Особенности составления вторичных научных текстов
Вторичные научные текстысоздаются на основе анализа первичных текстов. К ним относятся реферат, конспект, аннотация, рецензия, тезисы.
Реферат(от лат. referre – докладывать, сообщать) – краткое, композиционно организованное изложение научной работы (монографии, научной статьи и т. д.).
К основным видам реферата относятся информативный и индикативныйрефераты.
Информативный рефератсодержит в обобщенном виде все основные положения первичного документа.
Индикативный рефератсодержит лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой рецензируемого документа; все второстепенное для данной темы опускается.
Реферат может составляться как по одному, так и по нескольким источникам. В этой связи разграничиваются монографический реферат, составленный по одному документу,и обзорный реферат, составленный по нескольким документам на одну тему.
Различают также репродуктивные и продуктивные рефераты. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предполагают критическое или творческое осмысление литературы.
К репродуктивным рефератам относятся реферат-конспект и реферат-резюме.
Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения.
Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.
Основными видами продуктивных рефератов являются реферат-обзор и реферат-доклад.
Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.
Реферат-доклад дает анализ информации, приведенной в первоисточниках, и объективную оценку состояния проблемы.
В структуререферата выделяются следующие части:
1) вводная (заголовочная) часть, в которой присутствуют следующие элементы: фамилия и инициалы автора (авторов), название работы, выходные данные (год, место издания, название, номер журнала, количество страниц);
2) собственно реферативная часть, состоящая из вступления, основной части и заключительной части. В каждом из разделов собственно реферативной части используются стандартные языковые выражения (клише).
Клише (от франц. cliché) – речевой стереотип, готовый оборот, используемый в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта.
Вступление включает формулировку темы (проблемы) первичного текста, которая, как правило, отражена в названии книги, статьи. Начало собственно реферативной части должно быть обобщающим и одновременно содержащим указания на новую информацию.
Клише, используемые во вступлении:
Работа (книга, монография, статья) состоит из предисловия и пяти глав, из введения и четырех разделов, из введения, трех глав и заключения и т. п.
При написании основной части происходит компрессия научной информации, направленная на то, чтобы выявить или выбрать из содержания первичного документа наиболее существенную, новую информацию и представить ее в новой краткой форме в соответствии с поставленной целью.
Клише, используемые в основной части:
В первой, второй, третьей, данной (главе, разделе, части) исследуется, излагается, анализируется, рассматривается, обосновывается, обобщается, освещается, раскрывается.
В работе (монографии, книге, статье) говорится (о чем), речь идет (о чем), приводятся сведения (о чем), подвергается критике (что).
Автор рассматривает (что), отмечает (что), обращает внимание (на что), останавливается (на чем), выделяет (что), дает характеристику (чему), предлагает (что), решает (что), анализирует (что), излагает (что), затрагивает вопрос (о чем).
По мнению автора…
По определению автора…
Заключительная часть содержит выводы автора.
Клише, используемые в заключительной части:
В заключение автор говорит (о чем), пишет (о чем), приходит к (такому) выводу…
В заключение разбирается (что).
В итоге рассматривается вывод…
Исследуя (что), автор пишет…
Конспект– письменная фиксация содержания книги, статьи, лекции, предназначенная для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.
Конспектирование, как правило, осуществляется следующими способами:
1) посредством полного или частичного цитирования основных положений текста;
2) посредством передачи основных мыслей текста «своими словами»;
3) путем сочетания первого и второго способов.
В процессе написания конспекта используются следующие вилы работы:
1) анализ содержания каждого фрагмента текста;
2) выделение в абзацах необходимой с точки зрения поставленной проблемы информации;
3) запись всей важной для последующего восстановления информации.
Аннотация(от лат. annotation – примечание, пометка) – краткая характеристика содержания произведения печати (монографии, статьи и т. п.) или рукописи, информирующая о содержании первичного текста.
Рецензия(от лат. recensio – осмотр, обследование) – официальный письменный отзыв, содержащий анализ и оценку какого-либо научного сочинения.
Тезисы(от греч. thesis – положение, утверждение) – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения.