Прием и проверка протоколов
По закону прием протоколов от участковых комиссий осуществляется следующим образом (п.2 ст.69 ФЗГ):
Прибывающие в вышестоящую комиссию представители участковых комиссий сразу направляются в единое большое помещение, где расположены увеличенные формы сводных таблиц. По прибытии в это помещение, данные из первых экземпляров протоколов участковых комиссий в порядке очередности прибытия вносятся в увеличенную форму сводной таблицы (в идеале – при оглашении). Там же указывается время внесения этих данных. Затем документы участковой избирательной комиссии, в том числе – первый экземпляр протокола, поступают на проверку членам комиссии, которые их проверяют в этом же помещении. В случае если в протоколе обнаружены существенные недостатки (например, не выполнены контрольные соотношения), представители участковой избирательной комиссии отправляются вместе с документами (кроме первого экземпляра протокола, который остается в вышестоящей комиссии) обратно в свою комиссию, о чем оповещаются все присутствующие, а в увеличенной форме сводной таблицы об этом событии делается отметка. Если проверка не выявила существенных недостатков, то данные протокола вводятся в ГАС «Выборы». При обнаружении недостатков на этом этапе, производятся те же действия, что и при обнаружении недостатков на предыдущем этапе. После введения данных в ГАС «Выборы» документы участковой избирательной комиссии сдаются на хранение под расписку в вышестоящую комиссию, причем первый экземпляр протокола и прилагаемые к нему акты, заявления и решения по ним сдаются непосредственно председателю вышестоящей комиссии или другому уполномоченному на это члену комиссии. Если участковая комиссия составляла повторный протокол (возможно, – многократно), то его сдача в вышестоящую комиссию производится по той же процедуре, что и сдача первичного протокола.
Закон допускает, чтобы повторный подсчет голосов, составление повторного протокола производила непосредственно вышестоящая комиссия. Это во всех отношениях более правильный и эргономичный путь. Однако большинство комиссий среднего звена не идут по этому пути, поскольку он усложняет их деятельность.
Однако в реальности прием протоколов в вышестоящих комиссиях обычно происходит несколько иначе, чем это описано в законе.
В худшем случае, прибывающие в вышестоящую комиссию представители участковой комиссии направляются не в общий зал, а в кабинеты администрации, где производится проверка протоколов. Те протоколы, которые не удовлетворяют администрацию, переписываются. При этом могут использоваться заранее подписанные членами участковой комиссии бланки протоколов, а могут просто подделываться подписи членов участковой комиссии. Новый протокол может называться «повторным» (для страховки от несовпадений с копиями, выданными наблюдателям) или не называться таковым.
Такой грубый метод подделки протоколов встречается все реже и реже после введения в 2002 году нормы о принятии протоколов в едином помещении, где размещены увеличенные формы сводной таблицы. Более мягкий вариант нарушения этой нормы заключается в том, что внесение данных в увеличенную форму сводной таблицы производится после «предварительной проверки». Эта проверка может производиться негласно и остаться незамеченной присутствующими наблюдателями. В этом случае в увеличенную форму сводной таблицы будут вноситься уже исправленные данные.
Если данные в увеличенную форму сводной таблицы вносятся своевременно, то «переделать» эти данные будет затруднительно. Увеличенная форма сводной таблицы в этом случае служит хорошим доказательством данных, доставленных участковыми комиссиями в вышестоящую. Однако, как показывает опыт, увеличенная форма сводной таблицы в случае фальсификации имеет свойство теряться[98]. Поэтому сфотографируйте увеличенную форму сводной таблицы фотоаппаратом с хорошим разрешением.
Надежным способом контроля за тем, чтобы протокол участковой комиссии не был изменен в вышестоящей комиссии, является сопровождение этого протокола вплоть до момента окончательной сдачи со стороны наблюдателя, члена с совещательным голосом из этой же участковой комиссии. Такое право предоставлено наблюдателям, всем членам участковой комиссии, присутствовавшим в участковой комиссии при подсчете голосов и составлении протокола (п. 30 ст.68 ФЗГ). К сожалению, реализация этого права затруднена по той причине, что наблюдателей из участковых комиссий не допускают в здание администрации, где происходит сдача протоколов. Этот вопрос должен быть решен до дня голосования (см. раздел «Подготовка комиссии к приему протоколов»).
В организации приема документов от участковых комиссий администрация всегда принимает самое живое участие. В ночь подведения итогов вы увидите в здании администрации половину ее штатного состава. Часть сотрудников будет принимать документы, часть – обеспечивать порядок, часть – помогать прибывшим членам участковых комиссий. Явление это неизбежное, но надо следить за тем, чтобы помощь сотрудников администрации ограничивалась сугубо организационными вопросами.
Ввод в ГАС «Выборы»
Системный администратор, вводящий данные протоколов в ГАС «Выборы» – одна из ключевых фигур при осуществлении прямых фальсификаций. Он имеет право вводить данные только из первых экземпляров протоколов участковых избирательных комиссий (первичных или вторичных) в присутствии членов рабочей группы по наблюдению за ГАС «Выборы». Рекомендуем Вам войти в состав такой рабочей группы, поскольку в противном случае Вас могут не допустить в помещение, где происходит ввод данных.
Реально суммирование данных, подготовку официальных протоколов и сводных таблиц комиссий среднего и высшего звена осуществляет именно ГАС «Выборы». Кроме того, ГАС «Выборы» может давать оперативную информацию по текущим итогам голосования, то есть по тем протоколам участковых комиссий, которые уже введены. Поэтому роль системного администратора велика.
Системные администраторы формально входят в штат избирательной комиссии субъекта Федерации. Однако их рабочее место – в администрации, где они, обычно, имеют должность по совместительству. Системный администратор чувствует себя подчиненным не председателю избирательной комиссии, а руководителям администрации. Поэтому он в первую очередь будет выполнять указания администрации, а не избирательной комиссии. В частности, он будет охотно предоставлять администрации интересующую ее информацию.
Хотя системный администратор не является инициатором фальсификаций, он может по инициативе организаторов выборов ввести в ГАС «Выборы» данные «повторного» протокола, составленного с нарушением закона и не соответствующего действительным итогам голосования на участке[99].
При вводе данных в ГАС «Выборы» распечатывается так называемый «протокол ввода данных». Если Вам удастся договориться о получении копий протоколов ввода данных, то это позволит оспорить незаконно введенные «повторные» протоколы.