Критерии социального рыночного хозяйства в современной России 1 страница
Методы государственного регулирования рыночной экономики.
Прямые:
· принятие законодательных актов.
· регулирование государственной собственности.
· управление предприятиями государственной формы собственности.
· регулирование государственного заказа.
· выдача кредитов и субсидий.
· проведение лицензирования и квотирования. (Квота - норма производства)
· проведение мероприятий по охране окружающей среды.
Косвенные:
· экономическое регулирование через государственный бюджет, налоговую систему, тарифно-ценовую политику, амортизационную политику.
· прогнозирование, проведение денежной политики, инфляционный.
· социальная составляющая экономической политики (социальная политика, обеспечение занятости, стимулирование труда и др.)
· политика регулирования доходов (контроль за динамикой цен, заработной платы, налоги и др.)
· внешне-экономическая политика (валютная, таможенное регулирование налоги, лицензии, квоты).
Таким образом, мы определили методы вмешательства государства в экономику страны, во все секторы экономики.
Функции управления экономикой и обществом, реализуемые на уровне государства ориентированного на решение социальных проблем населения.
А) структурная политика - формирование и поддержание наиболее эффективных пропорций национальной экономики при учёте объективных факторов, с помощью административных методов и через экономические рыночные рычаги и механизмы.
Б) перераспределение доходов социальным государством
В) воспроизводство населения, поддержание минимального уровня занятости и функционирования рынка труда, регулирование процесса подготовки рабочей силы, рабочих мест, трудовых ресурсов.
Г) практическая реализация региональной, экономической и социальной политики, выработка эффективного механизма и технологий взаимодействий центра и регионов.
12.Критерии эффективности социально рыночного характера.
Социальное рыночное хозяйство - это хозяйство базирующееся на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности. Оно обеспечивает стремление к рационализации капиталовложения, готовность к расширению потребления. Социальный смысл рыночного хозяйства заключается в том, чтобы любой успех экономики служил лучшему удовлетворению нужд и потребностей общества.
Социальное рыночное хозяйство как концепция политики государства нацелена на свободное, экономически эффективное, прочное, социальное и справедливое устройство экономики и общества.
В чем состоит социальный аспект рыночного хозяйства.
Он состоит:
1.в полной ответственности каждого человека за семью, коллектив и общество;
2.в равенстве интересов, обеспечиваемом государством, в том числе за счет бесплатного образования в школах, средних, высших и специальных учебных заведениях;
3.в многочисленных правах населения в управлении различными органами самоуправления;
4.в наличии многочисленных защищенных прав в случае аварии на производстве и в наличии трудового законодательства;
5.в выполнении государством социальных функций посредством обеспечения деятельности механизма перераспределения доходов в рамках пенсионного страхования, страхования по болезни, а также существует множество мер в пользу наименее обеспеченных людей и людей попавших в беду.
Рыночное хозяйство имеет социальный эффект постольку, поскольку оно за счет своей эффективности само по себе создает необходимые предпосылки для максимально возможного уровня общего благосостояния.
Эффективность рыночного хозяйства повышается, если государство проводит политику его регулирования (см. задачи государства при регулировании соц-эконом процессов)
Критерии социального рыночного хозяйства в современной России
Важнейший критерий соц.-рын. хоз-ва, сочетающего рыночные и социальные принципы, - установление эффективного хозяйственного порядка. при котором на основе роста производительности труда снижаются цены, повышается з/плата. Благодаря конкуренции как наиболее эффективному способу достижения и обеспечения благосостояния, можно достичь социализации прогресса и прибыли. Другим критерием выступает оптимальное сочетание рыночной экономики и планового хозяйства. Некоторые немецкие авторы определяют соц.-рын. хоз-во как современную форму экономич. организации рын. типа с налаженным механизмом гос. регулирования, соответствующей институциональной структурой и системой социальной защиты населения.
13.Основные тенденции развития российской экономики в 2000-е годы.
Социально-экономическое развитие России в 2000-е годы
Социально-экономическое развитие регионов России зависит от следующих базовых факторов:
- наличие природных ресурсов;
- географическое положение;
- плотность населения;
- развитие инфраструктуры;
- стоимость человеческого капитала;
- предпринимательский климат.
