Тема 1. социально-политическое развитие древней руси

ИСТОРИЯ

Планы семинарских занятий

и методические указания для студентов

на 2012/13 учебный год

Челябинск

Министерство образования и науки Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра истории России

ИСТОРИЯ

Планы семинарских занятий

и методические указания для студентов

на 2012/13 учебный год

Челябинск

Одобрено

учебно-методической комиссией исторического факультета

Рецензент В.Е.Хвощев

История: планы семинарских занятий и методические указания для студентов на 2012/13 учебный год / составитель: А.Н. Федоров. – Челябинск, 2013. – 45 с.

Планы семинарских занятий и методические указания являются руководством для подготовки студентов очной формы обучения к семинарским занятиям по дисциплине «История».

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемые первокурсники!

Вновь приступая к изучению истории, Вы должны осознать сложность и важность стоящей перед вами задачи. За короткий срок Вам предстоит изучить широкий круг проблем, связанных с историческим прошлым нашей страны.

Процесс изучения дисциплины «История» направлен на формирование разнообразных общекультурных компетенций:

На формирование данных компетенций направлены все виды учебной работы: лекции, семинары, самостоятельная работа студентов по отдельным темам курса, индивидуальные и групповые консультации преподавателя.

Основной материал по курсу Вы можете получить посещая лекции. Именно на этих занятиях преподаватель освещает ключевые темы и сюжеты истории России, излагает устоявшиеся и новые подходы. Поэтому важно научиться слушать лектора и овладеть навыками записи излагаемого материала.

Не менее важны семинары. Семинар – форма занятий, на которых студенты под руководством преподавателя обсуждают темы и вопросы, подготовленные ими заранее. По сути, это проверка Вашей самостоятельной работы, позволяющая не только проверить знания, но уточнить и дополнить их, и заодно развить навыки подачи материала и его систематизации. Семинар состоит из двух частей: подготовка (получение информации, подготовка ответов на предложенные вопросы) и работа на самом семинаре.

Подготовку к семинару следует начинать с прочтения плана занятия, состоящего из 3-4 вопросов. Затем нужно ознакомиться с методическими советами, составленными по каждому пункту плана. Советы включают общую информацию по проблеме, ряд конкретных вопросов и заданий (например, составить таблицу или схему), и указания на подходящую литературу. Такие советы помогут Вам составить план ответа и быстрее найти необходимую информацию.

Далее изучите литературу, предложенную в пособии по данной теме в целом или по каждому вопросу темы отдельно. Жирным шрифтом в списке выделена наиболее информативная литература, ознакомление с которой обязательно. Остальная литература является дополнительной.

Указанные учебники, пособия, монографии и статьи можно получить в научной библиотеке ЮУрГУ (корпус 3-д – читальные залы и абонементы, 1-й этаж главного корпуса – залы электронных ресурсов). Большая часть литературы выложена в Интернете, поэтому после выходных данных статьи или монографии приводится действующая ссылка на электронный ресурс.

После ознакомления с литературой необходимо составить конспект ответов. Конспекты – это краткие записи содержания главы или параграфа книги, раздела статьи с обязательной ссылкой на источник (Ф.И.О. автора и название книги или статьи). Конспекты бывают текстуальные (конспектируется один текст по всем вопросам темы) и тематические (конспектируется вся литература по каждому вопросу отдельно). В любом случае конспект не должен представлять собой скопированный из учебника или статьи текст. Старайтесь выписывать только основные мысли автора, позволяющие ответить на вопрос, формулировать рассуждения исследователя самостоятельно. Для конспектов желательно завести отдельную тетрадь с полями, на которых можно делать пометки и дополнения. Конспект можно составлять и в электронном виде, но с соблюдением правил, описанных выше. При этом важные части в электронном конспекте уместно выделять особым шрифтом или цветом.

