Греция как конституционное государство в 60-70-е годы XIX в
В октябре 1863 г. король Георг присягнул Национальному собранию на верность Конституции. Однако свое правление он начал с резкого конфликта с парламентом, пытаясь вмешаться в процесс выработки новой конституции, нарушая этим специальное постановление Национального собрания. Оно предоставляло греческому монарху все королевские прерогативы исполнительной власти, зафиксированные в продолжавшей действовать конституции 1844 г., за исключением законодательного вето и специально оговаривало, что король не может вмешиваться в вопросы, связанные с составлением новой конституции99. Однако Георг I попытался отклонить проект конституции, отменявший сенат, одну из опор монархии. Тогда палата депутатов, не вотировав бюджета, разошлась. Учитывая новое соотношение сил в стране, греческий монарх вынужден был уступить.
В ходе подготовки и обсуждения конституции в стране развернулась острая политическая борьба, поставившая Грецию на грань гражданской войны100. Она шла в основном между четырьмя груп-пировками, возглавлявшимися представителями крупной буржуазии, занимавшей правые позиции,— Д. Вулгарисом, А. Кумундуро-сом, умеренным политиком Т. Заимисом и либерально настроенным Е. Делигиоргисом, пользовавшимся особой популярностью среди молодого офицерства и студенчества, прошедшего курс обучения на Западе. Как и прежде, все четыре «партии» действовали, не имея каких-либо определенных программ; во взглядах на национальный вопрос между ними было много общего — все поддерживали метали идеа, но спорили о путях ее осуществления. Если Заимис склонялся к необходимости выжидательной тактики, временного союза с Турцией, сохранения и развития национальных ресурсов, надеясь в будущем расширить греческую территорию с помощью дипломатических ухищрений, то сторонники Вулгариса, Кумунду-роса и Делигиоргиса поощряли в разной степени подготовку антитурецких акций. В этих условиях молодой греческий монарх сумел проявить политическое чутье и, не желая портить отношения с кем-либо из представителей греческих политических кругов, предложил создать межпартийное правительство. В борьбе за кандидатов в правительство принимали активное участие и посланники Англии, Франции и России, стремясь выдвинуть своих ставленников. Английский посланник Скарлет добивался назначения премьер-министром Греции Д. Вулгариса. Французское правительство попыталось сделать ставку на советника Георга I датчанина Споннека, пребывание которого в Афинах вызывало все большее раздражение со стороны национальной буржуазии.
После неудачной попытки возглавить процесс выработки новой конституции с целью придать ей консервативный характер Споннек с одобрения Франции стал подумывать о государственном перевороте и объявил, что, если проект конституции не будет готов в течение 10 дней, он сам возглавит комиссию по ее составлению. Вул-гарис не отставал и также предложил свои услуги новому английскому посланнику Эрскину (назначенному в июне 1864 г.), также отстаивая наиболее реакционный вариант конституции с параграфом о сохранении Сената. Вулгарис стремился стать вдохновителем новой конституции с тем также, чтобы избавиться от Споннека. Сторонники короля и финансовые круги, связанные с англо-французским капиталом, стремились сохранить все королевские преро- гативы. Однако Национальная ассамблея большинством в 213 голосов против 62 проголосовала против сохранения Сената, а 17(29) октября был одобрен текст конституции101.
Новая греческая конституция формально являлась одной из самых демократических в Европе. Она была создана по образцу бельгийской конституции 1831 г., которая, в свою очередь, имела образцом французскую конституцию 1791 г.102 Конституция 1864 г. существенно отличалась от греческой конституции 1844 г. Она вводила нормы государственной жизни, способствующие развитию буржуазного общества, создавала предпосылки демократизации политического режима в Греческом государстве103. В одной из статей новой конституции прямо говорилось о принадлежности верховной власти народу — «вся власть исходит от нации». Греция провозглашалась независимым унитарным конституционно-монархическим государством с централизованной системой управления. Конституция закрепляла буржуазную собственность, но одновременно и собственность феодальной прослойки, что тормозило развитие капитализма, прежде всего в деревне, сохраняло нерешенным аграрный вопрос.
Упразднялся Сенат, служивший долгие годы одной из важнейших опор королевской власти. Но прерогативы власти короля были по-прежнему значительными: ему принадлежали право законодательной инициативы, утверждения законов и абсолютного вето, назначения и увольнения министров, роспуска парламента. Но он не мог участвовать в пересмотре основного закона. Официальный титул его был — «король эллинов», чем подчеркивалось, что он является и покровителем греков, проживающих за пределами страны. Значительно повышалась и укреплялась роль народного представительства. Учреждался однопалатный парламент с числом членов не меньше 150. Депутаты избирались всеобщим прямым и тайным голосованием. Правом голоса пользовался каждый демот, т. е. приписанный к демархии не менее чем за два года до выборов, не моложе 21 года, не лишенный гражданских или политических прав. Избранным мог быть каждый мужчина, достигший 30 лет. Депутаты избирались сроком на четыре года и получали вознаграждение. Отличительной чертой новой системы выборов было также" то, что депутаты избирались пропорционально населению каждой административной единицы и представляли в Национальном собрании не местные интересы, как ранее, а общенациональные. Женщины не имели каких-либо гражданских прав, как и в других европейских государствах середины XIX в. Права голоса лишалось духовенство. Власть государства над церковью была по-прежнему очень сильна.
