Духовная жизнь СССР в середине 1960-х­середине1980~x годов

Основные даты и события:середина 60-х гг. - разработка кон­цепции развитого социализма; 1965 г. - начало движения диссидентов.

Исторические деятели:Л. И. Брежнев; М. А. Суслов; А. Д. Саха­ров; А. И. Солженицын; В. П. Аксенов; В. Н. Войнович; М. Л. Ростропович; В. Г. Распутин; В. М. Шукшин; Г. А. Товсто­ногов; А. В. Эфрос; О. Н. Ефремов; Е. А. Лебедев; К. Ю. Лавров; Р. Я. Пля1Т; М. А. Ульянов; Н. В. Мордюкова; С. Ф. Бондарчук; С. И. Ростоцкий; Э. А. Рязанов; Л. И. Гайдай; М. М. Плисецкая; М. Э. Лиепа; Р. Х. Нуреев; Е. В. Образцова; Г. П. Вишневская; И. С. Глазунов.

Основные термины и понятия:развитой социализм; движение диссидентов.

План ответа:1) особенности духовной жизни СССР в середи­не 60-х - середине 80-х П.; 2) концепция «развитого социа­лизма,>; 3) противоречия в развитии художественной кулылу-

ры; 4) диссидентское движение; 5) нарастание противоречий между властью и обществом; 6) итоги развития духовной сфе­ры в 60-е - начале 80-х годов.

Материал к ответу:Противоречие между заявлениями партий­ных идеологов и реальностью было главной особенностью ду­ховной жизни общества в эти годы. Уже со второй половиныI 60-х гг. люди перестали доверять официальной пропаганде. Постепенно построение коммунизма из главного лозунга дня превратил ось в повод для многочисленных анекдотов и на­смешек. Это вело к тому, что утрачивался идейный стимул к труду (экономического же не бьшо и раньше). Концепция «развитого социализма,) была настолько туманна инепонятна даже партийным лидерам, что не могла объяснять причины неудач в строительстве коммунизма. В начале 80-х п. потре­бовалось скорректировать ее. В 1982 г. было объявлено о но­вой концепции «дальнейшего совершенствования развитого социализма,). Отмечалось, что этот процесс объективно неиз­бежен и настолько продолжителен, что для него потребуется «целая историческая эпоха,). Поскольку 1980 год прошел, а коммунизм построен так и не был (более того, как раз в это время разразился небывалый прежде дефицит на продоволь­ственные товары повседневного спроса), было объявлено о не­обходимости внести изменения в Программу кпсс. Офици­альная идеология окончательно зашла в тупик.

Кризис коммунистической идеологии стал очевиден для части интеллигенции уже в первой половине 60-х годов. Прав­да, тогда еще никто не выдвигал идейных взглядов, отличных от коммунистических. Речь шла об «обновлению) марксизма­ленинизма, его «творческом развитии,). С середины 60-х п. в стране постепенно стало формироваться движение инако­мыслящих (диссидентов). Оно изначально вобрало в себя три основных направления: правозащитное (требовавшее от влас­тей выполнения всех тех прав, которые содержались в Кон­ституции СССР), национально-освободительное и религиозное. Началом движения считается волна протестов и демонстраций, последовавшая после ареста в 1965 г. писателей А. Д. Синяв­ского и ю. М. Даниэля. Их обвинили в публикации своих произведений за границей и приговорили к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки. В 1969 г. была создана первая в СССР от­крытая, не подконтрольная властям общественная организа­ция - Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н. Е. Горбаневская, С. А. Ковалев и др.). В 1976 г. в Москве образовалась группа содействия вьшолнению Хельсинкских

·336

соглашений в СССР во главе с Ю. Ф. Орловым. Идейная ос­нова движения диссидентов была представлена как либералами (которые считали основой основ обеспечение свободы и прав конкретного человека), так и националами (они полагали, что главной целью должно стать построение или возрождение на­ционального государства). Главным теоретиком либеральных диссидентов выступал А. Д. Сахаров, националистических ­А. И. Солженицын.

Впервые за долгие годы инакомыслие про никло в ряды ар­мии. В 1969 г. был раскрыт «Союз борьбы за демократические права», состоявший из офицеров Балтийского флота. В 1975 г. замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» капитан 3-го ранга В. Саблин сумел вывести корабль из Риги в Ленинград, с тем чтобы обратиться к руководству страны с воззванием против «казнокрадства И демагогии, показухи и ЛЖИ», царяших в обществе. Поднятые в воздух бомбардиров­щики остановили корабль. Саблин был расстрелян за «измену Родине». Все это свидетельствовало о растущей пропасти меж­ду властью и обществом.

Власти видели в диссидентском движении лишь одну при­чину - «происки империалистов». Уже в середине 60-х гг. был сформулирован тезис об «обострении идеологической борь­бы». Он был не чем иным, как модернизированным вариан­том печально известного сталинского положения об обостре­нии классовой борьбы по мере продвижения к социализму. В 30-е гг. тезис должен был оправдать массовые политические репрессии. «Обновленный» его вариант в 60....:... 70-е гг. должен был объяснить непривычные для общества явления (дисси­дентское движение, кризис официальной идеологии и т. п.). Это было удобно не только для оправдания критики, но и для введения ряда ограничений в духовной жизни. Что касается диссидентов, то каждый из них неизбежно представал как «агент влияния» Запада или просто шпион.

