежащей.
В январе 2007 года на фасаде здания ночного клуба «Монте Карло» на центральной улице города Челябинска, Свердловский пр., распространялась наружная реклама (с использованием рекламного щита) ночного клуба «Монте Карло».
В рекламе присутствовал образ танцующей девушки в розовой футболке и брюках. Закрытые глаза, приоткрытый рот, эротичная поза и одежда изображенной девушки в совокупности представляют собой непристойный и оскорбительный образ. Данная реклама является общедоступной и поэтому существенно затрагивает личные неимущественные права неопределенного круга лиц, в том числе признанные в обществе нормы морали, нравственности, что противоречит духу и букве статьи 29 Конституции РФ и статьи 17 Конвенции о защите прав и основных свобод 1950 года.
Также признается очевидным факт непристойности в рекламе товаров, в которой присутствуют выражения, производные от слов из ненормативной лексики.
Законом не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Так, в газете была распространена реклама фирмы «Тигр» об изготовлении и установке пластиковых окон. В рекламе было заявлено, что срок изготовления окон – 3-5 дней. Однако в договоре на изготовление и установку окон предусматривалось, что указанный срок может быть увеличен на 30 дней. Но в рекламе эта информация отсутствовала. Отсутствие в рекламе сведений о возможности увеличения срока изготовления окон искажает ее смысл и способно ввести потребителей в заблуждение относительно фактических сроков изготовления. Такая реклама является ненадлежащей.
При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования российского законодательства, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах.
Реклама на территории России согласно ст. 68 Конституции РФ должна распространяться на русском языке и, по усмотрению рекламодателей, дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации. Иностранному языку в рекламе отводится незначительное место, поскольку использование иностранных слов и выражений допускается в той степени, в какой они не могут привести к искажению смысла информации. При этом тексты на иностранном языке должны быть идентично предоставлены и на русском языке. Однако в силу части 3 статьи 3 Закона о языке указанные требования не распространяются на фирменные наименования и зарегистрированные товарные знаки. Таким образом, в рекламе допустимо использование фирменного наименования на иностранном языке, полученного при регистрации юридического лица.
Вопросы, связанные с соблюдением авторских прав при создании рекламной продукции, регламентируются Законом "Об авторском праве и смежных правах"
Общее правило Закона состоит в том, что любое использование произведений возможно только на основании договора с правообладателем и с выплатой авторского вознаграждения.
При создании рекламного продукта обязательно должны заключаться договоры с авторами всех используемых произведений. Однако на практике это случается не всегда.
Наиболее распространенное заблуждение, бытующее у многих создателей рекламных роликов, заключается в их "твердом" убеждении, что ранее выпущенные в свет произведения могут использоваться без согласия авторов. Вместе с тем, заключение договора с композитором и автором слов, а также с другими авторами, чьи произведения включены в рекламный продукт, является обязательным и необходимым.
Фотографии также являются объектом авторского права, обладателем которого является фотограф. При использовании фотографий в рекламе необходимо заключить авторский договор с фотографом о передаче исключительных имущественных прав, и только в этом случае рекламопроизводитель и (или) рекламораспространитель приобретают право распоряжаться фотографиями в полном объеме.
При использование произведений для оформления товаров народного потребления (например, фантиков, этикеток, винно - водочных изделий или коробок для тортов и конфет) применяется то же основное правило – использование произведения осуществляется только с согласия автора с выплатой авторского вознаграждения.
Размещение произведений в Интернете и скачивание их из Интернета является воспроизведением произведения, следовательно, возможно только с соблюдением прав автора.
В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта, в рекламе не допускаются: дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних; побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар; создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка, а также впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками; формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром, а также связанного с их внешней непривлекательностью.
В Законе содержится запрет на использование образов несовершеннолетних и обращение к ним в рекламе отдельных товаров: алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; табак, табачные изделия и курительные принадлежности, оружие и продукция военного назначения, основанные на риске игры, пари (за исключением лотерей).
В рекламе других товаров использование образов несовершеннолетних допускается с учётом требований статьи 6 Закона о рекламе.
В отдельную статью выделены нормы о том, реклама каких товаров не допускается. Так, согласно ст. 7 нового Закона не допускается реклама: товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации; наркотических средств, психотропных средств и их прекурсоров; взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий; органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи; товаров, подлежащих государственной регистрации (в случае отсутствия такой регистрации); товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов (в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия); товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений (в случае отсутствия таких разрешений).
В целях защиты потребителей рекламы от возможных злоупотреблений со стороны недобросовестных рекламодателей Закон устанавливает требования к рекламе товаров при дистанционных способах их продажи, а также рекламы с использованием стимулирующих мероприятий.
Так, в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров (наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).
В рекламе о проведении стимулирующих мероприятий (стимулирующая лотерея, конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара) должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия, источник информации о его организаторе, о правилах проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Закон устанавливает требования, предъявляемые к рекламе отдельных видов товаров (алкогольной и табачной продукции, пива, медицинских товаров, БАДов, оружия, игорной деятельности, финансовых услуг и др.), к способам распространения рекламы (в теле-, радиопрограммах, наружных конструкциях и др.).
Определены обязанности рекламодателя и рекламораспространителя в отношении сроков хранения рекламных материалов и предоставления информации, подтверждающей соответствие рекламной информации требованиям Закона.
Поскольку Закон комплексно урегулировал все отношения в области рекламы, то из других федеральных законов нормы, регулирующие отдельные аспекты рекламирования товаров, исключены или приведены в соответствие с Законом «О рекламе».
Принятие Закона позволило существенно повысить эффективность правового регулирования рекламной деятельности, поскольку Закон учитывает специфику и особенности современного состояния рекламного рынка, обеспечивает эффективный баланс интересов потребителей рекламы, субъектов рекламной деятельности и государства и содержит действенные механизмы противодействия ненадлежащей рекламе.