Конституционный конфликт в пруссии и приход бисмарка к власти

Скоро начались столкновения между правительством и бур­жуазной оппозицией в ландтаге — прусской нижней палате. Столкновения эти переросли в так называемый конституцион­ный конфликт. Он возник в связи с предложением правительства ландтагу реорганизовать прусскую армию и ассигновать на это необходимые денежные средства.

Предложенная в 1860 г. военным министром реформа преду­сматривала удвоение числа линейных полков, уничтожение ланд­вера и, наконец, увеличение срока действительной военной служ­бы с двух до трех лет. Однако, несмотря на давление правитель­ственных кругов, буржуазное большинство ландтага, образовав­шее вскоре партию прогрессистов, отвергло проект реорганиза­ции впредь до проведения реформ, превращающих Пруссию в парламентарное государство. Правительство добилось лишь части тех ассигнований, на которые рассчитывало.

В стране назревала революционная ситуация, которая, однако, не смогла перерасти в революцию в связи с неспособностью гер­манского пролетариата и в 1860 г. возглавить борьбу широких народных масс против реакционеров — помещиков и монархии.

В 1861—1862 гг. растерянность охватила не только самого Вильгельма I, но и его министров. Для прусского прави­тельства в обстановке всенародного недовольства было опасно и уступать ландтагу, и идти напролом, возвращаясь фактически к самодержавным порядкам дореволюционного периода. Поэтому наиболее дальновидные круги прусского дворянства и бюрокра­тии стремились привлечь на свою сторону буржуазию, видя в этом единственное средство сохранить монархию Гогенцоллернов, остаться у власти и избежать новой революции. Решительно отвергая требования конституционно-парламентских реформ, наиболее трезвая часть юнкерства готова была взять дело объеди­нения в свои руки и осуществить его «сверху».

Олицетворением этого нового курса стал князь Отто фон Бис­марк (1815—1898), которому в сентябре 1862 г. Вильгельм I и пе­редал пост министра-президента Пруссии, т. е. премьер-министра. Придя к власти, Бисмарк вскоре же распустил строптивый ландтаг и совместно с фон Рооном, опираясь на реакционную палату господ, продолжал реорганизацию армии. Конституционный конфликт не принес либералам желанной победы. В 1862 г. в Пруссии, раньше чем в других европейских странах, была введе­на всеобщая воинская повинность. Из раздробленной Германии он хо­тел железом и кровыо создать новую единую империю под главенством прусских Гогенцоллернов.

Войны Пруссии 1864 и 1866 гг. за объединение Германии «железом и кровью».Бисмарк энергично взялся за объединение Германии под гегемонией Пруссии, стремясь любой ценой до­биться поставленной цели с помощью силы. Вопросы государст­венного права в последнем счете решаются не парламентскими речами, а «огнем и железом», открыто заявлял он.

На пути объединения Германии под главенством Пруссии сто­яли большие препятствия. Франция опасалась появления на своих восточных границах сильного соседа.

Первым шагом Бисмарка было заручиться нейтралитетом России в подготовлявшихся им войнах. Задача эта облегчалась тем, что отношения России с Австрией и Англией после Крым­ской войны оставались крайне обостренными.

Первым делом Бисмарк задумал отторгнуть от Дании Голь-штейн и Шлезвиг, за исключением северной части Шлезвига, где жили датчане. Герцогства эти были в основном населены немца­ми. В них действовала отдельная конституция, и с Данией они были связаны главным образом личной унией.

В 1883 г. новый датский король Христиан распространил на Шлезвиг датскую конституцию. Шаг этот вызвал бурное недо­вольство во всей Германии и дал Бисмарку повод для вмешатель-ства во вновь возникший «шлезвиг-голыптейнский вопрос». Прус­сия предъявила Дании ультиматум — отказаться от аннексии Шлезвига. К этому требованию присоединилась и не желавшая отстать Австрия.

Датский король, рассчитывая на помощь европейских дер­жав, отверг предъявленные ему требования. 1 февраля 1864 г. войска Пруссии и Австрии перешли реку Эйдер и захватили Шлезвиг. Короткая, но кровопролитная война закончилась по­ражением Дании. Согласно заключенному 30 октября 1864 г. в Вене мирному договору, оба герцогства переходили во времен­ное совместное владение Пруссии и Австрии.

