Развитие науки административного права. Наука административного права возникла из так называемых камеральных наук, получивших свое развитие в Германии в ХVII в
Наука административного права возникла из так называемых камеральных наук, получивших свое развитие в Германии в ХVII в. Предназначенные служить для практического руководства чиновников административных учреждений того времени, называвшихся камерами, эти науки содержали в себе те сведения, которые были необходимы для осуществления их деятельности, - технические сведения об управлении поместьями и мануфактурами, наставления и регламенты, инструкции и приказы князей.
В XVII-XVIII вв. в европейских государствах усиливается центральная власть и создается многочисленный полицейский аппарат, призванный оперативно и профессионально осуществлять борьбу с преступностью и охранять от нарушений общественный порядок. Рост и усложнение административных дел и развитие полицейского законодательства сделали необходимой создание управленческой теории. Результатом этой назревшей потребности явилось создание так называемой науки о полиции (Polizeiwissenschaft), которая непосредственно предшествовала науке административного права и теории государственного управления.
Основателями науки полицейского права считаются такие юристы, как И.Г. Юсти и И. Зонненфельс. Они отграничили ее от других наук о государстве, в частности от внешней и финансовой политики. Ее задачами стало исследование условий, ведущих к безопасности и благосостоянию государства. Вслед за Юсти и Зонненфельсом возникла полицейская литература, создавшая теоретические начала полицейской деятельности. В работах того времени под полицейской деятельностью понималась охрана публичного и гражданского порядка и прав граждан. Полицейская власть государства проявлялась в создании полицейского законодательства, в надзоре, в предупредительных мерах и полицейской юрисдикции*(35).
В начале XIX в. начинается новый этап развития науки о государственном управлении. Учеными-государствоведами начала формироваться теория прав человека, от государства стало требоваться, чтобы оно признало неприкосновенность личного достоинства гражданина и его прав. Прежней концепции "полицейского государства" пришла на смену концепция "правового государства", в котором гарантировалась свобода личности от произвола администрации. В правовом государстве феодальной правительственной власти противопоставлялся закон, гарантировалось невмешательство власти в частную жизнь граждан. Методологической основой концепции правового государства стали работы И. Канта, учение об общественном договоре Ж.-Ж. Руссо, теория разделения властей Д. Локка и Ш. Монтескье.
Наиболее полно и систематизированно в тот период теория государственного управления в условиях правового государства была разработана немецким ученым Лоренцем фон Штейном (1815-1890).
Его основные идеи о государственном управлении изложены в семитомном труде "Учение об управлении" (Verwaltungslehre), первый том которого вышел в 1865 г. Из этого обширного сочинения Л. Штейн составил в 1870 г. извлечение в виде отдельной работы, которая была издана под заглавием "Handbuch der Verwaltungslehre und des Verwaltungsrechts". На русском языке эта работа Л. Штейна вышла в переводе и под редакцией профессора Санкт-Петербургского университета И.Е. Андреевского под названием: "Учение об управлении и право управления с сравнением литературы и законодательств Франции, Англии и Германии. Руководство, изданное Лоренцем Штейном, профессором Венского университета, как основание его лекций"*(36).
В предисловии к указанной работе профессор И.Е. Андреевский писал, что Л. Штейн исходя из понятия о государстве как об объединении людей дает анализ одной из форм государственной деятельности - правительственной, рассматривая эту деятельность как осуществление государственной воли, определенной законом*(37).
В работах того времени, в которых рассматривались методологические основы этого учения, отмечалось, что Л. Штейн рассматривал цель государственного управления в осуществлении исполнительной властью государственной воли, закрепленной в законах законодательными учреждениями. При этом непосредственно государственное управление он рассматривал как процесс, посредством коего исполнительная власть стремится приспособить внешний мир к поставленным законом целям государства*(38).
Характеризуя сущность учения Л. Штейна о государственном управлении, необходимо отметить, что под управлением он понимал такую сферу государственной деятельности, посредством которой государственная воля (закон) осуществляется в государственной жизни. Таким образом, по мысли Л. Штейна, управление призвано для осуществления государственной воли, закрепленной в законодательных актах законодательными учреждениями. Сущность и понятие управления состоят в том, что благодаря ему воля государства - закон получает осуществление в объективно существующих отношениях действительной жизни через посредство силы и деятельность последнего*(39).
Управление осуществляется в самостоятельных областях государственной жизни, которые представляют собой самостоятельные сферы и для законодательства, и для исполнительной деятельности. Л. Штейн называл их областями управления. Исходя из задач государства, он делил области управления на две группы. Первая группа касается отношений государства к другим государствам и определяется прежде всего задачей строить мирные отношения с другими государствами (управление через министерство иностранных дел) и гражданами (консульства). Самостоятельность, честь и сила отдельного государства по отношению к другому государству есть предмет управления вооруженной силы (военного министерства). Более подробно Л. Штейн рассматривает управление в военной сфере в своей работе "Учение о военном быте как часть науки о государстве"*(40).