Парламент обладал правом законодательной инициативы. Исполнительная власть в стране принадлежала правительству из семи министров, назначаемых королем. Члены кабинета могли не входить в состав палаты, однако были ответственны перед ней. Постановлением парламента министры могли быть преданы суду и только с его согласия помилованы. Пересмотр отдельных статей конституции требовал 3Д всех голосов в два последовательных за- конодательных периода и мог производиться только специальным учредительным собранием, состоящим из двойного числа депутатов, т. е. был чрезвычайно затруднен. Изменение конституции в целом вовсе исключалось.
Новая конституция, содержавшая положения о равенстве всех перед законом, отсутствии сословий, праве собраний и ассоциаций, о тайне переписки, неприкосновенности личности и жилища, о свободе слова и печати, значительно расширяла права и свободы греческих граждан. Прогрессивный характер носили статьи, касающиеся судопроизводства. Конституция гарантировала его гласность, несменяемость судей, а также учреждала суд присяжных для преступлений политических и в отношении печати.
Однако большинство положений конституции, носившей прогрессивный для своего времени характер, оставалось лишь на бумаге, например, такое, как бесплатность обучения до университетского включительно. Государство, почти ежегодно сводившее бюджет с большим дефицитом, не имело средств для строительства необходимого числа школ и средних учебных заведений. Так, число грамотных в 1868 г. среди мужчин составило 28,6%, женщин — 6,3% 104.
Предоставляя широкие полномочия парламенту, конституция 1864 г. в то же время не давала никаких гарантий бесперебойности его работы, полноты народного представительства и т. д. Король, хотя права его были урезаны, имел большое влияние и власть в государстве, широко пользуясь правом смещения министров и роспуска парламента; он произвольно назначал глав правительства, часто игнорируя вес в стране того или иного политического деятеля. В первые двадцать лет правления Георга I сменилось 39 правительств. Такой государственный строй многие историки называют «демократией под властью короля» 105.
В целом конституция 1864 г. явилась значительным шагом в деле государственного строительства в Греции, она заложила основы буржуазного парламентаризма, что свидетельствовало о дальнейшем укреплении позиций национальной буржуазии. Хотя внешний фактор играл по-прежнему значительную роль в определении внутренней структуры Греческого государства, великие державы вынуждены были считаться с новым соотношением классовых сил в Греции и дать согласие на утверждение в стране такой формы конституционной монархии, которая наиболее отвечала интересам развивающейся буржуазии, еще не вполне справившейся с феодально-монархическими силами.
В ноябре 1864 г. Национальная ассамблея расширенного состава была распущена, а новые парламентские выборы отложены до конца мая 1865 г. В интервале разразился очередной политический кризис, вызванный растущим недовольством деятельностью советника Георга датчанина Споннека, стремившегося прибрать греческие дела в свои руки. Д. Вулгарис, А. Кумундурос и другие, действуя через английского посланника, попытались избавиться от Споннека. После того, как министр иностранных дел Великобрита- нии обратился к датскому королю Христиану IX с посланием, в котором осуждал деятельность Споннека, Георг I поторопился заверить греческих министров в своем желании управлять Грецией только совместно с представителями греческой нации. Он пообещал удалить датского советника, однако исполнить обещанное не торопился106. Ситуация в стране продолжала оставаться острой и после майских выборов. С мая по декабрь 1865 г. было сформировано четыре правительства, но ни одно не могло удержаться у власти, вступая в конфликт с Георгом из-за пребывания Споннека в стране. Постоянная смена кабинетов парализовала деятельность государственного аппарата. По существу страна почти на год осталась без руководства. В середине ноября 1865 г. толпы возмущенных афинян вышли на улицы, требуя прекращения кризиса, угрожая двору и Споннеку. Общественное недовольство вынудило греческого короля пойти на уступку: было сформировано коалиционное правительство Вулгариса—Кумундуроса—Руфоса. Споннек покинул Грецию. Растущие силы греческого капитализма одержали вторую крупную победу. Впредь, памятуя пример Оттона, Георг 1 предпочитал в критические моменты, дабы удержать греческий трон, уступать силам национальной греческой буржуазии.
Прошло полтора года после данного Англией согласия на уступку островов Греции, прежде чем над цитаделью о-ва Корфу взвился греческий флаг. Конечный текст договора был подписан 29 мар> та (10 апреля) 1864 г. Францией, Великобританией и Россией—■ с одной стороны, и Грецией — с другсй, а 21 мая (2 июня) 1864 г. последний отряд британских войск покинул острова.