Если наличие природных ресурсов и географическое положение являются объективными факторами, то остальные факторы зависят от эффективности деятельности государства, предпринимателей и экономически активного населения.
Особенность современного этапа развития регионов – приоритетная зависимость от объективных факторов, создающих преимущества России в наличии природных ресурсов перед всеми странами мира, и неэффективное воздействие на субъективные факторы, которое привело к высокой плотности населения в нескольких мегаполисах и низкой плотности в большинстве регионов страны, недоразвитости инфраструктуры, низкой стоимости человеческого капитала и неблагоприятному предпринимательскому климату.
Прогнозы развития на ближайшие 7 лет должны учитывать сложившееся состояние базовых факторов, неравномерность развития регионов и зависимость региональной политики от федеральной социально-экономической политики.
После локальных кризисов 90-х годов в 2000-е годы наблюдался бурный экономический рост экономики, основывающийся на объективных базовых факторах. Поэтому устойчиво развивались регионы, богатые на наиболее востребованные в мире природные ресурсы (нефть, газ, металл), и мегаполисы, обладающие преимуществом в состоянии субъективных базовых факторов.
Развитию Москвы содействовал столичный статус и развитая инфраструктура, благодаря чему в Москве регистрировались крупнейшие компании и отчисляли огромные суммы налогов в бюджет города. Концентрация финансовых ресурсов в столице позволила поднять уровень заработной платы выше уровня в других регионах страны и создавать большое количество новых рабочих мест. Это повлияло на приток в Москву огромного количества рабочей силы из других регионов России и других стран.
Преимущественному развитию Санкт-Петербурга содействовали развитая инфраструктура и прорубленное Петром I окно в Европу, которое в период возрастающего объема торговли со странами ЕС стало приоритетным фактором развития города. Санкт-Петербург вслед за Москвой, поглощающей до 60% миграции рабочей силы, стал вторым центром притяжения рабочей силы, поглощая еще до 20% миграционного потока.
Рост цен на природное сырье привел к бурному развитию еще десятка регионов России, ориентированных на добычу, переработку и экспорт природного сырья. К ним относятся Тюменская, Сахалинская, Свердловская и Самарская области, Красноярский и Пермский край, Ненецкий АО, республики Татарстан и Башкортостан. К ним присоединился Краснодарский край, ставший наиболее развитым индустриально-аграрным регионом, благодаря преимуществам в географическом положении, климатических условиях, земельных сельскохозяйственных ресурсах, высокой плотности населения, развитости инфраструктуры, качестве человеческого капитала.
Примерно 70% регионов РФ занимают положение со средним уровнем развития, в этих регионах наибольшего уровня развития достигли центры регионов, население которых составляет порядка 1 млн. чел.
За исключением десятка высокоразвитых центров и 70% регионов со средним уровнем развития, остальные регионы относятся к слаборазвитым, развитие которых осуществляется за счет государственных дотаций.
Экономическое неравенство регионов в 2000-е годы имело следующие тенденции:
- разница в ВРП возрастала до 2005 г., затем начала снижаться, достигнув к началу кризиса уровня 2000 года;
- разница в уровнях доходов, зарплаты и бедности постепенно сокращалась, в особенности, по уровню доходов;
- разница в уровне безработицы увеличивалась.
Глобальный кризис 2008-2009 г.г. привел к кризису российской экономики, тесно интегрированной к этому времени в мировую экономику, но неравномерность развития экономики в различных регионах привела к неравномерности негативного воздействия кризиса. Наименьшее воздействие кризиса ощутили слаборазвитые и дальневосточные регионы. В среднеразвитых регионах Европейской части РФ наибольший спад производства ощутили машиностроительная и текстильная отрасли, а в развитых регионах – металлургическая отрасль (спад до 40%). Различие воздействия кризиса на регионы и отрасли экономики привело к тому, что к началу 2010 г. при среднем спаде промышленного производства в стране на 9%, положение этого показателя в различных регионах и отраслях колебалось от спада на 30% до роста на 40%. Наименьшее влияние кризиса ощутила нефтедобывающая отрасль, особенно регионы, осваивающие новые нефтерождения. Например, в Сахалинской обл. в кризисные годы достигнут рост производства на 38%. Наибольший спад производства и рост безработицы произошел в регионах Поволжья, Центра и Урала, несмотря на усилия государства с помощью финансовых дотаций стабилизировать в них ситуацию.