Семинар обычно проходит в виде опроса. Преподаватель предлагает вопрос для обсуждения и приглашает высказаться (если желающих нет, то преподаватель назначает ответчика). Отвечайте на вопрос, опираясь на свой конспект, при этом используйте понятия и даты, которые приведены в конце каждой темы. Чтение текста учебника или статьи, а также распечатанных материалов засчитано за ответ не будет. Не стоит повторять, сказанное предыдущим студентом, следует продолжить или дополнить его ответ, а при необходимости исправить.

В ходе семинара преподаватель стремится опросить всех студентов группы по каждому вопросу, поэтому следует готовиться в полном объеме. Когда преподаватель подводит итоги обсуждения проблемы и делает выводы, то их следует записать в тетрадь. И помните, что конспекты по семинарам помогут Вам подготовиться к зачету или экзамену.

Вашу работу на семинарах преподаватель оценивает исходя из бально-рейтинговой системы, подробное описание которой содержится в рабочей программе по дисциплине «История».

Итоговый рейтинговый балл (максимум 100 баллов) складывается из трех частей: оценки знаний по теоретической подготовке (лекционный материал), оценки знаний по практической подготовке (семинарские занятия), оценки за итоговое контрольное мероприятие (экзамен). Оценка знаний по теоретической и практической подготовке относится к текущему контролю и осуществляется в течение семестра. Из максимально возможных 60 баллов, отводимых на оценку Вашей текущей работы по дисциплине, 40 баллов приходится на семинары.

За семинарское занятие Вы можете получить максимум 5 баллов. Оценка формируется из баллов за конспект и баллов за устный ответ.

Для оценивания конспекта используется следующая шкала:

2 балла – конспект составлен логично, в нем подробно и в соответствии с методическими советами отражены все вопросы и выполнены все задания;

1 балл – отсутствует логика в изложении материала, изложена информация по отдельным вопросам или при составлении конспекта не использовалась основная литература;

0 баллов – конспект отсутствует или вместо него представлена распечатка, ксерокопия.

Для оценки устного ответа применяется следующая система:

3 балла – вопрос раскрыт полностью, студент показал отличные знания;

2 балла – вопрос раскрыт, но имеются определенные недостатки по полноте и содержанию ответа;

1 балл – вопрос раскрыт неполно и поверхностно, в нем не отражены ключевые моменты, студент слабо владеет терминологией и хронологией;

0 баллов – отсутствует ответ на вопрос или содержание ответа не совпадает с поставленным вопросом.

При подготовке данного методического пособия использовались:

1. Боброва, С. История России с древнейших времен до 1917 года: глоссарий [Электронный ресурс] / С. Боброва. – URL: http://interpretive.ru/dictionary/375 (дата обращения: 20.02.2013).

2. История: Учебно-методическое пособие для студентов неисторических специальностей / сост.: В.М. Бухараев, В.В. Буравлева, А.А. Гафаров и др. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2012. – 189 с.

3. История Отечества: планы семинарских занятий и методические указания для студентов дневных факультетов на 2010/11 уч. год / составители: М.В. Сапронов, И.В. Сибиряков, Н.К. Форсова, Р.С. Черпеанова и др.; под ред. И.В. Сибирякова. – Челябинск, 2010. – 55 с.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ

Основная литература

1. Зуев, М.Н. История России: Учебник для вузов / М.Н. Зуев. – М.: Приор, 2009. – 687 с.

2. История России / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – 528 с.

3. История России: Учеб. для вузов / А.А. Чернобаев, Е.И. Горелов, М.Н. Зуев и др.; под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2008. – 614 с.

Дополнительная литература

1. Барсенков, А.С. История России. 1917–2009 / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – 3-е изд., расш. и перераб. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 846 с.

2. История России в схемах: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2011. – 304 с.

3. История России: С древнейших времен до начала XXI века: учеб. для вузов: В 2 т. Т. 1. С древнейших времен до конца XVIII века / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: АСТ, 2010. – 544 с.

4. История России: С древнейших времен до начала XXI века: учеб. для вузов: В 2 т. Т. 2. С начала XIX века до начала XXI века / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: АСТ, 2010. – 720 с.