70-е гг. прошли под знаком усиления «борьбы с буржуаз­ной кулылурой». Из репертуара театров, как и в конце 40-х ГГ., изымались пьесы многих зарубежных авторов. Отменялись концерты известных исполнителей. Запрещался прокат луч­ших западных кинофильмов. Причинами, как правило, бьши осуждающие высказывания авторов этих произведений в свя­зи с вводом советских войск в Чехословакию и Афганистан, критика внутреннего положения в СССР.

Официальная позиция партийного руководства в отноше­нии развития кулылуры после Хрущева не претерпела измене­ний. Она сводилась к традиционной «золотой середине» - от-

казу от очернительства, с одной стороны, и от лакировки дей­ствительности - с другой. Но на съездах партии и официаль­ных совещаниях слово получали, как правило, те, кто старал­ся не замечать проблем окружающей жизни. Власти начали «рекомендовать» деятелям кулылуры создавать произведения на производственную тематику, в которых все обычно сводилось к личным недостаткам героев, издержкам их воспитания и об­разования, а проблемы решались после вмешательства незави­симого и непогрешимого арбитра в лице партийного чиновни­ка. Вскоре в партийных' инстанщiЯХ стали не только давать заказ на количество и тематику фильмов или спектаклей, но и определять исполнителей главных ролей. Это не могло не привести к застою в художественной кулылуре. В резулылате многие деятели кулылуры были вынуждены эмигрировать. На чужбине оказались писатели В. П. Аксенов, А. И. Солже­ницын, В. Е. Максимов, В. П. Некрасов, В. Н. Войнович, поэт И. А. Бродский, кинорежиссер А. А. Тарковский, театральный режиссер Ю. П. Любимов, виолончелист М. Л. Ростропович, оперная певица Г. П. Вишневская.

Объективно противостояли официальной идеологии пред­ставители «деревенской» прозы (Ф. А. Абрамов, В. П. Астафь­ев, В. И. Белов, В. Г. Распутин, Б. А. Можаев, В. М. Шукшин и др.), в образной форме показывавшие трагические последст­вия сплошной коллективизации для российской деревни. О не­преходяших проблемах нравственности писали Б. Л. Васильев, Ю. В. Трифонов. Свой взгляд на смысл жизни и роль интелли­генции в ней предлагали популярные режиссеры Г. А. Товстоно­гов, А. В. Эфрос, М. А. Захаров, О. Н. Ефремов, Г. Б. Волчек, т. Е. Абуладзе и др., а также многие актеры театра (Е. А. Лебе­дев, К. Ю. Лавров, О. В. Басилашвили, Т. В. Доронина, Р. Я. Плятт) и кино (В. В. Тихонов, И. О. Горбачев, М. А. Уль­янов, Н. В. Мордюкова и др.). В кинематографе на этот пери­од пришелся расцвет творчества режиссеров: С. Ф. Бондарчука «<Война и мир», «Ватерлоо», «Они сражались за Родину», «Отец Сергий» идр.), Ю. Н. Озерова (киноэпопея «Освобожде­ние», «Солдаты свободы» и др.), С. И. Ростоцкого «<Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие ... », «Белый Бим - Чер­ное ухо» И др.), Т. Н. Лиозновой «<Семнадцать мгновений вес­ны»), А. А. Тарковского «<Андрей Рублев», «Солярис», «Стал­кер», «Ностальгия» и др.), Э. А. Рязанова (<<Ирония судьбы», «Гараж», «Служебный роман»), Л. И. Гайдая (<<Кавказская плен­ница», «Бриллиантовая рука» и др.). Выдающихся успехов и мирового признания добились мастера советского балета М. М. ПЛисецкая, Н. И. Бессмертнова, М. Э. Лиепа, В. В. Васи-

льев, Е. С. Максимова, Н. В. Павлова, В. М. Гордеев, А. Б.Го­дунов, М. Н. Барышников и др. В эмиграции высокую марку российского балетного искусства нес Р. Х. Нуреев. Оперное ис­кусство было представлено мастерством И. К. Архиповой, Е. В. Образцовой, Т. И. Синявской, Е. Е. Нестеренко, Б. Т. Што­колова, А. А. Эйзена и др. Подлинных вершин в творчестве до­стигли художники И. С. Глазунов и А. М. Шилов. Известными скульпторами Н. В. Томским и Л .. Е. Кербелем были созданы яр­кие монументально-декоративные скульптурные ансамбли на Мамаевом кургане (Волгоград), в Брестской крепости, Киеве, Новороссийске и др.

В 60-70-е ГГ. шаг вперед сделала система образования.

Быстрыми темпами росло количество выпускников средней школы. В 70-е гг. была поставлена задача обеспечения все­общего среднего образования. В резулылате, с 1970 по 1985 г. число лиц, имеющих среднее образование, выросло почти втрое. Но качество образования лучше не стало: прекратил­ся отсев из-за неуспеваемости, не было реального конкурса при отборе для обучения в 9 и 1 О классах. Расширилась сеть высших учебных заведений страны. К началу 80-х гг. они вы­пускали ежегодно свыше 1 млН. специалистов. Однако как вузы, так и школы по-прежнему ориентировали молодежь на решение задач, присущих раннеиндустриальному обществу. Попытки с помощью реформы образования 1984 г. изменить это по­ложение не принесли успеха не только из-за отсутствия ма­териальных ресурсов, но и потому, что менять следовало со­циально-экономическую систему в целом.

Таким образом, кризис официальной идеологии стал одной из важнейших предпосылок духовного кризиса советского об­щества в 70-е - начале 80-х годов.

Наши рекомендации