В 2010 г. металлургическая отрасль вышла на докризисный уровень. Антикризисные меры позволили не допустить резкого падения доходов населения в период кризиса. Этот показатель уже в 2009 г. достиг предкризисного уровня. Но, несмотря на значительные расходы бюджета, в регионах, подверженных наибольшему воздействию негативных последствий кризиса, зафиксирован значительный рост уровня безработицы.
В результате глобального кризиса выявились следующие слабые стороны экономики регионов:
- наибольший спад испытывают регионы с монопрофильной, неспособной быстро адаптироваться к изменению внешних условий, экономикой;
- стабилизация социальной напряженности и финансовых ресурсов в кризисный период возможна при наличии значительных финансовых резервов в бюджете;
- эффективное государственное регулирование, в отличие от либеральных взглядов, играет большую роль в кризисный и посткризисный период.
Несмотря на значительные успехи в стабилизации экономики в посткризисный период, из вариантов оптимистического, пессимистического и инерционного стратегического развития до 2020 г. большинство экономистов прогнозируют наиболее вероятным инерционный вариант. При этом варианте сохранится неравенство экономического развития регионов.
Моральный износ основных средств металлургического производства достиг такого уровня, что в ближайшие годы эта отрасль и регионы, для которых она является приоритетной, займут положение регионов со средним уровнем развития. Непредсказуемость динамики цен на нефть и газ не позволяет прогнозировать оптимистический вариант развития регионов, специализирующихся на экспорте природных ресурсов.
Более оптимистичны перспективы южных регионов, имеющих преимущества в наличии морских портов, качественных земельных ресурсов и благоприятного климата для развития аграрной отрасли
Рост инвестиционной привлекательности российской экономики требует совершенствования институтов защиты прав собственности и резкого снижения уровня коррупции.
14. .Курс на инновационное развитие российской экономики: важнейшие цели и пути их достижения
Общие положения
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике". Стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Вместе с тем Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок. Кроме того, Стратегия опирается на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного научно-технологического прогноза. Положения Стратегии должны учитываться при разработке концепций и программ социально-экономического развития России.
Основные задачи Стратегии
Основными задачами Стратегии являются: развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций; повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний; максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий; формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок; обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений; активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями. Решение задачи развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций включает в себя осуществление следующих мероприятий: создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяющие ее инновационное развитие, а также в обеспечивающие это развитие образование и науку; повышение восприимчивости населения к инновациям - инновационным продуктам и технологиям; увеличение численности инновационных предпринимателей; создание в обществе атмосферы терпимости к риску; пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности; адаптация системы образования с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования. Инновационная модель поведения бизнеса должна стать доминирующей в развитии компаний в целях повышения эффективности и занятия лидерских позиций на рынках, а также в технологической модернизации ключевых секторов экономики, определяющих роль и место России в мировой экономике, и в повышении производительности труда во всех секторах. Максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий обеспечит в том числе формирование электронного правительства, перевод в электронную форму большинства услуг населению ирасширение использования системы государственного заказа для стимулирования инноваций. Государство должно обеспечить формирование благоприятного инновационного климата, включая создание условий и стимулов для инновационной деятельности, а также благоприятных условий для использования инноваций во всех видах деятельности. Формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечит расширенное воспроизводство знаний, а также повышение эффективности и результативности инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований. Обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений позволит активизировать международное двустороннее и многостороннее научно-техническое сотрудничество. Активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями, будет в том числе обеспечивать формирование территорий инновационного развития и развитие инновационных кластеров. Реализация Стратегии основывается на следующих принципах: выявление проблем и путей их решения с использованием набора инновационных инструментов в сферах, характеризующихся недостаточной предпринимательской активностью; тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки как при определении приоритетных направлений технологического развития, так и в процессе их реализации; создание стимулов и условий для технологической модернизации на основе повышения эффективности компаний с использованием комплекса мер тарифного, таможенного, налогового и антимонопольного регулирования; обеспечение инвестиционной и кадровой привлекательности инновационной активности ;прозрачность расходования средств на поддержку инновационной деятельности; ориентация при оценке эффективности организаций науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на международные стандарты; стимулирование конкуренции как ключевой мотивации для инновационного поведения (в том числе в секторе исследований и разработок); координация и взаимоувязка бюджетного, налогового, внешнеэкономического и других направлений социально-экономической политики как необходимое условие решения ключевых задач инновационного развития.