5. История России XVIII–XIX веков / Л.В. Милов, Н.И. Цимбаев; Под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2008. – 784 с.

6. История России XX – начала XXI века / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин, С.В. Воронкова; под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2008. – 960 с.

7. История России с древнейших времен до конца ХVII века / Л.В. Милов, Н.В. Козлова, Б.Н. Флоря, Л.Н. Вдовина; под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2008. – 768 с.

8. Мунчаев, Ш.М. История России: Учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. – 752 с.

9. Павленко, Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко. – 5-е изд. – М.: Высшее образование, 2009. – 712 с.

10. Федоров, В.А. История России. 1861–1917: учебник для вузов / В.А. Федоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2009. – 482 с.

Интернет-ресурсы

1. http://www.hrono.ru/ – ХРОНОС. Всемирная история в Интернете.

2. http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – Отечественная история.

3. http://www.magister.msk.ru/library/history – Материалы русской истории.

4. http://www.istorya.ru/ – История России. Всемирная история.

ТЕМА 1. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ

(IX – НАЧАЛО XII вв.)

План

1. Теории возникновения государственности у восточных славян.

2. Христианизация Руси.

3. Социально-экономический строй Древней Руси.

Литература к первому вопросу

1. Клейн, Л.С. Варяги, антинорманизм и час истины / Л.С. Клейн // Троицкий вариант. – 2010. – № 63. – С. 10. URL: http://trv-science.ru/2010/09/28/varyagi-antinormanizm-i-chas-istiny/ (дата обращения: 4.02.2013)

2. Ключевский, В.О. Со­чи­не­ния: в 9 т. Курс русской истории / В.О. Ключевский. – М.: Мысль, 1988. – Т. 1. – Лекция 8-9. URL: http://www. magister.msk.ru/library/history/kluchev/ (дата обращения: 4.02.2013)

3. Кузьмин, А.Г. История России с древнейших времён до 1618 г.: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. / А.Г. Кузьмин. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. – С. 71–87.

URL: http://www.alleng.ru/d/hist/hist266.htm (дата обращения: 4.02.2013)

4. Нефедов, С.А. Новая интерпретация истории Киевской Руси / С.А. Нефёдов // http://hist1.narod.ru/Science/Russia/Kiev1.htm#_ednref18 (дата обращения: 4.02.2013)

5. Федорчук, С.В. Две версии начала Руси. Норманизм и антинорманизм / С.В. Федорчук // URL: http://www.websib.ru/~gardarika/lec/lec2-2.html (дата обращения: 4.02.2013)

Методические советы

По вопросу о причинах возникновения государства у восточных славян в исторической науке существует несколько теорий. Наиболее известные из них – норманская и антинорманская. Расскажите об этих теориях по предложенному ниже плану и составьте в конспекте сравнительную таблицу:

1) основоположники (XVIII в.) и известные сторонники теории (XIX–XX вв.);

2) главная идея и объяснение названия теории;

3) основные доказательства;

4) сильные и слабые стороны теории.

При подготовке используйте учебник А.Г. Кузьмина или лекцию С.В. Федорчука. Подробнейший разбор аргументации современных сторонников «норманизма» и «антинорманизма» можно почерпнуть из заметки Л.С. Клейна.

Рассмотрите другие теории возникновения государства у восточных славян (выберите одну из предложенных ниже теорий):

ü «городовая теория» В.О.Ключевского;

ü концепция С.А. Нефедова.

Прочитайте материал выбранного автора и составьте конспект, в котором укажите: 1) основные идеи, 2) аргументы, 3) к какой из теорий (норманской или антинорманской) близка данная концепция.

Литература ко второму вопросу

1. Жих, М. О хронологии христианизации прикарпатских славян / М. Жих // Русин. – 2009. – № 3 (17). – С. 25–26. URL: http://www.rusyn.md/journals /20.pdf (дата обращения: 4.02.2013)

2. Климов, Е.В. К вопросу о продолжительности и периодизации христианизации Древней Руси / Е.В. Климов // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «История». – 2009. – № 16. – С. 117–122. URL: http://www.lib.csu.ru/vch/154/vcsu09_16.pdf (дата обращения: 4.02.2013)

3. Кузьмин, А.Г. История России с древнейших времён до 1618 г.: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. / А.Г. Кузьмин. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. – С. 170–200.