Дальнейшей задачей Бисмарка было разгромить Австрию и положить конец ее влиянию в Германии. При запутанном порядке управления герцогствами конфликт между Австрией и Пруссией был неизбежен. Бисмарк сознательно провоцировал столкновение, рассчитывая на силу прусской армии. Стремясь быстрее разбить Австрию, он заключил весной 1866 г. тайный союз с Италией, пообещав ей Венецию за помощь против Австрийской империи.

Чтобы обеспечить нейтралитет Франции, Бисмарк при личных свиданиях с Наполеоном III на французском курорте Биарриц обещал не мешать присоединению к Франции части Бельгии и земель по левому берегу Рейна за нейтралитет в австро-прусской войне.

Весной 1866 г. Бисмарк потребовал от Австрии согласия на коренную реформу Германского союза. Не получив желаемого ответа, в июне Пруссия двинула свои войска в Гольштейн. Одновраменно Бисмарк разослал всем германским государствам проект реформы Германского союза, предусматривавший исключение из него Австрии. Союзный сейм стал на сторону Австрии. Пруссия в ответ на это вышла из Германского союза. 16 июня прусские войска вступили в Саксонию, Ганновер и Гессен-Кассель.

Австро-прусская война быстро привела к полному разгрому Австрии. Императору Францу-Иосифу, против которого с юга действовали итальянцы, на оставалось ничего другого, как заклю­чить с Пруссией мирный договор, подписанный в Праге 23 авгус­та 1866 г.

Северогерманский союз. Согласно этому договору, Австрия на­всегда выходила из Германского союза, отказывалась от претен­зий га гегемонию Германии и соглашалась на присоединение герцогств к Пруссии.

После поражения Австрии вместо Германского союза был со­здан под прусской гегемонией новый Северогерманский союз. Он состоял из 22 государств. Конституция этого союза была утвер­ждена учредительным рейхстагом в начале 1867 г. и сосредото­чивала всю власть в руках наследного «президента» — прусского короля Вильгельма I. В состав союза были включены земли, ле­жащие севернее р. Майн. Территория Пруссии при этом увеличилась на 1500 кв. миль, а ее население возросло на 4,5 млн. человек. И на этот раз ни одна из великих держав не отважилась поме­шать Пруссии.

Прусские порядки были принудительно распространены на весь Северогерманский союз.

Вся полнота исполнительной власти в Северогерманском сою­зе была сосредоточена в руках президента — прусского короля, который являлся главнокомандующим организованной по прус­скому образцу «союзной армии», объявлял войну и заключал мир, смещал и назначал всех должностных лиц, собирал или рас­пускал по собственному усмотрению законодательные палаты Союза, по отношению к решениям которых располагал правом абсолютного вето. Заместителем его являлся назначаемый им союзный канцлер, постоянно председательствовавший в верхней палате — Союзном совете. Совет этот состоял из чиновников — делегатов отдельных входивших в состав союза государств, при­чем 17 голосов в нем из 43 принадлежало представителям Прус­сии. Рейхстаг — нижняя палата — состоял из 297 депутатов, избираемых всеобщей подачей голосов мужчинами, и имел право вотировать законы и утверждать бюджет.

Завершение объединения Германия «сверху» и его последствия. После войны 1866 г. и создания Севе­рогерманского союза национальное объединение Германии было в основном закончено. Последние препятствия на пути к созданию Германской империи под главенством Пруссии были устранены в результате победоносной войны против Франции в 1870 — 1871 гг. Еще до подписания мирного договора с разгромленной Францией, 18 января 1871 г. в зеркальном зале Версальского дворца возглавлявший Северогерманский союз прусский король Вильгельм I был торжественно провозглашен германским импе­ратором. Германская империя, включившая в свой состав южно-германские государства Баден, Вюртемберг, Гессен-Дармштадт и Баварию, стала крупным агрессивным юнкерско-буржуазным го­сударством, утвердившимся в центре Европы.

18 января 1871 г. гер­манские короли, князья и генералы, собравшись в Зеркальном зале Версальского замка, на оккупированной земле Франции, провозгласил короля Пруссии Вильгельма I кайзером Германской империи.

На политической карте Европы возникло новое крупное го­сударство, внутренняя и внешняя политика которого с самого начала приобрела антидемократический, реакционный, милита­ристский характер.