Этапы реализации Стратегии
Реализация Стратегии предусматривается в 2 этапа. На первом этапе реализации Стратегии (2011-2013 годы) решается задача повышения восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям путем осуществления следующих мероприятий: повышение инвестиционной привлекательности перспективных высокотехнологичных секторов экономики, приоритеты развития которых определены Президентом Российской Федерации; содействие перетоку капитала и привлечение наиболее квалифицированных кадров в эти сектора с помощью реализации комплекса мер налогового, тарифного и других типов государственного регулирования, а также различных типов финансовой поддержки; модернизация секторов экономики, в которых у России нет краткосрочных перспектив достижения мирового лидерства, в том числе за счет налогового стимулирования технического перевооружения, благоприятного таможенного режима ввоза импортного оборудования и усиления требований технического регулирования; развитие конкуренции в секторах экономики, стимулирование инновационного поведения компаний с государственным участием и естественных монополий, в том числе повышение качества корпоративного управления, формирование требований к инновационной составляющей их инвестиционных программ и улучшение качества внешней экспертизы таких программ; устранение в системе государственного регулирования (включая техническое, таможенное и налоговое регулирование) барьеров, препятствующих инновационной активности; наращивание расходов на софинансирование инновационных проектов частных компаний (в том числе с помощью совершенствования регулирования отрасли венчурного финансирования, реализации проекта поддержки кооперации бизнеса и вузов, учреждений науки), а также выстраивание работы с государственными компаниями по разработке и реализации ими программ инновационного развития; расширение поддержки недавно образованных инновационных компаний институтами развития; реализация региональных программ поддержки малого бизнеса, а также поддержки реализации конкретных проектов в рамках соответствующих государственных программ и подпрограмм, разработанных для высокотехнологичных секторов экономики. Предполагается формирование механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих взаимодействие государства и бизнеса в выработке приоритетов и финансировании исследований и разработок. На первом этапе реализации Стратегии политика в отношении науки и образования будет направлена на повышение эффективности их функционирования с перераспределением средств с неэффективных направлений на перспективные и обновлением управленческих кадров. На этом этапе также должна быть осуществлена эффективная интеграция российской науки в мировое научное сообщество. Приоритетом в области исследований и разработок станет создание и развитие центров компетенции путем создания национальных исследовательских центров, а также путем выведения на мировой уровень конкурентоспособности части ведущих университетов, государственных научных центров и ведущих научных организаций государственных академий наук. В качестве центров компетенции можно рассматривать и возникающие в регионах наукоемкие кластеры. На указанном этапе реализации Стратегии начнется реализация пилотных проектов по отработке механизмов поддержки масштабных инновационных программ бизнес-структур, в частности, поддержка кластерных инициатив и формирование технологических платформ. Приоритетом в образовании станет реструктуризация сектора высшего образования, ориентированная на развитие сектора исследований и разработок в университетах, углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями, кардинальное расширение международной интеграции российских вузов как в сфере образовательных программ, так и в сфере исследований и разработок, усиление академической мобильности и развитие сетевой организации образовательных и исследовательских программ. При этом будет усиливаться финансовая поддержка ведущих вузов, научных коллективов и отдельных ученых, проводящих исследования на мировом уровне. В целях создания необходимых предпосылок модернизации экономики предполагается: обеспечение формирования корпуса компетентных руководителей, отвечающих за вопросы инновационного развития в ведущих компаниях с государственным участием, университетах, федеральных органах исполнительной власти и органах власти субъектов Российской Федерации; формирование на федеральном и региональном уровнях механизмов содействия привлечению прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики и дополнительной поддержки экспорта инновационной продукции. На втором этапе реализации Стратегии (2014-2020 годы) доля расходов на инновации в бюджете страны будет увеличиваться. Кроме того, предусматривается рост доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки. За счет высвобождения финансовых ресурсов, предусматриваемых для поддержки бизнес-проектов, существенно увеличится финансирование образования, науки и модернизации инфраструктуры инновационной экономики (в том числе необходимых для этого объектов транспортной, телекоммуникационной и жилищно-коммунальной инфраструктуры). На базе заделов, сформированных на первом этапе реализации Стратегии, будет проведено масштабное перевооружение и модернизация