URL: http://www.alleng.ru/d/hist/hist266.htm (дата обращения: 4.02.2013)

4. Лушников, А.А. «Верховное божество» в язычестве восточных славян и кризис этой религии в IX–X вв. / А.А. Лушников // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2011. – № 23. – С. 509–512. URL: http://cyberleninka.ru/article/c/istoriya-istoricheskie-nauki (дата обращения: 20.02.2013)

5. Петрухин, В.Я. О начальных этапах христианизации Руси. Данные археологии / В.Я. Петрухин // Восточная Европа в древности и средневековье. Язычество, христианство, церковь. – М.: ИРИ РАН, 1995. – С. 63. URL: http://files.history.spbu.ru (дата обращения: 4.03.2013)

6. Свердлов, М.Б. Распространение христианства на Руси IX–XI вв.: многообразие тенденций / М.Б. Свердлов // Восточная Европа в древности и средневековье. Язычество, христианство, церковь. Тезисы докладов. – М.: ИРИ РАН, 1995. – С. 74–77. URL: http://files.history.spbu.ru (дата обращения: 4.02.2013)

7. Фроянов, И.Я. Начало христианства на Руси / И.Я. Фроянов. – Ижевск: Удмуртский университет, 2003. – Глава 1-2. URL: http://froyanov.csu.ru/bibl/ Kurbatov_Frolov_Froyanov_1988 (дата обращения: 4.02.2013)

Методические советы

Охарактеризуйте религиозные верования восточных славян в эпоху возникновения у них государства (IX–X вв.). Для какого уровня развития общества характерно язычество? Прослеживаются ли в язычестве восточных славян тенденции к становлению «единобожия» и с чем это было связано?

Какова идея монотеизма, и для какого типа общества характерны такие религиозные представления? Назовите причины христианизации Руси. Какие социальные слои были заинтересованы в принятии христианства и почему?

Какое время охватывает собой процесс христианизации Древней Руси? Выделите этапы христианизации (временные рамки, характер христианизации на данном этапе – кто и какими методами проводил, какие слои общества охватила). При этом учтите, что христианство было известно восточным славянам с IX в., целенаправленно стало утверждаться у них с конца X в., а привычным для широких слоёв населения стало только с XIII в.

Какое влияние оказала новая религия на жизнь восточных славян (социальную, политическую, культурную и др.)? Что такое «двоеверие», почему возник этот феномен и в чём он выражался (приведите 1-2 примера)?

Литература к третьему вопросу

1. История России с древнейших времен до 1861 года / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров. – 3-е изд., перераб. – М.: Высшая школа, 2004. – С. 50–55. URL: http://www.alleng.ru/d/hist/hist004.htm (дата обращения: 4.02.2013)

2. История России с древнейших времен до конца XVII века / Л.Н. Вдовина, Н.В. Козлова, Б.Н. Флоря; под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2010. – С. 143–161. URL: http://www.alleng.ru/d/hist/hist310.htm (дата обращения: 4.02.2013)

3. Поляков, А.Н. Древнерусская цивилизация: основные черты социального строя / А.Н. Поляков // Вопросы истории. – 2006. – № 9. – С. 67–84.

4. Социально-экономическое развитие Киевской Руси IX – начала XIII вв. // http://www.websib.ru/~gardarika/lec/lec4-2.html

5. Тимошина, Т.М. Экономическая история России / Т.М. Тимошина. – 15-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ, 2009. – С. 15–22. URL: http://www. alleng.ru/d/econ/econ297.htm (дата обращения: 4.02.2013)

Методические советы

Рассмотрите общество Древней Руси. Назовите основные социальные прослойки и группы древнерусского общества X–XII вв., поясните их место (удельный вес, социальные функции, права) в обществе. Какие факторы (обстоятельства) определяли положение человека в обществе X–XII вв.? Каково было значение общины и семьи в древнерусском обществе?