Во второй группе, касающейся внутренних отношений государственной жизни, Л. Штейн выделяет несколько областей управления. К первой относится хозяйственная жизнь, основу которой составляют финансы. Вторая связана с обеспечением неприкосновенности личности и осуществления гражданами частного права.
Третья область управления именуется Л. Штейном внутренним управлением. Она включает в себя сферы, связанные с обеспечением условий для жизни и деятельности граждан (народонаселение, общественное здоровье, нравы, образование и др.).
Труды Л. Штейна оказали значительное влияние на развитие теории государственного управления, наук государственного и административного права и не потеряли своего методологического значения до настоящего времени.
Существенное значение в формировании науки административного права имели работы французских ученых-административистов XIX - начала XX в. де Жерандо, А. Батби, Г. Бартелеми, М. Ориу. Так, в частности, в работе профессора Парижского университета Г. Бартелеми "Элементарный трактат об административном праве" (1901), подводившей итоги развития французской науки административного права за прошедшие сто лет, система административного права делилась в целом на три части: в первой анализировались органы управления, во второй - методы и формы их деятельности, в третьей - административные суды и процедура по судебным искам.
Немецкая и французская доктрины административного права складывались в полемике друг с другом, обмениваясь идеями, гипотезами, построениями. Обе доктрины прямо и косвенно влияли на развитие русской науки административного права, видными представителями которой в конце XIX - первой трети XX в. были И.Т. Тарасов, В.Ф. Дерюжинский, В.В. Ивановский, Н.И. Лазаревский, Э.Н. Берендтс, А.И. Елистратов, В.Л. Ковалевский и другие ученые-административисты.
В советский период получила дальнейшее развитие теория административного права - понятие государственного управления как подзаконной исполнительно-распорядительной деятельности государственного аппарата*(41). Ученые-административисты И.Н. Ананов, B.А. Власов, С. Берцинский, Ю.М. Козлов, Б.М. Лазарев, А.Е. Лунев, Г.И. Петров, С.С. Студеникин, Ц.А. Ямпольская и ряд других внесли значительный вклад в юридическую теорию государственного управления и разработку его отдельных проблем. Был дан научный анализ понятия, форм и методов государственного управления, актов государственного управления, способов обеспечения законности в государственном управлении и ряда других. В научной литературе административного права утвердилась концепция государственного управления как исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов*(42).
Так, Ц.А. Ямпольская давала определение государственного управления как исполнительно-распорядительной деятельности Советского государства, которая состоит в непосредственном руководстве проведением законов в жизнь, проверке исполнения законов и других государственных актов, планировании, учете и контроле и находит юридическое выражение в актах государственного управления*(43). Можно отметить, что в своем определении Ц.А. Ямпольская определяет государственное управление как функцию государства и выделяет такие его признаки, как исполнительно-распорядительный характер, направленность на исполнение законов и реализацию путем принятия актов государственного управления.
Г.И. Петров характеризовал управленческую (исполнительную и распорядительную, административную) деятельность как практическое осуществление функций Советского государства на основе и во исполнение законов. Ею заняты специальные органы - органы государственного управления*(44).
В работе "Теоретические проблемы государственного управления" А.Е. Лунев, констатируя, что в СССР нет разделения властей, отмечал, что это не означает смешения сфер и форм осуществления государственной власти. Каждая система этих органов действует в определенной области и на основе установленных законами и подзаконными актами полномочий. Деятельность органов управления, именуемая исполнительно-распорядительной, включает в себя деятельность, направленную на исполнение законов и деятельность по реализации властных полномочий, предоставленных органу (распорядительство). Исполняя законы, органы управления распоряжаются: издают властные акты управления*(45).
Заметным явлением в литературе по административному праву явилась изданная в 1960 г. работа И.Н. Ананова "Министерства в СССР", в которой исследовались правовой статус министерств, их структурные подразделения, деятельность коллегии, ответственность министра за свою деятельность.
Большим достижением науки административного права явилось издание шеститомного курса "Советское административное право", в подготовке которого принимали участие ведущие советские ученые-административисты. Курс охватывал следующие основные проблемы: методы и формы государственного управления (1977); государственное управление и административное право (1978); управление в области административно-политической деятельности (1979); управление социально-культурным строительством (1980); основы управления народным хозяйством (1981); управление отраслями народного хозяйства (1982).
