Предназначение АПН заключается прежде всего в обеспечении эффективной реализации конституционного назначения исполнительной власти
Виды АПН:
1. По конкр. содержанию и регулир-ию общ-ых отн-ий: на общие (регулир-ют общ-ые отн-я общего хар-ра, для всех сфер и отраслей) и особенные ( в конкр. сфере упр-я).
2. По предмету воздействия на субъекты админ-го права:
- обязывающие, предписывают совершать опред-е дей-я (нормы о компетенции гос-ых органов и служащих, о порядке работы с обращениями граждан и др.)
- запрещающие, уст-ют недопустимые дей-я (пр., недопустимость прим-я милицией огнеср-го оружия в отн-ии женщин и несовершеннолетних и запрещение всех дей-ий, попадающих под признаки админ-го правонар-я).
- уполномачивающие, предоставляют опред. права и полномочия органам, должностным лицам и гражданам, кот-е они могут исп-ть по своему желанию и усмотрению, а могут отказаться от их реализации.
- стимулирующие, обеспечиваются с с помощью соответ-их средств материального или морального воздействия. ( установление налоговых льгот, льготное кредитование и др.)
- рекомендательные, исп-ся чаще всего во взиимоотн-ях субъектов исп-ой власти негос-ых формир-ий.
3.С учетом федеративного устр-ва РФ АПН делятся на общефедеративные и устанавливаемые субъектами РФ.
4. По терри-ии дей-я:
- территориальные, дей-ют в границах гос-ва, гос-нотериториальных образ-ий ( пр., нормы КоАП- общегосударственные, но правила охоты уст-ся местными органами и дей-ют в границах терр-ии).
- межтерриториальные, Дей-ют в границах нескольких гос-но-террит-ых образ-ий (пр., акты в усл-ях ЧП).
5. По действию во времени: срочные (определен срок дей-я) и бессрочные (до офиц-ой отмены компетентным органом). 49. Система источников административного праваИсточники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера).
В законодательном массиве административного права следует выделять:
* общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России, отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т.п.);
* законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.);
* международные акты, действующие в данной сфере правоотношений.
К числу источников, по поводу которых отсутствует единство во взглядах, относится юридический прецедент (например, постановления Конституционного Суда России, Президиума Верховного Суда). Данные акты обладают признаками нормативных, однако не являются самозначимыми и действуют лишь до тех пор, пока действует акт, с интерпретацией которого связаны соответствующие прецеденты.
Система источников административного права выглядит следующим образом.
На федеральном уровне:
а) Конституция РФ;
б) общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;
в) постановления Конституционного Суда РФ;
г) федеральные конституционные законы;
д) федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ;
е) нормативные указы и распоряжения Президента РФ;
ж) нормативные акты палат Федерального Собрания РФ;
з) нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ;
и) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 в ред. от 07.07.2006 г. «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» они издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается);
к) нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ).
На региональном уровне:
а) конституции (уставы) субъектов РФ;
б) постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ;
в) законы субъектов РФ;
г) нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ;
д) нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;
е) нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;
ж) нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции;
На муниципальном (местном) уровне:
а) уставы муниципальных образований;
б) нормативные акты представительных органов муниципального образования;
в) нормативные акты главы муниципального образования;
г) нормативные акты местной администрации.
50. Понятие, особенности и виды административно-правовых отношений.АПО— это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Элементами структуры АПО являются:
- субъекты (участники);
- объекты (то, по поводу чего возникли отношения);
- содержание правоотношения (В содержании АПО различают две стороны:
1) материальную (поведение субъектов);
2) юридическую (субъективные права и юридические обязанности).
АПО имеют свои особенности.
1. Права и обязанности сторон данных отношений связаны с деят-ью исп-ых органов гос-ва и др. субъектов исп-ой власти.
2. АПО м. сущ-ть только в качестве правовых (в отлиии от семейно-брачных, товарообменных, трудовых, кот-е складываются и сущ-ют независимо от того, регулир-ся ли они правом или нет).
3. Многообразие АПО и их хар-р.
4. Одной из сторон отношений является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управлен-ческими полномочиями государственно-властного характера.
5. АПО могут возникать по инициативе любой из сторон. При этом согласие второй стороны не обязательно.
6. Если произошло нарушение административно-правовой нормы, то нарушитель несет ответ-ть перед гос-ом
7. Споры, возникающие между участниками АПО, разрешаются в большинстве случаев в админ-ом (несудебном) порядке.
Сущ-ют многочисленные виды АПО:
1. По своему хар-ру – материальные (регулируются материальными нормами админ-го права-нормы, закрепляющие права, обязанности, ответ-ственность уч-ов управленческих отношений)и процессуальные (связанные с разрешением индивидуально-конкретных дел, которые регулируются административно-процессуальными нормами, определяющие методы, способы, поря-док деят-ти по реализации гос-го управления).
2. По хар-ру взимоотношений уч-ов этих отношений – вертикальные (между министерствами и подведомственными орг-ми, руководителем и подчиненным), горизонтальные (между двумя министрествами, структурными подразделениями всех др. органов исп-ой власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные(между гос-ми санитарным, пожарным и др. инспекторами должностными лицами подконтрольных объектов)
3. По продолжительности дей-я – бессрочные, срочные и кораткосрочные.