Государственная власть как основная составляющая публичной власти
Выделяют следующие признаки государства:
1 публичная власть
2 административно-территориальная организация населения
3 суверенитет
Для характеристики публичной власти наиболее часто используют два термина:
- «легальность», под легальностью следует понимать юридическую правомерность возникновения, организации и деятельности власти (законно ли пришли к власти)
- «легитимность», под легитимностью — фактическое признание власти, ее действий населением, степень их одобрения
Важнейшим средством легализации власти, будь то государственная или политическая, выступают нормы права.
Важнейшим средством легализации власти выступают нормы права, поскольку только закрепление в конституции и иных законах можно легализовать новую государственную власть и элементы этой власти.
Легитимность означает способность системы породить и поддерживать веру народа в то, что ее политические институты отвечают интересам данного обществ. Публичная власть составляет самый существенный и неотъемлемый признак государства, она раскрывает государство как совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственно властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя специальной слой людей, государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную управленческую право творческую, право судную, военную, дипломатическую и другую деятельность.
Публичная власть является публичной по следующим основаниям:
1 она является воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве
2 выступает и всегда действует от имени общества, народа, всей нации
3 по своему назначению, целям и задачам всегда действует в интересах общества
4 открыто и доступно обществу в той или иной форме (через политические партии избирательные системы общественные движения вплоть до выступлений
Публичная власть зависит от степени развитости государства и общества в целом, их исторического типа, цивилизационной принадлежности, конкретной стадии их исторического развития. Органами, реализующими публичную власть, выступают органы реализующие публичную власть на разных уровнях:
1 государственная власть (включает в себя центральные и региональные органы)
2 местные органы (органы местного самоуправления)
Система и структура определяется ведущей политической силой государства и закрепляется в высших нормативно-правовых актах (ФКЗ).
Органы публичной власти обладают следующими специфическими признаками:
1 их деятельность направлена на удовлетворение общественных интересов в силу чего они выступают от имени государства или его части, то есть субъекта Федерации
2 порядок их формирования и деятельности строго регламентирован нормативными правовыми актами. При этом они действуют по принципу: «можно только то, что предписано законом» (в отличие от граждан, которые действуют по принципу: «можно все, что не запрещено законом»).
3 деятельность этих органов носит публично властный характер и оформляется в виде формально правовых решений подлежащих обнародованию (действует принцип: неопубликованный акт юридической силы не имеет.
В РФ в соответствии с конституцией органы власти разделяются на:
1 федеральные органы государственной власти
2 органы власти субъектов
3 органы власти местного самоуправления (местные)
Это разделение органов власти называют по вертикали. По горизонтали власть подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
Федеральный уровень:
1 президент РФ не относится ни к одной ветви власти, а возвышается над ними без прямого руководства обеспечивая их согласованное и скоординированное планирование
2 законодательная власть – федеральное собрание
3 исполнительная власть – правительство РФ и федеральные органы
4 судебная власть – образуется судами высшей инстанции
На уровне субъектов РФ (региональный уровень):
1 законодательные (представительные) органы субъектов Федерации;
2 органы исполнительной власти субъектов Федерации;
3 суды второй инстанции, которые не относятся к органам субъекта Федерации
К федеральным органам государственной власти относятся:
• глава государства — Президент РФ;
• федеральный законодательный орган — Федеральное Собрание РФ;
• правительство — Правительство РФ во главе с Председателем Правительства РФ;
• федеральные органы исполнительной власти: министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, руководство которыми осуществляют Президент РФ либо Председатель Правительства РФ;
• судебные органы — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, федеральные суды
На уровне субъектов Российской Федерации существуют следующие органы власти:
• высшее должностное лицо субъекта Федерации (может возглавлять исполнительную власть субъекта Федерации);
• законодательный (представительный) орган субъекта Федерации);
• Правительство субъекта Федерации, органы исполнительной власти субъекта Федерации (министерства, департаменты, управления, отделы) и их территориальные органы (если создаются);
• Конституционный (уставный) суд субъекта Федерации, мировые судьи
Все остальные органы: администрация главы государства или высшего должностного лица субъекта Федерации, прокуратуры, Следственный комитет РФ, Счетная палата РФ, контрольно-счетный орган субъекта Федерации, избирательные комиссии (Центральная, субъекта Федерации), уполномоченный по правам человека (ребенка, малочисленных народов) и прочие, — являются государственными органами.
На уровне местного самоуправления существуют только органы с функцией исполнительной власти. В Российской Федерации на муниципальном уровне законы не принимаются. Представительный орган муниципального образования (например, какая-либо городская дума) наряду с администрацией муниципального образования (местная администрация) всего лишь участвуют в процессе реализации федеральных и региональных законов.