Духовная жизнь СССР в середине 1960-хсередине1980~x годов
Основные даты и события:середина 60-х гг. - разработка концепции развитого социализма; 1965 г. - начало движения диссидентов.
Исторические деятели:Л. И. Брежнев; М. А. Суслов; А. Д. Сахаров; А. И. Солженицын; В. П. Аксенов; В. Н. Войнович; М. Л. Ростропович; В. Г. Распутин; В. М. Шукшин; Г. А. Товстоногов; А. В. Эфрос; О. Н. Ефремов; Е. А. Лебедев; К. Ю. Лавров; Р. Я. Пля1Т; М. А. Ульянов; Н. В. Мордюкова; С. Ф. Бондарчук; С. И. Ростоцкий; Э. А. Рязанов; Л. И. Гайдай; М. М. Плисецкая; М. Э. Лиепа; Р. Х. Нуреев; Е. В. Образцова; Г. П. Вишневская; И. С. Глазунов.
Основные термины и понятия:развитой социализм; движение диссидентов.
План ответа:1) особенности духовной жизни СССР в середине 60-х - середине 80-х П.; 2) концепция «развитого социализма,>; 3) противоречия в развитии художественной кулылу-
ры; 4) диссидентское движение; 5) нарастание противоречий между властью и обществом; 6) итоги развития духовной сферы в 60-е - начале 80-х годов.
Материал к ответу:Противоречие между заявлениями партийных идеологов и реальностью было главной особенностью духовной жизни общества в эти годы. Уже со второй половиныI 60-х гг. люди перестали доверять официальной пропаганде. Постепенно построение коммунизма из главного лозунга дня превратил ось в повод для многочисленных анекдотов и насмешек. Это вело к тому, что утрачивался идейный стимул к труду (экономического же не бьшо и раньше). Концепция «развитого социализма,) была настолько туманна инепонятна даже партийным лидерам, что не могла объяснять причины неудач в строительстве коммунизма. В начале 80-х п. потребовалось скорректировать ее. В 1982 г. было объявлено о новой концепции «дальнейшего совершенствования развитого социализма,). Отмечалось, что этот процесс объективно неизбежен и настолько продолжителен, что для него потребуется «целая историческая эпоха,). Поскольку 1980 год прошел, а коммунизм построен так и не был (более того, как раз в это время разразился небывалый прежде дефицит на продовольственные товары повседневного спроса), было объявлено о необходимости внести изменения в Программу кпсс. Официальная идеология окончательно зашла в тупик.
Кризис коммунистической идеологии стал очевиден для части интеллигенции уже в первой половине 60-х годов. Правда, тогда еще никто не выдвигал идейных взглядов, отличных от коммунистических. Речь шла об «обновлению) марксизмаленинизма, его «творческом развитии,). С середины 60-х п. в стране постепенно стало формироваться движение инакомыслящих (диссидентов). Оно изначально вобрало в себя три основных направления: правозащитное (требовавшее от властей выполнения всех тех прав, которые содержались в Конституции СССР), национально-освободительное и религиозное. Началом движения считается волна протестов и демонстраций, последовавшая после ареста в 1965 г. писателей А. Д. Синявского и ю. М. Даниэля. Их обвинили в публикации своих произведений за границей и приговорили к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки. В 1969 г. была создана первая в СССР открытая, не подконтрольная властям общественная организация - Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н. Е. Горбаневская, С. А. Ковалев и др.). В 1976 г. в Москве образовалась группа содействия вьшолнению Хельсинкских
·336
соглашений в СССР во главе с Ю. Ф. Орловым. Идейная основа движения диссидентов была представлена как либералами (которые считали основой основ обеспечение свободы и прав конкретного человека), так и националами (они полагали, что главной целью должно стать построение или возрождение национального государства). Главным теоретиком либеральных диссидентов выступал А. Д. Сахаров, националистических А. И. Солженицын.
Впервые за долгие годы инакомыслие про никло в ряды армии. В 1969 г. был раскрыт «Союз борьбы за демократические права», состоявший из офицеров Балтийского флота. В 1975 г. замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» капитан 3-го ранга В. Саблин сумел вывести корабль из Риги в Ленинград, с тем чтобы обратиться к руководству страны с воззванием против «казнокрадства И демагогии, показухи и ЛЖИ», царяших в обществе. Поднятые в воздух бомбардировщики остановили корабль. Саблин был расстрелян за «измену Родине». Все это свидетельствовало о растущей пропасти между властью и обществом.
Власти видели в диссидентском движении лишь одну причину - «происки империалистов». Уже в середине 60-х гг. был сформулирован тезис об «обострении идеологической борьбы». Он был не чем иным, как модернизированным вариантом печально известного сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму. В 30-е гг. тезис должен был оправдать массовые политические репрессии. «Обновленный» его вариант в 60....:... 70-е гг. должен был объяснить непривычные для общества явления (диссидентское движение, кризис официальной идеологии и т. п.). Это было удобно не только для оправдания критики, но и для введения ряда ограничений в духовной жизни. Что касается диссидентов, то каждый из них неизбежно представал как «агент влияния» Запада или просто шпион.
70-е гг. прошли под знаком усиления «борьбы с буржуазной кулылурой». Из репертуара театров, как и в конце 40-х ГГ., изымались пьесы многих зарубежных авторов. Отменялись концерты известных исполнителей. Запрещался прокат лучших западных кинофильмов. Причинами, как правило, бьши осуждающие высказывания авторов этих произведений в связи с вводом советских войск в Чехословакию и Афганистан, критика внутреннего положения в СССР.
Официальная позиция партийного руководства в отношении развития кулылуры после Хрущева не претерпела изменений. Она сводилась к традиционной «золотой середине» - от-
казу от очернительства, с одной стороны, и от лакировки действительности - с другой. Но на съездах партии и официальных совещаниях слово получали, как правило, те, кто старался не замечать проблем окружающей жизни. Власти начали «рекомендовать» деятелям кулылуры создавать произведения на производственную тематику, в которых все обычно сводилось к личным недостаткам героев, издержкам их воспитания и образования, а проблемы решались после вмешательства независимого и непогрешимого арбитра в лице партийного чиновника. Вскоре в партийных' инстанщiЯХ стали не только давать заказ на количество и тематику фильмов или спектаклей, но и определять исполнителей главных ролей. Это не могло не привести к застою в художественной кулылуре. В резулылате многие деятели кулылуры были вынуждены эмигрировать. На чужбине оказались писатели В. П. Аксенов, А. И. Солженицын, В. Е. Максимов, В. П. Некрасов, В. Н. Войнович, поэт И. А. Бродский, кинорежиссер А. А. Тарковский, театральный режиссер Ю. П. Любимов, виолончелист М. Л. Ростропович, оперная певица Г. П. Вишневская.
Объективно противостояли официальной идеологии представители «деревенской» прозы (Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. Г. Распутин, Б. А. Можаев, В. М. Шукшин и др.), в образной форме показывавшие трагические последствия сплошной коллективизации для российской деревни. О непреходяших проблемах нравственности писали Б. Л. Васильев, Ю. В. Трифонов. Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигенции в ней предлагали популярные режиссеры Г. А. Товстоногов, А. В. Эфрос, М. А. Захаров, О. Н. Ефремов, Г. Б. Волчек, т. Е. Абуладзе и др., а также многие актеры театра (Е. А. Лебедев, К. Ю. Лавров, О. В. Басилашвили, Т. В. Доронина, Р. Я. Плятт) и кино (В. В. Тихонов, И. О. Горбачев, М. А. Ульянов, Н. В. Мордюкова и др.). В кинематографе на этот период пришелся расцвет творчества режиссеров: С. Ф. Бондарчука «<Война и мир», «Ватерлоо», «Они сражались за Родину», «Отец Сергий» идр.), Ю. Н. Озерова (киноэпопея «Освобождение», «Солдаты свободы» и др.), С. И. Ростоцкого «<Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие ... », «Белый Бим - Черное ухо» И др.), Т. Н. Лиозновой «<Семнадцать мгновений весны»), А. А. Тарковского «<Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер», «Ностальгия» и др.), Э. А. Рязанова (<<Ирония судьбы», «Гараж», «Служебный роман»), Л. И. Гайдая (<<Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и др.). Выдающихся успехов и мирового признания добились мастера советского балета М. М. ПЛисецкая, Н. И. Бессмертнова, М. Э. Лиепа, В. В. Васи-
льев, Е. С. Максимова, Н. В. Павлова, В. М. Гордеев, А. Б.Годунов, М. Н. Барышников и др. В эмиграции высокую марку российского балетного искусства нес Р. Х. Нуреев. Оперное искусство было представлено мастерством И. К. Архиповой, Е. В. Образцовой, Т. И. Синявской, Е. Е. Нестеренко, Б. Т. Штоколова, А. А. Эйзена и др. Подлинных вершин в творчестве достигли художники И. С. Глазунов и А. М. Шилов. Известными скульпторами Н. В. Томским и Л .. Е. Кербелем были созданы яркие монументально-декоративные скульптурные ансамбли на Мамаевом кургане (Волгоград), в Брестской крепости, Киеве, Новороссийске и др.
В 60-70-е ГГ. шаг вперед сделала система образования.
Быстрыми темпами росло количество выпускников средней школы. В 70-е гг. была поставлена задача обеспечения всеобщего среднего образования. В резулылате, с 1970 по 1985 г. число лиц, имеющих среднее образование, выросло почти втрое. Но качество образования лучше не стало: прекратился отсев из-за неуспеваемости, не было реального конкурса при отборе для обучения в 9 и 1 О классах. Расширилась сеть высших учебных заведений страны. К началу 80-х гг. они выпускали ежегодно свыше 1 млН. специалистов. Однако как вузы, так и школы по-прежнему ориентировали молодежь на решение задач, присущих раннеиндустриальному обществу. Попытки с помощью реформы образования 1984 г. изменить это положение не принесли успеха не только из-за отсутствия материальных ресурсов, но и потому, что менять следовало социально-экономическую систему в целом.
Таким образом, кризис официальной идеологии стал одной из важнейших предпосылок духовного кризиса советского общества в 70-е - начале 80-х годов.