Управление избирательными кампаниями
Избирательная кампания - это сложный проект, в реализации которого задействованы крупные политические, организационные, людские, материальные и финансовые ресурсы. Организация управления таким проектом вызывает немалые сложности и не под силу дилетантам. Поэтому все чаще для организации и проведения избирательной кампании привлекаются профессиональные менеджеры.
При проведении избирательной кампании необходима слаженно действующая организация, которая позволит реализовать цели кампании, в полной мере задействовать самый важный избирательный ресурс - людей. Хорошая организация позволяет объединять множество конкретных исполнителей в единое целое, распределяет участки и объем работ, производит четкое разделение труда, устанавливает «цепочку подчиненности», определяет круг обязанностей каждого лица, формирует каналы внутренней связи, что и способствует оптимальному функционированию всей кампании.
В избирательных кампаниях федерального уровня присутствует не менее трех-четырех иерархических уровней управления. Управление крупными региональными кампаниями не намного проще.
Существует несколько основных методов организации управления избирательной кампанией.
Первый из них — территориальный — основан на классической схеме управления, с использованием принципов обратной связи и саморегулирования, вовлечения активистов в деятельность через систему мотивации и стимулов.
При организации работы по территориальному методу обычно образуются центральный и территориальные штабы, команды агитаторов по обособленным территориальным сегментам, административным и муниципальным образованиям, территориям избирательных участков. Создаются низовые ячейки управления в пределах территории, обслуживаемой одним избирательным участком, чаще всего с привлечением в качестве агитаторов местных жителей.
Другой способ - функциональный - основан на создании групп под выполнение определенных функций кампании. Этот способ предполагает формирование специализированных структур для
выполнения определенной работы: сбора подписей, проведения социологических и диагностических исследований, расклейки листовок, организации кампании «дверь в дверь» и т. д.
При функциональном методе организации управления достаточно двух уровней: команда (штаб) и непосредственные исполнители.
Организация работы по функциональному принципу значительно проще. В центральном штабе организуются функциональные отделы, которые для выполнения определенных функций создают узкоспециализированные группы. Как правило, серьезного обучения таких групп не проводят. Одна и та же группа может работать на всей территории округа. Так одна временная группа может собирать подписи, другая расклеивать листовки и т. д.
Основные преимущества - быстрая организация работ (были бы деньги), мобильность, возможность работы в оппозиции к власти (обычно привлекаются люди, не проживающие на данной территории).
Основной недостаток - сложность контроля эффективности агитационного воздействия на избирателей, отсутствие прямой связи между проводимой работой и окончательными результатами голосования. Так как члены групп не проживают на территории, не являются избирателями данного участка, то для того, чтобы выяснить мнение граждан приходится проводить дополнительные дорогостоящие и трудоемкие исследования.
Достаточно часто вышеперечисленные способы организации управления дополняются программно-целевым методом.
Программно-целевой метод. В отличие от функционального метода, программно-целевой (проектный) метод предполагает создание особых автономных команд под выполнение тех или иных комплексных задач: организацию прямой рассылки, проведение шоу-мероприятий, работы с молодежью, проведения социологических исследований, проведение листовочной кампании и т. д. Во главе таких команд находятся профессионалы, которые самостоятельно формируют программу своих действий, набирают состав команды, часто сами же и оценивают эффективность проведенных акций.
Обычно этот метод применяется в крупных кампаниях, когда возникают трудности контроля за ходом кампании из единого штаба, а из-за большого объема работ появляется возможность специализации по отдельным задачам. Недостаток - сложность
контроля за эффективностью выполнения программ и их влиянием на конечный результат.
Каждый из отмеченных способов имеет свои преимущества и недостатки, свои специфические сферы и условия применения. На практике какой-либо один метод управления используется очень редко, чаще всего, они работают совместно.
Управление кампанией по территориальному принципу наиболее надежный способ достижения цели. Основу системы управления в этом случае составляют «бригадиры» избирательных участков. Именно они выполняют основную часть функций по работе на территории. Чаще всего в качестве бригадиров подбираются местные жители, знакомые со спецификой округа и территории, охватываемой избирательным участком, пользующиеся уважением и доверием местных жителей.
Главное требование к ним - обладать хорошими коммуникативными навыками, быть вхожими в дома избирателей. Лучше всего в качестве территориальных агитаторов работают женщины 35-50 лет, желательно с высшим образованием, по специальности: врачи, учителя, социальные работники.
Команда обычно создается следующим образом. В каждом административно-территориальном образовании создается штаб из нескольких человек. Штаб подбирает подходящие кандидатуры бригадиров по каждому избирательному участку. Треть из этих бригадиров должна быть подобрана уже к моменту начала сбора подписей за выдвижение кандидата.
Лучший способ организации сбора подписей - использование имеющихся списков избирателей. В этом случае «бригадиры-сборщики подписей» попутно уточняют списки, проводят предварительное изучение агитационных возможностей территории, выявляют наиболее острые проблемы, изучают настроения жителей, ведут косвенную агитацию за своего кандидата, выявляют сторонников, будущих агитаторов.
Основная цель этого этапа не только сбор подписей, но и ознакомление избирателей с кандидатом, завоевание доверия как можно большего числа жителей.
Эти же бригадиры, при необходимости, проводят социологические исследования на территории, работая в качестве интервьюеров, осуществляют ежедневный мониторинг политической ситуации, оценивают эффективность агитационных акций кандидата, ведут кампанию «От двери к двери», изучают поведение команд соперни-
ков, а также расклеивают листовки, плакаты, разносят по почтовым ящикам агитационную литературу кандидата. Они же позднее станут и наблюдателями на избирательных участках. При необходимости бригадиры сами набирают дополнительных людей в команду, исходя из выделенного на участок фонда оплаты труда. Организация управления подобного типа позволяет создавать убедительные мотивы для членов команды. Ведь результаты индивидуальной работы каждого видны именно на уровне избирательных участков.
В этом случае возможно применение эффективной сдельно-повременно-премиальной системы оплаты труда для бригадиров «участков» и агитаторов. Другое важное преимущество данной системы - возможность организации постоянного территориального мониторинга округа, что позволяет своевременно корректировать агитационные действия, предсказывать окончательные результаты голосования.
Основные «недостатки» данной системы - необходимость высокой степени организованности команды, большие временные затраты на отбор и обучение членов команды, относительно высокая трудоемкость управления такими командами и стоимость (так, при работе на выборах в Государственную Думу РФ, в командах, организованных по такому принципу, в последние недели кампании работает от 300 до 5000 человек).
Еще один существенный недостаток - возникновение трудностей при работе в оппозиции местной власти, так как члены команды испытывают мощное административное давление по месту жительства и работы.