После создания греческого государства воссоединение Ионических островов с Грецией было первым шагом на пути освобождения и объединения греческих земель. В результате население Греции увеличилось на 236 000 человек, составив в целом около 1.400 000 107. Но сотни тысяч фессалийцев, критян, эпиротов и других греков оставались по-прежнему под тяжким гнетом Османской империи и боролись против него.
В августе 1866 г. на борьбу за освобождение поднялось население Крита. Созванное Критское национальное собрание 21 августа (2 сентября) 1866 г. специальным декретом провозгласило «уничтожение навсегда на острове Крит и в зависящих от него областях власти османского правительства» и «нераздельное и навечное присоединение их к матери Греции под скипетром Георга I, короля эллинов»108. На острове было создано временное правительство. Известие о восстании вызвало большой энтузиазм в Греции. В некоторых городах возникли комитеты по сбору средств для помощи критянам, деятельность их координировал Центральный критский комитет в Афинах, в который вошли видные политические деятели. На средства комитета-греческие суда, прорывая кольцо блокады, установленное турецким флотом, начали доставлять на Крит военное снаряжение, продовольствие и добровольцев, в числе которых было много кадровых греческих офицеров. Делалось это с молчаливого согласия греческого правительства.
В первой половине 1867 г. вспыхнули восстания в Эпире и Фес-сплин, но небольшие по своим масштабам и разрозненные, они не могли существенно помочь критским повстанцам. Серьезную помощь восставшему Криту могла оказать только общая военная акция балканских государств. Предпосылкой для такой акции был заключенный в разгар Критского восстания союз между Сербией и Грецией. Условия союзного договора предусматривали начало в 1868 г. войны двух государств с целью освобождения всего христианского населения Европейской Турции. Союзный договор и заключенная в феврале 1868 г. греко-сербская военная конвенция предусматривали в дальнейшем привлечение к союзу Черногории и Румынии, а также организацию освободительных выступлений в Албании и Болгарии 109. Однако в последующие месяцы западные державы, заинтересованные в сохранении Османской империи, договорились о сохранении статус-кво на Балканах. После встречи Наполеона III и Франца Иосифа Франция окончательно отказалась от поддержки требования присоединения Крита к Греции, выступая лишь за его автономию. И Россия, и сами критские повстанцы вынуждены были довольствоваться получением Органического статуса в 1868 г. В январе 1869 г. в Париже состоялась конференция великих держав, которая единодушно одобрила декларацию, требовавшую от Греции принять турецкий ультиматум от 30 ноября 1868 г. и прекратить поддержку критских повстанцев110. Греция, оказавшись в полной дипломатической изоляции, капитулировала. Отряды повстанцев, лишенные всякой помощи извне, вскоре сложили оружие.
Несмотря на поражение критское восстание, которое называют «второй войной за независимость», продемонстрировало непреклонную решимость критян добиться освобождения и присоединиться к Греции. Оно стало испытанием и для Греческого государства, обнаружив его экономическую и военную слабость. После 1869 г. были сделаны определенные шаги для модернизации экономики. Правительство А. Кумундуроса, понимавшее невозможность дальнейшего увеличения налогов, которые были необходимы для модернизации армии, решило в 1871 г "провести аграрную реформу. В ходе ее осуществления 2.650.000 стремм «национальных земель» (1 стремма равняется 1/10 га), являвшихся собственностью государства, были проданы крестьянам. В результате в деревне образовался многочисленный класс мелких собственников. Однако реформа оставила в неприкосновенности крупные поместья, которые, например, в Аттике занимали 40% обрабатываемой площади.
Некоторые протекционистские меры, проведенные тогда же в законодательном порядке, дали определенный стимул развитию греческой промышленности, главным образом пищевой, текстильной и кожевенной. В 1875 г. в Греции действовало уже 95 промышленных предприятий, использовавших паровые двигатели, с общим числом рабочих 7342. В греческом торговом судоходстве продолжался процесс вытеснения парусников пароходами. Расширилась внешняя торговля, хотя баланс ее оставался неизменно пассивным; Значительная часть торгового оборота страны сосредоточивалась в Пирее, ставшем в 70-х годах ее первым по значению портом 1И.
Но процесс капиталистического преобразования греческой экономики не зашел еще достаточно далеко. Выросшая греческая буржуазия по-прежнему действовала главным образом в сфере торговли и судоходства. Ее влияние в политической жизни было ограниченным. Система буржуазного парламентаризма в Греции только начала формироваться.
Первое десятилетие правления Георга I было отмечено сильной зависимостью правительственной политики от короля, крайней неустойчивостью кабинетов, неоднократными досрочными роспусками парламента и2. На голосование в отсутствие необходимого кворума ставились и принимались антидемократические законы. Пользуясь тем, что конституция 1864 г. не предусматривала парламентское доверие в качестве необходимого условия существования правительства, греческий король, как правило, поручал образование кабинета министров представителям мелких «партий», не располагавших большинством голосов в Национальном собрании. Это являлось прямым нарушением буржуазно-демократических принципов управления государством и явилось причиной сильнейшего министерского кризиса, разразившегося в Греции в 1874—1875 гг.
