Основные теории происхождения государства. ГОСУДАРСТВО – политическая форма организации общества, основанная на публичной власти, централизованном управлении обществом и монополии на применение силы

ГОСУДАРСТВО – политическая форма организации общества, основанная на публичной власти, централизованном управлении обществом и монополии на применение силы принуждения.

Основные теории происхождения государства - теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная - ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

Плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

1. Теологическая теория возникновения государства.

Основатели: Аврелий Августин (Блаженный 354 - 430 н.э.) и Фома Аквинский (1225-1274 гг.), христианские философы и богословы.

Широкое распространение получила при феодализме. В настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана. Господствовала в средние века и сейчас наравне с другими распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств, (например, Иран, Саудовская Аравия) носит официальный характер.

Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. Любая светская власть производна от власти церкви. Народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению божественной. Бог - творец всего сущего на Земле. Проникнуть в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно.

Государство, его институты, власть вечны, незыблемы, святы; - их возникновение (а значит и управление) не зависит от воли человека; - являются выразителем воли Бога на земле.

Теологическая теория призывает:

- признать власть монархов святой и происходящей от Бога; - полностью и во всём подчиняться власти - небесной (божественной), т.е. церковной и земной; - Не пытаться изменить установленный Богом порядок.

Плюсы:

- способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;

- препятствует насилию, революции и гражданским войнам, переделу власти и собственности;

- в наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления российской государственности.

Минусы:

- основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, т.е. не научна.

Патриархальная.

Основоположники: Платон, Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский.

Эти ученые обосновывают тот факт, что люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. Затем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете к образованию государства. => государство - продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья.

Власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.

Следовательно, согласно данной теории:

- монарх является отцом всего мира;

- благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;

- монарх действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);

- власть монарха (отца) ничем не ограничена и незыблема;

- подданные обязаны чтить монарха и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

Плюсы:

- способствует сплочению общества; - способствует уважению, почитанию государственной власти; - культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

Минусы:

- прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца.

- представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела, переносят понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные».

- главной функцией семьи является воспроизводство рода и совместная жизнь. А государство призвано исполнять совершенно другие функции. К тому же по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытно-общинного строя.

Вывод: вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи и ещё и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и тоже время.

Патримониальная.

Представитель: А. Галлер.

Государство произошло от права собственности на землю (патримониум). Из права владения землёй власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет (характерная для эпохи феодализма система личных отношений и отношений власти, выраженных в виде договоров между сюзеренами (сеньорами) и вассалами.). Подобные правители господствуют над территорией в силу своего "исконного" права на собственность. В такой ситуации народ представлен в качестве арендаторов земли собственника, а чиновники - в виде приказчиков правителей.

В рамках данной теории в процессе происхождения государственности преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние на него военно-политических, этнических, религиозных и иных факторов.

4. Договорная (естественно-правовая) теория.

Данная теория возникновения государства получила распространение в XVII-XVIII вв. Её авторами в разное время являлись:- английские философы: Гуго Греции (1583-1646) - голландский мыслитель и правовед, Джон Локк (1632-1704), Томас Гоббс (1588-1679); - французские философы-просветители: Шарль-Луи Монтескье (1689-1755), Дени Дидро (1713-1783), Жак Руссо (1712-1778); - Русский философ и писатель-революционер А.Н. Радищев (1749-1802).

Суть в том, что, по мнению её авторов, государство возникает в результате заключения «общественного договора» между людьми находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ.

Смысл идеи «общественного договора»:

- первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии;

- каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к «войне всех против всех»; в результате «войны всех против всех» неорганизованное общество могло уничтожить само себя;

- чтобы этого не случилось, люди заключили «общественный договор», в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

- в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

Теория «общественного договора» имелабольшое прогрессивное значение:

- разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;

- сделан шаг к созданию гражданского общества;

- выдвинут принцип народного суверенитета - власть производна от народа и принадлежит народу;

- государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

- теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII-XVIII вв.;

- согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создаёт условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

- в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей;

Минусы:

- идеалистичность; «общественный договор» - скорее идеал, чем реальная действительность;

- схематичное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями.

- недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе субъективных начал.

Теория насилия.

Теория насилия (завоевания) как главного фактора возникновения государства выдвигалась различными авторами на протяжении столетий. Одним из первых её выдвинул Шан Ян (390 - 338 до н.э.) - китайский политик. В современную эпоху данную теорию разрабатывали Евгений Дюринг (1833-1921) - немецкий философ, Людвиг Гумплович (1838-1909) австрийский правовед и социолог, Карл Каутский (1854-1938) - один из лидеров германского и мирового социал-демократического лагеря.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

Государство - "естественным" образом (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство - не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоёванных от возможных посягательств со стороны других сильных племён.

6. Психологическая теория.

Основоположник: юрист и социолог Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931). Разрабатывали З. Фрейд и Г. Тард.

Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться.

Под данными свойствами подразумеваются:

- желание большинства населения быть защищёнными и подчиняться более сильным;

- желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;

- способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;

- желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т.д. - и необходимость их обуздания.

Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.

Вывод: Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, есть важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты и который ни в коем случае игнорировать нельзя. Однако роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства. Они не выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты государствообразования, ибо психика людей формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

7. Органическая теория.

Выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820-1903), а также учёными Вормсом и Прейсом. Именно в эту эпоху наука испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином.

По оценкам представителей данной доктрины, государство - это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство - продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Подобно тому как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически "уравнивается" с биологическим организмом.

Вывод: отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди - не только социальные, но и биологические существа.

Однако нельзя механически распространять закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собой, но совершенно разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

8. Марксистская или экономическая (классовая) теория.

Основоположники: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.

Государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другим. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.

Марксистская теория происхождения государства полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

- произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);

- возник прибавочный продукт;

- в результате присвоения чужого труда (в виде прибавочного продукта произошло расслоение общества на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

- появились частная собственность и публичная власть;

- для поддержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми создан специальный аппарат принуждения - государство.

Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизма выражается в формуле: «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Вывод: отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс образования государства влияли и другие, более глубинные и общие факторы.

Общий вывод: в рассмотренных концепциях просматриваются две основные тенденции в интерпретации государства. В одной тенденции подчеркивается обще-социальное значение государства: государство призвано представлять всеобщий интерес, должно служить интересам общества и личности. Другая тенденция считает государство орудием отстаивания частных интересов, оно выступает средством подавления сильными слабых, имущими неимущих классов.

На сегодняшний день широкое распространение получила договорная концепция. Политологи, философы и историки до сих пор считают, что эта теория наиболее точно определяет возникновение государства.

Наши рекомендации