История. 1960-е гг. Первые масштабные исследования телевизионной аудитории в СССР
1960-е гг. Первые масштабные исследования телевизионной аудитории в СССР. 1964 г. Фирсов в Ленинграде.
1960-70-е гг. Исследования аудитории СМИ: Академия общественных наук при ЦК КПСС, Институт социологии Академии наук СССР, Высшая комсомольская школа.
Грушин Борис Андреевич - исследование аудитории СМИ в типичном советском промышленном городе Таганроге.
1980-е гг.
В Гостелерадио СССР создается социологическая служба, которая постоянно ведет исследования телевизионной и радиоаудитории.
В 1987 г. Создан ВЦИОМ
1990-е гг. Распадается СССР. Вступает в силу закон о СМИ, где официально разрешается использовать рекламу как источник дохода.
Крыше рекламодатели пригласили в Россию западные исследовательские компании. Mediametriev(France) and Gallup Poll (Великобритания).
Возникли российские социологические центры и филиалы западных: КОМКОН, РОМИР, ГфК
Измерения аудитории ведут также социологические службы трех крупных каналов: Останкино, ВГТРК, Петербург - 5-й канал
1996 г. Начало автоматизированных измерений с помощью пиплметров.
1990-2000-е гг.
После кризиса 1998 г. выжил только Gallup Media. В 2001 входит в группу TNS.
Общемировой стандарт измерения телевизионной аудитории
GGTM
Global
Guidelines for Television Audience Measurement
Технологии измерения аудитории телевидения:
· опрос (day after recall): опрос по вчерашнему дню при помощи личного интервью или по телефону
· дневниковая панель (diary panel)
· аппаратное измерение (пиплметрия)
· Peoplemeter (PM), Passive Peoplemeter (PPM)
Аудитория:
· потенциальная - множество людей, технически досягаемых для доставки информации. С потенциальной аудиторией связано понятие "охват" (coverage, reach). Связь с технической способность принять информацию, грамотностью аудитории, платежеспособностью. Reach - охват по отношению к реальной аудитории (уже достигнуто)
· реальная - reach (то, что уже достигнуто)
· лояльная - те, кто постоянно пользуется каналом
· целевая - та, для которой прежде всего предназначена информация
Медиапланирование включает в себя: анализ рынка, ЦА и маркетинговой ситуации; постановку целей рекламной кампании; определение приоритетных категорий СМИ определение оптимальных значений показателей эффективности; планирование этапов рекламной кампании во времени; распределение бюджета по категориям СМИ.
Рейтинг (rating) - величина реальной аудитории, выраженная в процентах от населения или потенциальной аудитории (например, всех имеющих телевизоры). Аудитория/ общая численность зрителей - база. Рейтинг - величина реальной аудитории к потенциальной аудитории.
Доля (share) - величина аудитории канала передачи в процентах от числа всех пользователей данного типа каналов.
Привлекательность (affinity) - показатель предпочтений канала одной группой аудитории СМИ на фоне других (профильность). Привлекательность = доля данной группы в аудитории данного канала
Качественные исследования аудитории:
· фокус-группа
· психосоциальные методы (ассоциативная методика, коллаж, психологическое тестирование и др.)
· “ метод семантического дифференциала
Методы особенно действенны для имиджелогии