Георг I заключил негласное соглашение с Д. Вулгарисом, восьмой раз возглавлявшим правительство, а также с другими консервативно настроенными представителями греческих правящих кругов. Несмотря на то, что сторонники Вулгариса не получили большинства голосов на летних выборах 1874 г. и имели меньшее число мест в парламенте, чем оппозиция, они, с санкции короля, остались у власти. Оппозиционные партии Кумундуроса, Делигиоргиса, Заимиса и независимых в конце декабря 1874 г. ответили на этот антиконституционный акт выходом из Национального собрания, чем лишали его права принимать законы. Король, игнорируя основы греческой конституции,- и на этот раз поддержал меньшинство, разрешив урезанному вполовину парламенту продолжить законодательную деятельность из.
Эти события вызвали волну протеста со стороны греческих буржуазных кругов, интеллигенции, студенчества и офицерства. Против злоупотреблений властью, против подобной системы государственного управления выступил молодой политический деятель Харилаос Трикупис, впоследствии ставший одним из наиболее выдающихся государственных руководителей Греции, с именем которого связано формирование буржуазного парламентаризма, развитие национальной индустрии, целый ряд реформ государственного управления страной. В 1874 г. он опубликовал в газете «Кери» («Времена») статью «Прошлое и настоящее» и «Кто виноват», в которых обвинял монархию в нарушении конституции, отстаивал необходимость реорганизации всей работы государственного аппарата, обусловленную современным этапом развития Греческого государства, а также впервые сформулировал принцип составления правительства партией, получившей большинство мест в парла- менте, т. е. основной принцип буржуазного парламентаризмаи4. Его выступление горячо поддержали представители национальной греческой буржуазии.
В обстановке, грозившей греческому монарху отречением, он в мае 1875 г. назначил X. Трикуписа премьер-министром Греции, сделав, таким образом, очередную уступку новым силам греческого общества. Под давлением общественного мнения парламент был распущен, а все члены министерства Д. Вулгариса предстали перед судом, обвиняемые в нарушении конституции. Суд присяжных объявил им порицание; два министра подверглись более строгому наказанию 115. Более того, Георг I, выступая 11(23) августа 1875 г. на открытии сессии нового парламента, признал конституционный принцип создания правительства, опирающегося на. парламентское большинство («архи тис дедидоменис»). Его речь, написанная X. Трикуписом, вошла в историю Греции как отправной момент нового процесса, происходящего в политической жизни страны116. Принцип этот не был оформлен законодательно, что являлось лазейкой для греческого короля, время от времени его нарушавшего.
Однако в целом Греческое государство все более приобретало буржуазный характер; постепенно шел процесс формирования действенной парламентской системы. Летом 1875 г. Трикупис назначил свободные выборы, которые привели к власти А. Кумундуроса, получившего большинство мест в парламенте и образовавшего жизнеспособное правительство. В это время уже сгущались тучи Восточного кризиса.
Процесс становления греческой государственности был неразрывно связан с внешнеполитическими проблемами. После Критского восстания во внешней политике греческого Правительства наметилась линия на сближение с Турцией и отказ от сотрудничества с другими балканскими странами. На почве великодержавного национализма и антиболгарской позиции афинского кабинета в этот период укрепляется сотрудничество с греческими кругами Константинополя— богатыми банкирами, державшими в значительной мере в своих руках финансы Османской империи, влиятельными при султанском дворе чиновниками, Константинопольской патриархией. В этой среде в 70-х годах муссировались проекты осуществления мегали идеа посредством греко-турецкого соглашения. В одном из такого рода планов, разработанном личным банкиром султана Зарифи, предполагалось объединить Грецию и Турцию в одну империю по образцу Австро-Венгрии. Греция, вместе с присоединенными к ней Эпиром, Фессалией и Македонией, должна была образовать обширное «Греческое королевство» под скипетром султана. «Королевство» это имело бы собственные правительственные учреждения и участвовало бы в решении общих дел управления империей. Зарифи рассчитывал, что Георг I, исходя «из широко понятых интересов эллинизма», отречется от престола и тем самым откроет путь к осуществлению'этого плана, к которому должны были положительно отнестись и турецкие правящие круги.
В Греции особую активность в проведении курса на сближение -с Турцией проявлял Э. Делигиоргиос (премьер-министр с июля 1872г. по февраль 1874г.), а затем X. Трикупис. Противниками подобной политики были А. Кумундурос, А. Рангавис и некоторые другие видные политики и дипломаты. Оппозиционная Делигиорги-су афинская пресса резко критиковала его политику. Недовольство греческой общественности проявилось и в студенческих волнениях, вспыхнувших в Афинах в конце 1873 — начале 1874 г. Противоречия между настроениями общественности и официальным курсом проявились особенно выпукло после того, как летом 1875 г. вспыхнуло национально-освободительное восстание в Боснии и Герцеговине, положившее начало очередному Восточному кризису.
