Отношение пожарных к нормам профессиональной нравственности
Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним – общественное мнение. «Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех»,- утверждал Цицерон.
Для выявления специфики, сущности совести полезно, на наш взгляд, сопоставить сознание совести и сознание долга, выявить их отличия. Совесть, как и долг, включает в себя определенные чувства и представления (знание). Само слово "совесть" означает — "соведать", от старославянского — ведать (знать). Но если в сознании долга доминирует рациональный компонент (знание своих обязанностей), то в сознании совести доминирует чувство совести. В сознании долга все-таки на первый план выходит ответственность перед обществом (хотя, конечно, можно говорить и о долге перед самим собой), а в совести доминирует ответственность перед самим собой, реальное "я" оценивается идеальным "я", тем самым, каким индивид хотел бы видеть самого себя. Совесть требует от человека следовать добру и сопротивляться злу, долг повелевает ему быть честным, выполнять свои обязанности, сохранять свою честь и достоинство.
Совесть - один из наиболее древних и интимно-личных регуляторов поведения человека. Она характеризует способность личности осуществить нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
Совесть - одно из выражений нравственного самосознания и самочувствия личности. Вместе с чувством долга, чести, достоинства она позволяет человеку осознать свою нравственную ответственность перед самим собой как субъектом морального выбора и перед другими людьми, обществом в целом.
Разнообразие ситуаций, в которых оказывается человек, не позволяет предусмотреть алгоритм действий в каждом конкретном случае, дать готовый рецепт морального выбора для каждой ситуации. Совесть во всех этих случаях выступает как моральный регулятор. Она - нравственный страх поведения личности. Совесть заставляет человека быть морально последовательным. Она - нравственный самосуд, которому человек подчиняет свой внутренний мир.
Совесть представляет собой своеобразный сплав рационального осознания и чувственного переживания в психике человека. Она проявляется, во-первых, в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, а, во-вторых, в форме эмоциональных переживаний, например, в чувстве угрызений совести или в положительных эмоциях "спокойной, чистой совести".
Совесть - это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. В понятии "долг" выражено превращение требований нравственности, в равной мере относящихся ко всем людям, в личную задачу каждого конкретного лица. Например, требование тушения пожаров конкретизируется применительно к сотруднику ГПС в понятии " долг пожарного". Долг - это отношение личности к обществу. Личность выступает здесь как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом.
Категория "долг" тесно связана с понятием "ответственность". Если долг человека состоит в том, чтобы осознать, применить к конкретному положению и практически осуществить моральные требования, то вопрос о том, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в ее невыполнении, - это вопрос о личной ответственности. Другими словами, ответственность заключает в себе соответствие моральной деятельности личности ее долгу, соответствие между действительными делами человека и его возможностями.
Пожарный – это не просто профессия, это особое состояние души. Такая душа никогда не черствеет, она не замыкается в себе; она всегда открыта и всегда готова к подвигу.
Настоящий пожарный не знает, что такое усталость, не знает слов «не могу». В любое время суток, в любую погоду, в любом состоянии и настроении он готов идти в огонь и в воду. Иногда горящие здания приходится тушить сутками. У пожарных есть такое понятие, как боевой расчет, – это команда, выезжающая на пожар. Название очень точное.
Спасти и помочь. Такая цель стоит перед пожарными России каждый день. Экстремальная ситуация для них – ситуация штатная, обычный будний день. Человеческое горе – это то, что они видят перед собой постоянно.
Пожарные соблюдают КОДЕКС ЧЕСТИ сотрудника системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, где приведены нравственные нормы и этические принципы, среди которых следует выделить следующие:
– быть требовательным к себе, принципиальным, правдивым, беспристрастным в решениях; не допускать, чтобы на них влияли какие-либо предубеждения, враждебные или дружеские взаимоотношения, национальность и вероисповедование
– быть постоянно готовым прийти на помощь, никогда не использовать беспомощность пострадавших в корыстных целях, не принимать подношений за исполнение служебных обязанностей, не допускать злоупотреблений служебным положением, фактов коррупции, всемерно препятствовать таким явлениям и бороться с ними, как подрывающими авторитет МЧС России в глазах общественности;
– быть мужественным и смелым, не останавливаться перед лицом опасности в обстановке, требующей спасения жизни людей; трусость и малодушие – качества, неприемлемые для сотрудника системы МЧС России.
3. Как Вы понимаете слова Л. Толстого? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.
Высказывание Л.Н. Толстого созвучно высказыванию Томаса Харди: «Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе». Человек с развитой совестью, нормы нравственности для которого становятся идеалами, увеличивает количества добра в мире, добрые поступки отзываются в сердцах других людей. На добрых людях и держится мир, добро всегда бескорыстно, здесь можно руководствоваться только верой, что ТАК нужно поступать, что иначе нельзя. Вера не требует доказательств, она проистекает из внутренней способности разграничивать добро и зло.
Смысл жизни творящего благо для других не уничтожается, потому что происходит саморазвитие самого человека, он достигает высокого уровня духовного развития, человек преобразует мир вокруг себя, вносит гармонию в жизнь других. Здесь уместно вспомнить притчу Иисуса Христа о сеятеле: «Вот вышел сеятель сеять. Когда он сеял, то иное семя упало при дороге и было потоптано, и птицы поклевали его. Иное же семя упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело корня и влаги. Иное упало в терние (дикая, сорная трава), и терние заглушило его. Иное же упало в хорошую добрую землю, оно выросло и принесло обильный плод». Семя – это слово Божие. Сеятель – тот, кто сеет слово Божие. Земля – сердце человеческое. Людей с добрым сердцем означает хорошая, плодородная земля. Они стараются исполнять все, чему учит слво Божие. Они удостаиваются Царства Небесного за добрые дела, то есть плоды своей деятельности.
Для Толстого вера, которая придаёт жизни неуничтожимый смысл, - это именно вера в Бога. Таким образом, речь идёт о таких категориях этики, как добро и зло. Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения.
Следует подчеркнуть, что добродетельный человек не только признает положительные нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в соответствии с ними (добродеять – делать добро).
Высказывание Льва Николаевича подтверждают примеры из профессионального опыта сотрудников пожарной службы. Недаром в КОДЕКСЕ ЧЕСТИ сотрудника системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий говорится, что общие усилия и результаты работы системы МЧС России могут быть ослаблены или сведены на нет бездействием, аморальным поступком даже одного нерадивого сотрудника. Например, сотрудник ГПС за взятку скрывает нарушение правил пожарной безопасности, что естественно увеличивает риск возникновения серьёзного возгорания и ставит под угрозу жизни людей. А вот когда пожарные спасают всех жильцов горящего дома, рискуя собственными жизнями, то они таким образом, можно сказать, спасают и собственную душу. Ведь готовность отдать свою жизнь за другого – это высшее проявление любви к людям.
Вариант 11.
.
3.Как Вы понимаете слова из Талмуда? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Плати добром за зло.
1.Нравственная культура: понятие и структура.
План: