История. 1960-е гг. Первые масштабные исследования телевизионной аудитории в СССР

1960-е гг. Первые масштабные исследования телевизионной аудитории в СССР. 1964 г. Фирсов в Ленинграде.

1960-70-е гг. Исследования аудитории СМИ: Академия общественных наук при ЦК КПСС, Институт социологии Академии наук СССР, Высшая комсомольская школа.

Грушин Борис Андреевич - исследование аудитории СМИ в типичном советском промышленном городе Таганроге.

1980-е гг.

В Гостелерадио СССР создается социологическая служба, которая постоянно ведет исследования телевизионной и радиоаудитории.

В 1987 г. Создан ВЦИОМ

1990-е гг. Распадается СССР. Вступает в силу закон о СМИ, где официально разрешается использовать рекламу как источник дохода.

Крыше рекламодатели пригласили в Россию западные исследовательские компании. Mediametriev(France) and Gallup Poll (Великобритания).

Возникли российские социологические центры и филиалы западных: КОМКОН, РОМИР, ГфК

Измерения аудитории ведут также социологические службы трех крупных каналов: Останкино, ВГТРК, Петербург - 5-й канал

1996 г. Начало автоматизированных измерений с помощью пиплметров.

1990-2000-е гг.

После кризиса 1998 г. выжил только Gallup Media. В 2001 входит в группу TNS.

Общемировой стандарт измерения телевизионной аудитории

GGTM

Global

Guidelines for Television Audience Measurement

Технологии измерения аудитории телевидения:

· опрос (day after recall): опрос по вчерашнему дню при помощи личного интервью или по телефону

· дневниковая панель (diary panel)

· аппаратное измерение (пиплметрия)

· Peoplemeter (PM), Passive Peoplemeter (PPM)

Аудитория:

· потенциальная - множество людей, технически досягаемых для доставки информации. С потенциальной аудиторией связано понятие "охват" (coverage, reach). Связь с технической способность принять информацию, грамотностью аудитории, платежеспособностью. Reach - охват по отношению к реальной аудитории (уже достигнуто)

· реальная - reach (то, что уже достигнуто)

· лояльная - те, кто постоянно пользуется каналом

· целевая - та, для которой прежде всего предназначена информация

Медиапланирование включает в себя: анализ рынка, ЦА и маркетинговой ситуации; постановку целей рекламной кампании; определение приоритетных категорий СМИ определение оптимальных значений показателей эффективности; планирование этапов рекламной кампании во времени; распределение бюджета по категориям СМИ.

Рейтинг (rating) - величина реальной аудитории, выраженная в процентах от населения или потенциальной аудитории (например, всех имеющих телевизоры). Аудитория/ общая численность зрителей - база. Рейтинг - величина реальной аудитории к потенциальной аудитории.

Доля (share) - величина аудитории канала передачи в процентах от числа всех пользователей данного типа каналов.

Привлекательность (affinity) - показатель предпочтений канала одной группой аудитории СМИ на фоне других (профильность). Привлекательность = доля данной группы в аудитории данного канала

Качественные исследования аудитории:

· фокус-группа

· психосоциальные методы (ассоциативная методика, коллаж, психологическое тестирование и др.)

· “ метод семантического дифференциала

Методы особенно действенны для имиджелогии

Наши рекомендации