Процесс и динамика конфликта
В общем виде под конфликтом принято понимать сложное многоуровневое явление, базовым элементом которого служит возникшее противоречие. Чаще всего лежащие в основе этого явления противоречия трудноразрешимы и связаны с острыми эмоциональными переживаниями. В зарубежной психологии существует традиция рассматривать конфликт как взаимоисключающие, несовместимые Деятельности, цели, как несоответствие когнитивных структур.
Встречается и в отечественной психологии определение конфликта с позиции системного подхода. К примеру, под конфликтом понимается взаимодействие сложных систем с несовпадающими
целями или представлениями об этих целях. При этом считается, что субъекты конфликта, вступившие во взаимодействие, характеризуются определенными структурами целей, свойств, действий, а также определенным состоянием. Различают три вида структур: необходимую структуру, реальную структуру и индивидуальное представление субъекта конфликта о структурах, характерных для других субъектов конфликта. Таким образом, сущность такого процесса, как конфликт, определяется противоречиями между этими структурами у взаимодействующих субъектов.
Базовым моментом в понимании сущности конфликта является специфически эмоционально окрашенное отражение субъектом некоторого противоречия. Сами по себе противоречия, не будучи осознанными или не вызывающие переживаний, не являются источниками конфликта. Однако и наличие подобного отражения, не сопровождающееся тем, что принято называть конфликтным поведением, также не рассматривается как конфликт. Понятие «конфликт» предполагает наличие элемента противодействия, возникающего на фоне негативных человеческих эмоций.
Таким образом, структура конфликта, базовый, ключевой его элемент — это противоречие, которое возникает при попытке исчерпать, нейтрализовать конфликт.
Понятно, что динамика конфликта может изучаться и характеризоваться в зависимости от специфики его структурных составляющих: можно рассматривать конфликт с точки зрения специфики лежащих в его основе противоречий, особенностей их отражения, способов реализации противодействий.
Если рассматривать конфликт с позиции психологии управления, то в итоге получается очень широкий спектр специфических сочетаний перечисленных элементов. Так, противоречия могут характеризоваться в зависимости от вовлеченных в противодействие по их поводу субъектов. В этом случае будут выделяться межличностные, межгрупповые, внутриличностные противоречия. Содержание противоречий при этом определяется многообразием организационных факторов, а также качеством взаимодействующих субъектов.
Существенным моментом будет также и то, что субъекты, вовлеченные в конфликт, являются носителями множества ролей, а в случае коллективного субъекта — реализуют множество функций. Вследствие этого у взаимодействующих субъектов в отношении друг друга имеются разнообразные системы ролевых ожиданий. Все это существенно отражается на динамике конфликта. Так, противоречия, переживаемые в рамках одной системы отношений и взаимодействий, «обогащаются» дополнительными элементами за счет их отображения субъектом в структуре многообразия его собственных ролей и ожиданий. Противодействие между участниками организационного конфликта может реализоваться в рамках всех подсистем поведения, с применением соответствующих им приемов и средств.
При этом нет однозначной связи между природой используемых в противодействии средств достижения цели и природой противоречия.
В организационных конфликтах часто наблюдается «смешение жанров», когда межличностные противоречия, содержательно не отражающие организационные факторы, разрешаются административным способом, т.е. средствами институциональной подсистемы. Весомой характеристикой деловых конфликтов является их обрастание эмоциональными компонентами, т.е. антипатией, настороженностью, агрессивностью, непониманием, что приводит к постепенному его перерождению в межличностный конфликт. Данный акт затрудняет управление конфликтами в организационной сфере.