Тогдашний премьер-министр X. Трикупис поспешил заверить представителей европейских держав, что Греция будет придерживаться строгого нейтралитета и единственным путем для нее является поддержание дружбы и сотрудничества с Турцией 117. Официальная греческая политика не изменилась и тогда, когда в 1876 г. апрельское восстание охватило Болгарию. Однако демократические силы Греции с большой симпатией отнеслись к освободительным выступлениям балканских народов. В январе 1876 г. в Афинах образовался новый политический клуб «Ригас», названный в честь выдающегося греческого революционера-демократа XVIII в., поборника сотрудничества балканских народов в освободительной борьбе Ригаса Велестинлиса. Организация эта, объединявшая прогрессивно настроенную молодежь, выступала за создание федерации балканских народов на демократических принципахш.
Однако официальные греческие круги заняли позицию невмешательства. По мнению русского посланника в Греции П. А. Сабурова, это объяснялось расчетами греческих руководителей получить в ходе Восточного кризиса определенные выгоды без какого-либо риска для себя119. Он приводил высказывание X. Трикуписа: «Наш интерес побуждает сохранять сейчас спокойствие. Турция рухнет и без нас; славяне с этим справятся, а нам нужно только подождать»120. Это высказывание, бесспорно, отражало и настроения Георга I. Во время своего длительного турне по европейским столицам в апреле—ноябре 1876 г. он пытался извлечь определенный капитал из греческой политики нейтралитета. Но пассивная политика греческого правительства в условиях нараставшего подъема национально-освободительной борьбы на Балканах вызывала растущее недовольство в стране. На летних выборах 1875 г. победу одержал сторонник совместных действий балканских народов А. Кумундурос, возглавивший правительство Греции в этот критический момент. После начала войны Сербии и Черногории с Турцией у него появились планы оказания военной помощи сербам. Одним из доверенных лиц премьер-министра был Леонидас Вулгарис, отважный балканский революционер, участник всех греческих восстаний со времени Крымской войны. Вулгарис снарядил несколько отрядов в соседние провинции Османской империи. Греческие добровольцы сражались в войсках Сербии во время ее войны с Турцией в 1876 г. По всей Греции был организован сбор средств в пользу жертв этой войны121. Одновременно проходили митинги, самый большой из которых, с участием 8000 человек, состоялся в Афинах. Участники митингов осуждали державы за то, что они покинули на произвол судьбы греческое население Османской империи, требовали проведения военных приготовлений и немедленного возвращения короля в Грецию. К сторонникам действий, которых раньше именовали «славянскими агентами», теперь примкнули и консервативные круги122. В связи с изменениями в настроении общественного мнения А. Кумундурос в октябре 1876 г. смог предпринять важный шаг: вступить в переговоры с русским посланником П. А. Сабуровым. В ходе их греческий премьер-министр стремился выяснить, на какие территориальные приобретения может рассчитывать его страна, если в случае русско-турецкой войны она станет на сторону России. В конце октября 1876 г. Кумундурос внес в парламент ряд законопроектов, имевших целью усилить боеспособность греческих вооруженных сил и таким образом подготовиться к военному выступлению против Турции. Они предусматривали, в частности, введение всеобщей воинской повинности, обязательное военное обучение всех мужчин в возрасте от 20 до 30 лет, закупку новых военных кораблей. Для финансирования этих мероприятий предполагалось ввести новые налоги и выпустить заем в 10 млн. драхм. Однако в афинских политических кругах имелась влиятельная группировка, выступавшая против совместных действий Греции с Россией и балканскими государствами. При обсуждении законопроектов в парламенте лидер этой группировки Э. Делигиоргис запугивал депутатов «славянской угрозой». «Панславизм желает завоеваний, угрожает политическому равновесию и стремится получить преобладание над эллинизмом на Востоке»,— заявил он. В ответном выступлении Кумундурос выразил убеждение в необходимости совместных действий всех балканских народов для достижения общей цели. «Я верю,— сказал он,—что Восток возродится и обретет свое бытие посредством Востока, и что спасение для него может быть только в братстве восточных народов». Но Кумундурос проиграл тогда политическую битву. Большинством в один голос палата депутатов отвергла внесенные им законопроекты123. Начался острый политический кризис, приведший к отставке А. Кумундуроса и сформированию в феврале 1877 г. правительства во главе с Э. Делигиоргисом. Это правительство и оказалось у политического руля Греции к моменту начала русско-турецкой войны. Новый премьер-министр был известен не только своей славянофобией, но и проанглийскими симпатиями. Он считал, подобно Каву-ру, открывшему путь для объединения Италии участием Сардинии в Крымской войне, что Греция добьется величия, став также на сторону западных держав. Но большая часть общественности Греции была за Россию и за участие в войне на ее стороне124.
За неделю до начала войны российский министр иностранных дел А. М. Горчаков сообщил в Афины о большой заинтересованности Петербурга в вооруженном выступлении греков Эпира и Фессалии против Турции. В случае участия в войне самого Греческого королевства Россия не будет возражать против включения в его состав населенных греками провинций Европейской Турции 125. Греческое правительство не дало какого-либо определенного ответа.