Так, в книге "Государственное управление и административное право" рассматривались такие вопросы, как сущность советского государственного управления, его принципы, анализировались административно-правовые нормы и регулируемые ими отношения, складывающиеся в сфере управления. В этой книге применительно к анализу советского законодательства был сделан методологический вывод о том, что ряд факторов содержательного и формально юридического характера позволяет рассматривать категорию "государственное управление" как самостоятельную и отличную от деятельности представительной власти, прокуратуры и суда.
В основе этого разделения лежит то, что функции государства реализуют все государственные органы. Все они осуществляют единую государственную власть. Однако в рамках такого единства наблюдается известное разделение труда; в основе лежат различия в методах и формах реализации функций государства. Соответственно выделяются самостоятельные виды государственной деятельности. Для каждого из них характерны специфическое назначение; особый субъект - государственный орган; особые методы деятельности (способы осуществления функций государства). В книге выделялись следующие виды советской государственной деятельности: осуществление власти Советами, государственное управление, правосудие и прокурорский надзор.
Основному направлению деятельности каждого вида органов соответствуют определенные, специфические именно для них и осуществляемого ими вида государственной деятельности юридические формы, являющиеся внешним выражением выполняемых ими функций. Высшие органы государственной власти принимают акты высшей юридической силы, органы управления издают акты управления, судебные органы издают особые судебные юридические акты (приговоры, решения, определения, постановления), органы прокуратуры вносят протесты и входят с представлениями.
Деятельность органов управления носит исполнительный и распорядительный характер. Суть ее заключается в исполнении законов и других правовых актов органов государственной власти. Исполнение - основной признак государственного управления как самостоятельного вида государственной деятельности.
В связи с изложенным авторами книги сделан вывод о необходимости различать такие категории, как:
- социальное управление, т.е. деятельность всего государства по упорядочению общественных отношений;
- управление как организационную деятельность, призванную обеспечивать условия для успешного осуществления возложенных на любой орган (организацию) функций;
- государственное управление - деятельность, осуществляемую в общегосударственном масштабе специальными субъектами - органами государственного управления*(46).
В следующих книгах этого курса рассматривались отрасли государственного управления в зависимости от сфер жизнедеятельности государства и общества, в которых они осуществлялись. Так, управление народным хозяйством включало в себя управление промышленностью, сельским хозяйством, капитальным строительством, транспортом, связью, торговлей, жилищно-коммунальным хозяйством*(47). Управление в области социально-культурного строительства включало в себя управление в области образования, организации науки, культуры, здравоохранения, социального обеспечения*(48). К управлению в сфере административно-политической деятельности относилось управление в области обороны, обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, юстиции и ряда других областей*(49). При этом в работах с позиций административного права рассматривались задачи управления, компетенция органов, система органов управления и ряд других вопросов, касающихся организации государственного управления.
В современный период российской государственности вопросы административного права разрабатываются учеными-административистами с позиции нового российского законодательства, закрепившего принцип разделения властей. 1990-е гг. ознаменовались выходом в свет ряда учебников и лекционных курсов по административному праву, авторами которых были Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, В.М. Манохин, Д.М. Овсянко, Л.Л. Попов, А.П. Алехин, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов и другие ученые. Изданные работы традиционно делились на общую и особенную части, а схема анализа общей части включает разделы, посвященные теории административного права, органам исполнительной власти, государственной службе, актам управления и обеспечению законности в государственном управлении.
Одной из первых книг по административному праву на новом правовом материале является учебник Д.Н. Бахраха "Административное право"*(50), в котором рассматриваются вопросы деятельности органов исполнительной власти, обеспечения законности в государственном управлении, административной ответственности, административного производства и ряд других важных вопросов административного права.
Интересным и полезным для каждого изучающего административное право является написанный в 1998 г. Ю.А. Тихомировым "Курс административного права и процесса"*(51), который, по существу, объединил в себе свойства монографического исследования и учебника. Помимо материала, традиционно содержащегося в учебниках административного права, курс содержит обширный дополнительный материал, позволяющий более углубленно изучать предмет. Книга сочетает в себе глубокий теоретический анализ с практическими рекомендациями, исторический подход с современным анализом.
В 1999 г. вышел учебник "Административное право", подготовленный профессорами кафедры административного права Московской государственной юридической академии под редакцией заслуженных деятелей науки Российской Федерации Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова.
В 2007 г. Воронежским государственным университетом был издан учебник "Общее административное право" под редакцией Ю.Н. Старилова. В этом учебнике на высоком теоретическом уровне были рассмотрены основные вопросы истории развития этой отрасли права и теории административно-правового регулирования: содержание публичного и государственного управления; сущность и основные признаки исполнительной власти; предмет и методы регулирования; нормы и отношения; субъекты, реализующие установленный законодательством правовой статус; органы исполнительной власти; государственные служащие; формы и методы управленческих действий; административный процесс.