промышленности. В основных секторах экономики российские предприятия по используемым технологиям выйдут на средний уровень развитых стран. В этих целях планируется введение необходимых налоговых и иных стимулов, направленных на вытеснение старого технологического оборудования. При этом сохранится в необходимых объемах поддержка реализации крупных проектов в рамках приоритетов технологического развития, а также приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, которые обеспечат технологическое лидерство страны в перспективе. Особый акцент делается на модернизации и достройке необходимых элементов инновационной инфраструктуры и повышении их эффективности. На втором этапе реализации Стратегии предполагается полностью сформировать целостную и работоспособную национальную инновационную систему, адекватную расширяющемуся спросу на инновации со стороны секторов экономики, обеспечивающую поддержку инновационной активности на всех стадиях инновационного цикла. На указанном этапе реализации Стратегии также предусматривается увеличение поддержки продвижения российской инновационной продукции (услуг) и технологий на мировые рынки, включая увеличение объемов финансирования на предоставление кредитной и гарантийной поддержки, а также на софинансирование расходов бизнес-структур. Кроме того, предполагается обеспечение опережающего роста расходов на обновление научной и приборной базы, усиление роли институтов развития в финансировании исследований и разработок и продолжение увеличения программной составляющей в бюджетных расходах на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы гражданского назначения. В сфере научно-технического сотрудничества ресурсы будут сконцентрированы на ограниченном количестве проектов международной кооперации на основе разделения рисков. Полноценно заработает инновационный центр "Сколково". В случае успешной его реализации эта модель коммерциализации результатов исследовательской деятельности будет распространена на иные инновационно активные регионы. Вместе с тем продолжится увеличение бюджетных расходов на развитие перспективных технологий и реализацию целевых программ технологического профиля при сокращении пропорции государственного софинансирования.
15.Признаки правового государства и его практика.
1) Верховенство (господство, приоритет) права. В правовом государстве праву подчиняются не только граждане и организации, но и само государство, деятельность государственных органов основывается на нормах права. При этом законы и другие правовые акты должны быть правовыми, то есть должны соответствовать основным принципам права (приоритету прав человека, справедливости, демократичности, гуманности, разумности).
2) Верховенство закона. Законы, (правовые акты, принимаемые в установленном порядке законодательным органом или непосредственно народом), регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают наибольшей юридической силой в системе права, другие нормативные правовые акты являются подзаконными и не могут противоречить закону. Закон должен быть преградой для произвола. Кроме того, в системе законодательства обычно выделяется Конституция - основной закон, обладающий высшей юридической силой, поэтому правовое государство - это, как правило, конституционное государство.
3) Разделение властей - распределение компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами, причём властные полномочия должны быть сбалансированы между государственными органами и "ветвями власти", исключается сосредоточение всех полномочий или большей их части в ведении единого государственного органа либо должностного лица, что может повлечь произвол и беззаконие. Организация и деятельность государственной власти в правовом государстве основывается на принципе разделения властей, причём независимые "ветви власти" могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, это так называемая "система сдержек и противовесов". Для правового государства особое значение имеет сильная и независимая судебная власть, она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека.
4) Широкие права и свободы человека, причём не просто провозглашённые, но и гарантированные, реально обеспеченные. В правовом государстве существуют реальные политические, экономические и иные предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечивается их судебная защита. Однако допускаются и необходимые ограничения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, правовое государство устанавливает равноправие граждан, равенство всех перед законом и судом.
5) Взаимная ответственность гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина
Если смотреть несколько шире, то правовое государство - это непременно и конституционное государство, и демократическое государство (обеспечивающее участие народа в осуществлении государственной власти), и социальное государство (обеспечивающее человеку возможность достойного существования).
ПРАКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991 г.) путча. Получил общее признание принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации).
В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.
Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.
В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.