Негативное парадоксальное внушение
Оно заключается в назывании действия с одновременным указанием не совершать его.
Примеры:
“Не думайте о розовом слоне”;
“Вам нет необходимости расслабиться еще больше”;
“И может быть Вам не удастся запомнить все, о чем мы говорили”;
“Я не знаю, станет ли ваша походка более раскованной”.
“Возможно Вам не сразу удастся последовать всем моим сегодняшним рекомендациям, но все же некоторые изменения Вы можете заметить уже сегодня”.
Двойная связка
Это иллюзорный выбор. Вы предлагаете два варианта, решение которых на самом деле одинаково.
Например:
“Я не знаю, согласитесь Вы с первым или вторым вариантом решения”.
“Вы можете сразу почувствовать себя комфортно или через несколько дней?”
“Вы мне заплатите наличными или чеком?”
Контекстуальное внушение
Заключается в том, чтобы дать пациенту услышать нечто, чего он совсем не готов услышать. Самый простой способ состоит в выделении определенных слов и произнесении их несколько различным образом (и при этом необходимо соблюдать паузу после каждого выделенного слова). Но вполне возможно также заключить послание в весьма банальную фразу.
Например:
“Располагайтесь вот здесь удобно”. Пациент слышит предложение располагаться удобно.
“При таком освещении Вы сами легко поймете как выгодно заиграет цвет Вашего лица”.
Во время ваших сопровождений тренируйтесь, чтобы:
l изменять звук голоса, выделяя важные слова;
l изменять положение головы, а следовательно, рта — при произнесении важных фраз.
Составное внушение
Сложно-подчиненное предложение. Это связывание предложений соединительными союзами. В таком случае предложения взаимно усиливают друг друга, возникает иллюзия причинно-следственной связи, даже если между ними нет логической связи.
Например:
“В то время как вы начнете действовать, вы поможете почувствовать себя легко даже с малознакомыми людьми”
“Когда Вы находитесь в этой комнате, Вы можете позволить себе расслабиться.”
“И когда Вы будете видеть свое отражение в зеркале, или витринах магазинов, Вы можете заметить, как само возникнет желание расправить плечи.”
Трюизм
Это высказывание очевидной банальности. Чаще используется общечеловеческий опыт, подавляющий своей масштабностью. Многочисленные пословицы и поговорки построены именно на этом принципе.
Например:
Когда удобно сидишь, можно расслабиться.
Опыт всегда обогащает.
Надо ковать, чтобы стать кузнецом.
После зимы всегда приходит весна.
Все течет, все изменяется.
Аллюзия или намек
В этом случае вы намекаете, на что именно необходимо сориентировать клиента. Реакция будет непроизвольной благодаря вмешательству его бессознательного.
Поскольку такое внушение не адресовано прямо, оно не вызовет противодействия, оставляя бессознательному полную свободу выбора: принять его или не принимать.
Так, намек на еду чаще всего вызывает у пациента непроизвольное сглатывание.
Упоминание о чем-либо расслабляющем позволяет сориентировать пациента на релаксацию.
Использование намека на то, что клиент знает:
«В ходе работы Вы можете почувствовать, как наполняетесь энергией, той, которая Вам нужна»
«Вы можете почувствовать, как каждый раз в Вас что-то меняется в лучшую сторону»
«И в ходе работы Вы можете обнаружить в себе что-то новое и приятное, о чем пока не догадываетесь.»
Пресуппозиция
Предположение.
«В этом костюме, Вы можете почувствовать себя элегантной».
«Самые яркие и эффектные представители публичных профессий регулярно пользуются услугами личного имиджмейкера».
«Когда Вы вспомните то, о чем мы говорили, Вы почувствуете себя значительно лучше».
«Когда дышишь животом, тело наполняется приятным теплом».
“Как вы думаете, когда Вы почувствуете себя в приподнятом настроении? Сразу же когда наденете новый костюм, или после того, как прибудете на встречу, а может быть уже при подготовке, только предвкушая произведенный эффект?”
Метафора
Иносказание, передающее решение проблемы другими способами.
Метафора - способ, позволяющий переносить клиентом от опасных берегов сознания к глубоким и спокойным водам бессознательного, в поисках ресурсов, необходимых для изменения.
Терапевтическая метафора — это послание на нескольких уровнях. История, сказка, идея, фраза, жест могут иметь два значения. Первое, явное, обращается к сознанию клиента. Второе, скрытое, является предложением, адресованным его бессознательному.
Клиенту предоставляется реальный выбор, так как второй смысл может быть и принят, и не принят.
Если послание не проходит на этом бессознательном уровне — ничего не сделано, но и ничего не потеряно.
Метафора имеет более или менее точную цель, очень “активизирующую”, если она проходит на уровне бессознательного.
Самая лучшая метафора — та, которую нам подсказывает сам клиент и которую консультант конструирует в ходе работы.
«Каждое упавшее зерно, позволив себе принять темноту, пробивается сквозь нее свежим ростком».
«Тот, кто заботится о поддержании очага, всегда может быть согрет его теплом, даже на пути к нему, пролегающему через заснеженную улицу».
« В путешествии, проезжая новое место, можно быстро промчаться мимо, а можно притормозить, остановиться, выйти из машины, полюбоваться, обратить внимание…, наслаждаясь новыми ощущениями…»
«Грибы делятся на съедобные и несъедобные. И если ты не можешь отличить одни от других, это еще не повод отказаться от приятного блюда. Нужны только 2 вещи: научиться их распознавать и научиться готовить. И есть поваренные книги и опытные грибники.»
ОТКРЫТОЕ ВНУШЕНИЕ
Мобилизующее внушение
Предложите клиенту нечто неопределенное — расплывчатые мобилизующие рамки, которые он заполнит в зависимости от своей готовности и внутренних ресурсов.
Это уважительное внушение представляет собой двигатель, позволяющий бессознательному клиента осуществить работу.
Например:
“Ваша интуиция сама разместит по местам... все, что необходимо”.
“Использование ваших внутренних ресурсов позволит... осуществить... эту работу”.
В техническом плане отметьте использование паузы после мобилизующих глаголов или существительных. Пауза или молчание после мобилизующего внушения усиливает его действенный эффект.