Понятие конституционного строя и гражданское общество
Принятие государством Конституции само по себе означает, что оно берет на себя обязанность следовать конституционным порядкам. Однако в понятие «конституционный строй» включается не только формальное соблюдение Конституции, но государством надежно охраняются права и свободы человека и гражданина, а само государство подчиняется праву.
Конституционный строй не сводится к факту существования Конституции, а становится реальным, если основной закон, т.е. Конституция, соблюдается и если она демократична. Для того чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обеспечено определенными гарантиями. Они в своей совокупности обеспечивают такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.
Таким образом, конституционный строй — это форма или способ организации государства, обеспечивающие подчинение его праву и характеризующие его как конституционное государство. Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества.
Гражданское общество представляет собой систему самостоятельных и независимых от государства общественных инструментов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению.
Гражданское общество охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, политических отношений. Такое общество отождествляется в целом со сферой частных интересов и потребностей. Именно в его рамках реализуется большая часть прав и
Понятие «гражданское общество» возникло еще в Древней Греции и вплоть до XVIII в. использовалось как синоним понятия «государство.
Постепенно различие между гражданским обществом и государством становится важным аргументом в борьбе за социальное равенство, гражданские свободы и конституционное государство, получившие освещение в программе «Декларации прав человека и гражданина».
Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества принадлежит Гегелю, который пришел к выводу, что гражданское общество – особая стадия в диалектическом движении от семьи к государству в процессе сложного периода исторической трансформации от средневековья к новому времени.
Социальная жизнь, по Гегелю, включает рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты, в задачу которых входят обеспечение жизнедеятельности общества и реализация гражданского права. Гражданское общество составляет комплекс частных лиц, классов, групп и институтов, их взаимодействие регулируется гражданским правом, и они прямо не зависят от самого политического государства.
В годы советской власти в нашей стране понятие «гражданское общество» не использовалось. Это было обусловлено прежде всего тем, что освобождение человечества связывалось с уничтожением классовых различий и последующей ликвидацией различия между гражданским обществом и государством путем отмирания государства и, соответственно, права. Кроме того, в процессе строительства социализма государство, рассматривавшееся как выразитель и гарант всеобщего интереса, практически полностью подчинило и поглотило все общество до самых мельчайших вопросов.
Ранее предполагалось, что Конституция должна устанавливать такие пределы государственной власти, которые вообще исключили бы возможность ее вмешательства в сферу гражданского общества. Но в наше время, по мере усложнения общественных отношений, процесс саморегулирования в рамках гражданского общества настолько усложнился, что вмешательство государства в данную сферу облегчает это саморегулирование. Задача Конституции всякого конституционного государства сегодня состоит в том, чтобы установить пределы государственного вмешательства в сферу общественного саморегулирования для того, чтобы это вмешательство не смогло нанести вред институтам и механизмам саморегулирования.
Именно в результате подобного ограничения государственной власти правом современное конституционное государство функционирует таким образом, что оно постоянно стремится к усилению своего вмешательства в дела гражданского общества. Дойдя до определенной степени такого вмешательства, которую фиксируют механизмы саморегулирования этого общества, оно активизирует свои правовые начала, сдерживающие данное вмешательство тем сильнее, чем дальше государственное регулирование.
Таким образом, в демократическом конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государством, и как саморегулирующая система, а конституционное государство — как управляющая система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей.
4.3.Принципы конституционного строя
Правовые нормы Конституции Российской Федерации закрепляют основные устои российской Конституции. В качестве устоев выступают основы конституционного строя. Под основами конституционного строя Российской Федерации понимают главные устои государства, его основные принципы, призванные обеспечить Российской Федерации характер конституционного строя.
В Конституции Российской Федерации содержится отдельная глава (1), посвященная основам конституционного строя Российской Федерации. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, в признании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Его основу составляет признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью. Такой основой представляется и социальное рыночное хозяйство.
Среди основ конституционного строя имеются также федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления.
Каждый конституционный принцип существует не сам по себе, а все в совокупности конституируют государство. Эти принципы могут дополнять и корректировать друг друга.
Являясь основами российской государственности, все они могут быть изменены только в особом порядке (ст. 16 Конституции РФ).
Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ регулирует наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации».
Конституционная форма закрепления основ конституционного строя подчеркивает их юридическую значимость, обязательность для всех субъектов правоотношений. Благодаря конституционному закреплению в систему гарантий основ конституционного строя входят материальные, политические, социальные и правовые гарантии.
Закрепление тех или иных основ как формы организации государства в той или иной мере осуществлялось всеми российскими конституциями. Конституция РСФСР 1918 г. содержала нормы, касающиеся основных устоев государственного строя РСФСР и получившие выражение в принципе полновластия трудящихся, единовластия и полновластия представительных органов трудящихся — Советов.
Принятие Конституции РСФСР 1918 г. положило начало практике конституционного закрепления основных принципов российского государственного строя. Изменения в Конституции 1925 г. связаны с образованием СССР и соответствующими социально-политическими изменениями.
Конституция РСФСР 1937 г. определила круг конституционных норм, закрепляющих основные устои государственного строя (гл. 1 «Общественное устройство»). Тем самым был создан новый конституционно-правовой институт, регулирующий общественные отношения. Конституция 1937 г. ввела новые понятия «политическая основали «экономическая основа». Политическую основу РСФСР составляли Советы депутатов трудящихся (ст. 2), а экономическую основу — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства (ст. 4). На этих принципах базировался российский государственный строй в тот период.
Конституция РСФСР 1978 г. усовершенствовала и расширила правовое закрепление государственного строя. Вместо названия «Общественное устройство» было введено наименование «Основы общественного строя и политики РСФСР». Тем самым Конституция более точно определила целевое назначение норм этого института. Закрепив как основы общественного строя, так и основы политики РСФСР, Конституция выразила динамику развития общественного строя.
Последующие изменения и дополнения, внесенные в Конституцию 1978 г. от 21 апреля 1992 г., ввели ряд новшеств в содержание конституционно-правового института, не изменив его структуру.
Суть этих новшеств заключается в том, что вместо формально провозглашенных советских конституционных принципов были сформулированы важнейшие конституционные принципы, призванные на деле обеспечить конституционный характер государства. Указанные изменения лишь частично сумели решить эту задачу. В полной мере она решена действующей Конституцией РФ 1993 г. Однако закрепление в новой Конституции основ конституционного строя отнюдь не означает, что тем самым автоматически обеспечивается конституционный характер Российского государства.