Составьте схему общественного строя Древней Руси, обозначив в ней основные категории населения согласно объёму их личных и имущественных прав, по признаку наличия у них свободы, имущества и политической власти.

Охарактеризуйте уровень экономического развития Древней Руси. Какое значение имело сельское хозяйство, на каком уровне развития оно находилось? Каков был уровень развития ремесленного производства в Древней Руси? Назовите наиболее распространенные в ту эпоху виды ремесел. Какое значение в жизни древнерусского государства и общества играла торговля?

Основные даты

862 г. – призвание новгородцами на княжение Рюрика (по летописям)

882 г. – объединение Киева и Новгорода под властью Олега (по летописям)

945 г.– административная реформа княгини Ольги

988–990 гг. – принятие христианства на Руси

1019–1054 гг. – княжение Ярослава Мудрого в Киеве

1037 г.– учреждение на Руси митрополии.

Основные понятия

Бояре –высшеесословие в Русском государстве IX–XVII вв. Произошли от родоплеменной знати, старших дружинников, крупных землевладельцев Древней Руси. Участвовали в управлении государством как в высших органах власти, так и на местах. Первоначально звание боярин было жалованное, позднее стало наследственным. Влияние боярства падает с отменой местничества в 1682 г. В начале XVIII в. Петр I отменил боярское звание. На бытовом уровне «боярин» трансформировалось в понятие «барин».

Вотчина – вид феодальной земельной собственности, родовое наследственное земельное владение. Вотчина возникла в X–XI вв., а в XIII–XV вв. стала основной формой крупного землевладения. Состояла из господского хозяйства и крестьянского держания, где собственник имел административную и судебную власть над населением вотчины. С конца XV в. противостояла поместью, с которым сблизилась в XVI–XVII вв. В начале XVIII в. слилась с поместьем в один вид – имение, которым владеют дворяне.

Дружина – социальная группа, близкая к князю и служившая опорой его власти. Начало формирования дружины приходится на VI–VII вв., она складывалась из представителей родоплеменной знати и незнатных людей, отличавшихся в военном деле. Впоследствии родовая знать теряет свои позиции в дружине и она частично превращается в аппарат княжеской власти. Дружина делилась на старшую (знатные и близкие к князю – на юге «бояре», на севере «огнищане») и молодшую (на юге «отроки», на севере «гриди»).

Монотеизм(греч.– единобожие) – религиозные верования, основанные на представлении о едином Боге (иудаизм, христианство, ислам, буддизм).

Община – объединение людей, основанное на общей собственности на землю (при наличии личного хозяйства), совместном труде и самоуправлении. Первоначально община была родовой, а затем соседской (территориальной). В России община (вервь, мир) представляла объединение нескольких крестьянских хозяйств (деревню), которые совместно вели хозяйство, выполняли повинности в пользу государства (платили налоги, поставляли рекрутов, выполняли всевозможные работы).

Рядовичи– прослойка зависимого населения в Древней Руси; люди, попавшие в экономическую кабалу, оформленную особым договором – «рядом», – и работающие на хозяина на основании этого договора.

Русская Правда – первый письменный свод законов у восточных славян, действовал с XI по XV век и состоял из трех частей: Древнейшей правды (1016 г.), Правды Ярославичей (1072 г.), Устава Владимира Мономаха (1113 г.).

Холопы – зависимое население в Древней Руси, по правовому положению близкое к рабам. Холопы были лично зависимы от господина, не имели собственного хозяйства, их можно было продавать и покупать.

Язычество – верования, возникшие на стадии родовых отношений; для него характерны одушевление окружающего мира, поклонение силам природы и предкам. Язычество нельзя сводить к многобожию (политеизму), поскольку при нем обычно отсутствует пантеон (иерархия) духов и богов.

Наши рекомендации