В мае 1877 г. внутриполитическое положение в Греции снова обострилось. В Афинах прошли массовые митинги, участники которых требовали создания коалиционного правительства и немедленных военных приготовлений. Было сформировано новое правительство, в которое вошли X. Трикупис (министр иностранных дел), А. Кумундурос (министр внутренних дел), Э. Делигиоргис (министр экономики) и другие партийные лидеры. Возглавил это «экуменическое министерство» прославленный герой войны за независимость 1821—1829 гг. 84-летний адмирал К. Канарис. При коалиционном правительстве военные приготовления ускорились. Были размещены новые займы, полученные средства использованы для закупки военного снаряжения в западных странах. Правительство призвало на действительную службу резервистов и отдало приказ о мобилизации национальной гвардии. В результате к августу 1877 г. греческая армия насчитывала уже свыше 30 000 человек, большая часть которых была сконцентрирована на границе с Турцией 126.
Известия о начале русско-турецкой войны и первых успехах русского оружия были встречены с энтузиазмом греческим населением Крита, Эпира, Фессалии, активизировавшим свои приготовления к восстанию, которые велись при поддержке двух основных националистических организаций, действовавших на территории Греческого королевства: «Этники Амина» («Национальная оборона») и «Адельфотис» («Братство»). Греческие власти оказывали содействие этим организациям, желая держать под контролем повстанцев и в зависимости от ситуации или продолжать сдерживать освободительные выступления или «открыть им зеленый свет»127.
Концентрация греческих войск на границе, активизация приготовлений к восстанию в греческих провинциях Европейской Турции вызвали раздражение Порты. Ставшее на ее сторону английское правительство потребовало от Греции гарантий невмешательства. Трикупис ответил, что Греция в данный момент не собирается начинать войну против Турции, по как независимое государство она сохраняет за собой свободу действий. С приходом к власти правительства К. Канариса активизировались переговоры с Россией, союз с которой, по мнению правящих кругов Греции, мог помочь осуществлению «национальных целей эллинизма». 1(13) августа 1877 г. X. Трикупис послал следующую депешу греческому посланнику в Петербурге П. Враиласу-Арменису: «Решено в ближайшее время начать восстание в греческих провинциях Турции. Но в момент, когда дается санкция на его осуществление, греческое правительство желало бы получить гарантии того, что не будет заключен мир, который не учитывал бы законные пожелания эллинизма» 128.
Свое выступление на стороне России греческое руководство обусловливало, наряду с территориальными приращениями, предоставлением помощи для защиты побережья и проведения наступательных операций на море. Для этого Россия должна была «одолжить» Греции часть своих военных кораблей, которые плавали бы под греческим флагом и имели бы команды из греческих моряков Одессы. Выдвижение новых условий участия Греции в русско-турецкой войне свидетельствовало о продолжавшихся колебаниях и расхождениях в правящих кругах Афин. В июле 1877 г. русские войска потерпели серьезные неудачи под Плевной. Известия об этом король Георг и большинство его министров встретили с нескрываемым облегчением: затяжка войны открывала новые возможности для продолжения военных приготовлений и дипломатического торга. В переговорах же с Россией о возможном вступлении своей страны в войну греческие руководители выдвинули дополнительные территориальные требования, выходившие за"национальные рамки 129. Это вызвало расхождения во взглядах с русским правительством.
Одновременно с дипломатическими переговорами с великими державами греческое правительство во второй половине 1877 г. предприняло меры для установления более тесных отношений с балканскими странами. В мае—июле 1877 г. шли греко-румынские переговоры о союзе, начатые по инициативе Румынии; в это самое время Трикупис сделал подобные же предложения Сербии; был установлен контакт и с некоторыми вождями албанцев. Колебания внешнеполитического курса Греции, малая эффективность ее дипломатических акций в конце 1877 г. в значительной мере были вызваны кризисом политического руководства. В период временных военных неудач России в Греции активизировалась группировка Э. Делигиоргиса, выступавшая за соблюдение страной абсолютного нейтралитета. Борьба вокруг вступления Греции в войну вызвала политический кризис, явно проявившийся после кончины в сентябре 1877 г. главы правительства К. Канариса.
В последующие месяцы коалиционный кабинет продолжал оставаться у власти, но как правительство без премьера. На заседаниях его поочередно председательствовали входившие в него партийные лидеры, и ни одно важное решение не могло быть принято X. Три-куписом (как и другими министрами) без единогласного одобрения кабинета. Такая система при наличии серьезных политических разногласий между членами правительства фактически обрекала не только греческую дипломатию, но и вообще греческую государственную машину на бездействие.
Западная дипломатия убеждала греков остаться нейтральными,, так как война еще будет долго продолжаться и они будут иметь возможность вмешаться позже. Но ход событий перечеркнул прогнозы западных дипломатов.
