Общая характеристика форм государственного устройства

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, соотношение целого и его частей.

Выделяют унитарные и федеративные государства.

Унитарное государство характеризуются тем, что административно-территориальные части, на которые оно делятся, не обладают признаками государственности и суверенитета (большинство унитарных государств), либо вообще не имеет деления (Сингапур, Мальта). В таких государствах единая структура государственного аппарата (один уровень государственной власти). Соответственно, на всей территории государства единое законодательство, единые налоги, единое гражданство.

Существуют централизованные и децентрализованные унитарные государства. Централизованные – это такие государства, в которых органы местного управления формируются центральными органами государственной власти (Туркменистан, Монголия). В децентрализованных – органы местного управления выбираются жителями соответствующей территории (Италия, Швеция, Великобритания).

Так же выделяют симметричные и ассиметричные унитарные государства. Если административно-территориальные части государства имеют одинаковый статус – то это симметричные государства (Польша, Словакия). Если на территории государства существуют автономные образования – то это ассиметричные государства (Испания, Дания, Китай). Как правило, права автономий шире, чем у остальных административно-территориальных единиц.

Федеративные государства – это союзные, сложные государства, состоящие из нескольких субъектов. Признаками федерации являются:

1. Территория состоит из отдельных, относительно самостоятельных частей – субъектов федерации, которые обладают ограниченным суверенитетом.

2. В государстве существует два уровня государственного управления – федеральная власть и государственная власть субъектов федерации.

3. Соответственно два уровня законодательства: федеральное и законодательство субъектов федерации.

4. Наличие федеральных налогов и налогов субъектов федерации.

5. Союзный, как правило, двухпалатный парламент.

Конституции федеративных государств для своих субъектов не предусматривают права на сецессию (односторонний выход из состава федерации).

Бывают территориальные, национальные и национально-территориальные федерации.

Территориальные федерации образованы по территориальному (географическому, экономическому и пр.) принципу (США, Бразилия). Национальные – субъекты образованы по национальному принципу (Бельгия, Индия, бывшая Югославия). Национально-территориальные федерации (смешанные) – субъекты образованы как по национальному, так и по территориальному принципу (Российская Федерация).

Так же выделяют конституционные федерации – образованные в результате децентрализации унитарного государства (Индия), договорные федерации – образованные в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США) и смешанные (Российская Федерация).

Иногда в литературе выделяют третью форму территориального устройства государства – конфедерацию. Однако, такое суждение неверно. Конфедерация – это союз государств, имеющий, как правило, временный характер для достижения каких-либо целей. Конфедерация имеет следующие признаки:

1. Части конфедерации являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти.

2. Каждая часть конфедерации имеет собственную систему органов власти и вооруженные силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы.

3. Каждая часть конфедерации имеет собственную систему законодательства, а решение единого конфедеративного органа, как правило, требует утверждения каждым государством-членом.

4. Каждое государство-член имеет право выхода из конфедерации.

Конфедерации крайне неустойчивы и стремятся либо распасться на независимые государства (Объединенная арабская республика, распавшаяся на Сирию и Египет; Сенегамбия, распавшаяся на Сенегал и Гамбию), либо превратиться в федерацию (Конфедеративные Штаты Америки, Швейцария). Современная Швейцария формально конфедерация, хотя фактически это федеративное государство с середины прошлого века.

Наши рекомендации