Конституция 1958 г., ее характерные черты и особенности

Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. – М.: Норма, 2004.

Основы конституционного права Французской Республики

Конституция и конституционное развитие

Франция принадлежит к числу государств, внесших особен­но весомый вклад в развитие конституционно-правовой теории и практики. За годы, прошедшие после Великой французской рево­люции, т. е. за 200 с небольшим лет, в стране сменилось четыре республики, две империи, существовали различные переходные режимы и формы правления. За этот период принято около двух десятков различных конституций, конституционных хартий и кон­ституционных законов. По образному выражению известного фран­цузского государствоведа профессора Марселя Прело, Франция представляет собой настоящую лабораторию по изготовлению кон­ституций, их можно здесь найти буквально на любой вкус.

Конституция 1958 г., ее характерные черты и особенности

Ныне действующая Конституция Франции, оформившая со­здание Пятой республики, была одобрена подавляющим боль­шинством голосов на референдуме, состоявшемся 28 сентября 1958 г., и вступила в силу 4 октября 1958 г. Принятию этой Кон­ституции предшествовало нарастание глубокого политического кризиса в стране. Установленный в 1946 г. во Франции режим усиленного парламентаризма, известный под названием Четвер­той республики, способствовал росту политической нестабильно­сти, "правительственной чехарде" и падению авторитета госу­дарственных властей. Серьезный ущерб международным позици­ям Франции нанесли колониальные войны, особенно в Индокитае и в Алжире. Именно во французском экспедиционном корпусе в Алжире начался в мае 1958 г. антиреспубликанский мятеж, ко­торый создал реальную угрозу демократическому строю и мог стать источником серьезных конфликтов и столкновений в мет­рополии.

В сложившейся обстановке французский парламент принял решение о передаче власти в руки общенационального лидера, который был бы в состоянии вывести страну из кризиса, подгото­вить и осуществить конституционную реформу в целях укрепле­ния авторитета власти и возрождения величия Франции. Прези­дент Республики обратился к генералу Шарлю де Голлю, нацио­нальному герою периода борьбы за освобождение, своего рода харизматическому лидеру, который в течение многих лет оставался не у дел. Генерал дал свое согласие, и 1 июня 1958 г. Наци­ональное собрание Франции большинством в 329 голосов против 224 наделило де Голля чрезвычайными полномочиями в законо­дательной области. Одновременно был вотирован конституцион­ный закон, определивший рамки осуществляемой конституцион­ной реформы. В законе были сформулированы 5 принципов, кото­рым должно было следовать новое правительство при разработке проекта конституции. Среди них — выборы как источник власти, а равно разделение властей. К числу конституционных принципов было отнесено также установление парламентской ответственно­сти Правительства и подтверждение независимости судебной вла­сти. В качестве отдельного принципа было сформулировано тре­бование уважения основных свобод. Наличие этого конституцион­ного закона и закрепленных в нем пяти принципов предопределили особенности и характер проекта конституции, выработанного и представленного на референдум. В частности, результатом стал определенный компромисс между концепциями сильной личной власти и парламентского контроля за деятельностью правитель­ства. История разработки и принятия Конституции 1958 г. во мно­гом объясняет, почему во Франции утвердилась такая своеобраз­ная форма правления, как смешанная республика, сочетающая в себе элементы президентской и парламентской.

Конституция 1958 г. в ее первоначальной редакции состояла из краткой преамбулы и 92 статей, сведенных в 15 разделов. Вме­сте с тем в преамбуле торжественно заявлялось о приверженно­сти французского народа правам человека и принципам нацио­нального суверенитета в том виде, как они были определены в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и дополнены и расширены в Преамбуле к Конституции 1946 г. Эта отсылка была в последующем истолкована как признание Декларации и Преам­булы 1946 г. в качестве действующего французского права и ис­точника конституционного права страны. Таким образом, струк­турно французская Конституция оказалась как бы состоящей из трех законодательных текстов: из основного закона, вотированно­го на референдуме 28 сентября 1958 г., Декларации 1789 г. и Пре­амбулы к Конституции 1946 г.

В течение довольно длительного срока вопрос о юридичес­кой силе Декларации и Преамбулы оставался спорным. Однако начиная с 1970 г. Конституционный совет, являющийся во Фран­ции органом конституционного контроля, признал за Деклараци­ей и Преамбулой ту же юридическую силу, что и за постановле­ниями текста 1958 г., сформулированными в виде статей основно­го закона. Более того, из ряда решений, принятых высшими судебными органами Франции, вытекает, что в этих документах сформулированы основополагающие принципы, обязательные для всех государственных органов страны. Декларация 1789 г. и Пре­амбула 1946 г. содержат положения, преимущественно относящи­еся к правам и свободам человека, утверждению принципов национального суверенитета, признанию народа в качестве единствен­ного источника власти.

Конституция подтверждает верховенство основных прав и свобод, признавая за ними значение общих принципов права. Широкие полномочия единоличного главы государства в значи­тельной мере уравновешиваются наличием института парламент­ской ответственности Правительства.

Принцип "правления народа, через народ и для народа" ос­тается основным принципом Французской Республики.

Конституция 1958 г. закрепляет республиканскую форму прав­ления во Франции, причем особо оговаривает, что данная форма правления не может быть предметом пересмотра. Основной закон подтверждает приверженность Франции принципам правового, светского и социального государства, что находит свое отраже­ние как в постановлениях Конституции, так и в текущем законо­дательстве.

Весьма важное значение имеют определенные в Конститу­ции принципы внешней политики Франции. Согласно этим прин­ципам Французская Республика сообразует свою деятельность с нормами международного публичного права. Должным образом ратифицированные или одобренные международные договоры или соглашения имеют преимущественную юридическую силу по срав­нению с внутренним законом, и в случае коллизии между между­народно-правовой нормой и нормой внутреннего национального права приоритет отдается первой. Уже Преамбула 1946 г. предус­матривала возможность ограничения на условиях взаимности су­веренитета Франции, если это необходимо для организации и за­щиты мира. В последующем эти положения были уточнены и до­полнены, в частности, в ходе конституционной реформы, связанной с участием Франции в Европейском Союзе.

Основная масса статей конституционного текста 1958 г. по­священа организации публичной власти во Франции. Сравнитель­но подробно регулирует Конституция статус и полномочия Пре­зидента Республики, более лапидарно — место и роль Прави­тельства и характер его взаимоотношений с парламентом. Конституция содержит развернутые постановления, относящиеся к организации законодательной власти, определяет статус Кон­ституционного совета, закрепляет независимость судебной власти и содержит некоторые нормы, касающиеся организации самоуп­равления на местах.

Специфика Конституции заключается прежде всего в том, что она подтверждает доминирующее положение исполнительной власти в общей системе государственных властей. Конституция 1958 г. вводит такие новые и сравнительно редко встречающиеся в развитых странах нормы, которые устанавливают определен­ные рамки законодательной деятельности Парламента и даже подчиняют ее в известной мере контролю со стороны исполни­тельной власти. Именно эти нормы и дали основание говорить о том, что в Конституции 1958 г. прослеживаются определенные авторитарные тенденции.

Конституция 1958 г. наделила весьма значительными, в том числе самостоятельными, полномочиями главу французского го­сударства. Это обстоятельство послужило основанием для утвер­ждений об установлении в стране режима личной власти. Однако практика функционирования конституционного механизма во Франции показала, что в целом она строится на принципах пра­вового государства в условиях достаточно реального контроля за исполнительной властью со стороны представительных учрежде­ний, а следовательно, нет оснований характеризовать эту Консти­туцию как антидемократическую или авторитарную.

Наши рекомендации