В конце ноября 1877 г. гарнизон Плевны сдался и русские войска немедленно начали широкие наступательные операции. Преодолев в зимних условиях балканские перевалы, они в короткое время завершили освобождение Болгарии и начали быстро про-двигаться к Константинополю. После падения в январе 1878 г. Адрианополя Порта срочно запросила перемирия. Большие военные успехи России были достигнуты при поддержке большинства балканских народов. Неучастие Греции в общей борьбе балканских народов вело к ее изоляции и наносило ущерб делу освобождения греков, остававшихся под игом султана.
Между тем в январе 1878 г., последнем месяце русско-турецкой войны, в Афинах продолжался политический кризис. Острые разногласия между членами коалиционного правительства мешали принятию решения о переходе к активным действиям. Следовавшие одно за другим заседания правительства не давали никакого выхода из тупика 13°. Тем временем в Греции ширилось движение за вступление в войну. Требование это выдвигали участники прошедших в стране демонстраций, его поддерживала пресса. Центральный комитет националистических организаций, находившийся под контролем правительства, начал терять свое влияние над местными группами и комитетами. Некоторые наиболее радикально настроенные деятели освободительного движения греческого населения Европейской Турции начали самостоятельные приготовления к восстанию.
Глубокое недовольство народных масс бездеятельностью политического руководства, появившиеся признаки брожения в армии были чреваты серьезными внутренними потрясениями. Опасения за судьбу монархии и свою личную судьбу побудили короля Георга стать сторонником решительных действий. 8(20) января 1878 г. через голову военного министра X. Зимвракакиса он дал телеграфное распоряжение войскам в Восточной Греции выдвинуться на границу с Фессалией. Через два дня коалиционное правительство подало в отставку. Премьер-министром снова стал сторонник активной политики А. Кумундурос. Разработанный им план действий прежде всего включал в себя немедленное начало восстаний в Эпире, Фессалии, Македонии, на Крите. Для оказания поддержки повстанцам греческая армия должна была вступить в пограничные владения Турции. Решение об этом было одобрено на секретных заседаниях греческого парламента, но время для участия Греции в русско-турецкой войне фактически истекло. Начиная с 14(26) января 1878 г. в Афинах циркулировали слухи о предстоящем в ближайшие дни заключении перемирия между Россией и Турцией, что вызывало большие волнения среди афинян. В столице прошли народные демонстрации. Возбужденные толпы пытались учинить расправу над политическими лидерами, в первую очередь над Э. Де-лигиоргисом. Но, несмотря на сообщения, получаемые греческим правительством от своих миссий за рубежом, которые не оставляли сомнений в том, что заключение перемирия ожидается со дня на день, с часу на час, 19(31) января приказ о переходе границы был передан генералу Суцосу, командующему фессалийским фронтом. 21 января (2 февраля) 1878 г. греческие войска пересекли турецкую границу, о чем Георг I немедленно сообщил Александру II, выражая надежду на поддержку им дела эллинизма. Державам давалось заверение, что греческая акция носит временный и оборонительный характер.
Однако такие заверения греческого министра не могли предотвратить весьма бурную реакцию Порты на действия Греции. Турецкий флот был приведен в готовность для отплытия в греческие воды. Известия о военных приготовлениях Порты, дошедшие до Афин в искаженном и преувеличенном виде, вызвали настоящую панику в политических кругах и среди имущих слоев населения столицы131. Греческое правительство поспешило обратиться к державам с просьбой о защите и посредничестве132. Их реакция на греческое вторжение в Фессалию была однозначной. 23 января (4 февраля) 1878 г. Сабуров вручил греческому королю ответную телеграмму Александра II. В ней говорилось: «Я могу только сожалеть, что Ваше величество, объявляя войну Турции, избрали тот момент, когда я подписываю с ней мир» 133. Это был настоящий ледяной душ для греческого монарха. Другие державы, правда, по разным причинам и с определенными оттенками во мнениях, также отнеслись отрицательно к греческой акции. Посланники Австро-Венгрии, Англии, Германии, Италии, России и Франции в Афинах потребовали немедленного вывода греческих войск. Греческое правительство вынуждено было отступить и 25 января (6 февраля) министр иностранных дел Т. Делияннис сообщил иностранным дипломатам, что генералу Суцосу дан приказ отвести его войска за греческую границу. Россия и великие державы обратились к Порте с требованием сохранять сдержанность.
После вывода регулярных греческих войск из Фессалии в этой и других порабощенных греческих провинциях вспыхнули восстания против турецкой власти. Они происходили при тайной поддержке и поощрении со стороны греческого правительства. В феврале 1878 г. повстанческие отряды, сформированные на территории свободной Греции, появились в Эпире, Фессалии и Южной Македонии. При поддержке местного населения они освободили ряд округов. Здесь были созданы временные правительства, провозгласившие воссоединение этих областей с Грецией. Однако успехи повстанцев были кратковременны. После заключения Сан-Стефанского мира 19 февраля (3 марта) 1878 г. Порта направила значительные силы для подавления восстания. Большой размах приняло восстание на Крите, вспыхнувшее в феврале 1878 г. под лозунгом воссоединения острова с Грецией. К середине марта весь Крит, за исключением восьми прибрежных городов и крепостей, оказался под контролем повстанцев. Восстания греческого населения в Турции, начавшиеся уже после завершения русско-турецкой войны, были для Греции важным аргументом в попытках получить, наряду с другими балканскими государствами, территориальные приращения в процессе мирного урегулирования. По статье XV Сан-Стефанского договора турецкое правительство обязано было неукоснительно соблюдать Органический устав 1868 г. на Крите и ввести подобные же «уставы» в Эпире и Фессалии 134. Однако сама Греция не получила каких-либо территориальных приращений.
Греческие правящие круги встретили в штыки решение о создании обширного Болгарского государства с передачей ему некоторых территорий, на которые претендовала и Греция, и «обратили свои взоры к Англии». Западная дипломатия, в первую очередь английская, попыталась использовать «греческую карту» для подрыва Сан-Стефанского договора. Однако, получив вскоре Кипр, Англия не собиралась всерьез поддерживать требования греков о присоединении Фессалии и Эпира и вновь стала защитницей целостности Османской империи.
29 июня 1878 г. греческий делегат Т. Делияннис изложил пожелания Греции на заседании открывшегося Берлинского конгресса. Отметив недостаточность для нормальной национальной жизни территорий, которые получила Греция в результате войны за независимость, он просил присоединить к ней Крит и «соседние провинции», ссылаясь на волю их населения, проявившуюся в продолжающихся восстаниях 13й.
Все державы, за исключением Великобритании, склонились к решению в пользу греков о Фессалии и Эпире. В результате было-принято компромиссное предложение, не предусматривавшее непосредственной передачи территорий, а лишь содержавшее призыв, к Греции и Турции приступить к переговорам об исправлении границ 13в.
«Исправление границ» в рамках, предложенных конгрессом, передавало Греции Фессалию и значительную часть Эпира. Гречег ское правительство уже считало эти территории своими и, получив, текст решения конгресса, обратилось к Порте с предложением прислать своих комиссаров для проведения на местности новой линии границы. Порта, однако, не считала осуществление решения Берлинского конгресса от 5 июля 1878 г. только техническим вопросом. Она вообще не признавала за этим решением какой-либо обязательной силы. Лишь после трех лет жестокого дипломатического торга, не раз ставившего обе стороны на грань войны, 2 июля 1881 г. была подписана греко-турецкая конвенция, по которой почти вся Фессалия и округ Арта в Эпире передавались Греции 137. Впервые после войны за независимость новая большая группа греческого населения освободилась из-под османского ига и воссоединилась с Грецией. Территория ее увеличилась на 13 395 кв. км, составив теперь 77 000 кв. км. Почти на 300 000 жителей возросло население страны, достигшее вскоре (перепись 1889 г.) 2 187 тыс.138 Тем самым был сделан важный шаг на пути национального освобождения греков и их объединения в едином государстве.
Берлинский конгресс сохранил, хотя и в ухудшенной форме, положение Сан-Стефанского договора о Крите. В статье XXIII акта конгресса говорилось: «Блистательная Порта обязуется ввести добросовестно на острове Крит Органический устав 1868 г., с изменениями, которые будут признаны справедливыми»139. Обязательство перед державами и в первую очередь, разумеется, героическая вооруженная борьба критян, продолжавшаяся с неослабевающей силой на всем протяжении работы конгресса, вынудили Порту пре- доставить острову ограниченную административную автономию, зафиксированную в так называемом пакте Халепа (октябрь 1878 г.).
Таким образом, в период Восточного кризиса 1875—1878 гг. еще острее проявилась неспособность греческих правящих кругов, переживавших глубокий политический кризис, действовать в соответствии с интересами нации. Не считаясь с желанием большинства греческого населения, готового вступить в вооруженную борьбу против Османской империи, Греция осталась единственным балканским государством, сохранившим нейтралитет. Это объяснялось стремлением ее правящих группировок переложить на других тяжесть борьбы с османами, неспособностью противостоять давлению западных держав, внутриполитической неустойчивостью, вызванной недостатками государственной организации в целом. Все же в результате присоединения к Греческому королевству Фессалии и части Эпира к началу 80-х годов был сделан важный шаг в объединении греков в рамках национального государства. Это удовлетворяло самые насущные чаяния греческого народа.
Становление молодого Греческого государства происходило в острой социальной борьбе, проявлявшейся в столкновении идеологии «верхов» и «низов». Единые в своем стремлении к воссоединению греческих земель правящая верхушка и демократические слои по-разному представляли пути достижения этой цели. Но в основе внешнеполитического курса греческого правительства лежала главным образом идеология правящих кругов, а именно мегали идеа.
8 условиях нерешенности многих национальных задач национали
стические призывы тормозили разрешение национальных проблем.
Несмотря на это 60—70-е годы явились, важным этапом в процессе
формирования буржуазной основы Греческого государства и его
парламентарной системы.