Имперская конституция 1871 г. Государственно-политическая структура и соотношение классовых и политических сил Гер­манской империи нашли свое отражение в общеимперской кон­ституции, которая была утверждена рейхстагом 14 апреля 1871 г. Эта конституция явилась слепком с конституции 1867 г. Северо-Германского Союза. Этот факт предопределил господст­вующее положение в новой империи наиболее крупного и силь­ного государства — Пруссии.

Хотя Германская империя и положила конец раздробленно­сти страны на многочисленные немецкие государства, она не стала, однако, единым централизованным буржуазным государ­ством. Согласно конституции она представляла собой, возник­шее на юридической основе договоров между королями и князь­ями, союзное государство, в рамках которого отдельные госу­дарства продолжали существовать. Империя состояла из 25 отдельных государств (4 королевств, 6 великих герцогств, 4 герцогств, 8 княжеств и 3 вольных городов) и имперской про­винции Эльзас-Лотарингии, аннексированной у Франции. Каж­дое из союзных государств располагало собственными законода­тельными органами (ландтагами) и разветвленной бюрократи­ческой исполнительной машиной.

Общенациональным законодательным имперским органом был германский рейхстаг. Он избирался на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, хотя и со значитель­ными цензовыми ограничениями. Его законодательное право было весьма ограниченным, так как любой законопроект всту­пал в силу лишь с одобрения бундесрата и кайзера. Послед­ние два института располагали фактическим правом вето. Бун­десрат, представлявший на деле верхнюю законодательную па­лату. Он не избирался.

Во главе новой империи стоял кайзер, который одновремен­но был королем Пруссии и верховным главнокомандующим ар­мии и флота. Исполнительная власть была целиком независима от законодательной. Имперский канцлер не был ответствен пе­ред рейхстагом и не мог уйти в отставку в случае выражения вотума недоверия.

Вторая Германская империя представляла буржуазно-монархическое государстве, в котором власть принадлежала не крупной промыш­ленной и финансовой буржуазии, а. высшему прусскому дворянству — юнкерам.

Структура власти. Бонапартизм Бисмарка. В стране существовал немецкий вариант бонапартистской диктатуры, во­площавшийся в лице имперского канцлера Отто фон Бисмар­ка, который одновременно был и прусским министром-прези­дентом.

Три политические силы: прусское юнкерство, милитаризм, крупная буржуазия.

Крупный политический деятель, Бисмарк не только укреплял положение короны и юнкерства. Бисмарк выработал специфическую форму бонапар­тистской диктатуры, сущностью которой была опора на воен­ный деспотизм и сильно разветвленный огромный бюрократиче­ский аппарат власти.

Типичным проявлением бисмарковского бонапартизма было фактическое отсутствие правительства и общепринятой системы министерств. Вся полнота исполнительной власти была сосре­доточена в руках имперского канцлера. Одновременно он был министром иностранных Дел. Одна из особенностей правления Бисмарка— возникновение государ­ственной собственности путем национализации железных дорог, почты, телеграфа, введения монополии на табак, водку и т. п. Огосударствление этих отраслей хозяйства привело к усилению бюрократического аппарата; все служащие, занятые в этих отраслях хозяйства, стали государственными чиновниками.

На протяжении 70-х гг. возник ряд органов государственно­го управления — ведомств (министерств): иностранных дел (-1871), имперских железных дорог (1873), юстиции (1877), внутренних дел (1879).

Политические партии Второй империи. Интересы юнкерства представляла консервативная партия, которая в 1878 г. была переименована в партию немецких консерваторов. Она господствовала в сельских районах, прежде всего в ост-эльбских провинциях. Национал-либеральная пар­тия была важнейшей политической организацией крупного ка­питала. До конца 70-х гг. она была главной парламентской опорой Бисмарка. Юнкеры и магнаты промышленного капитала, крупнейшие представители тяже­лой индустрии и руководящие чиновники государственного ап­парата объединились в небольшую, но влиятельную немецкую партию имперских или свободных консерваторов.

Лево-либеральные партии в конечном счете отражали инте­ресы буржуазии. Наиболее значительной среди них была прогрессистская партия, которая объединяла представителей мелкой и средней либеральной буржуазии.

Своеобразное место в этой системе партий господствующих и имущих классов занимала партия «Центра» которая возникла зимой 1870/71 г. под руководством Л. Виндхорста. Используя исторические условия раскола Германии но религиозному при­знаку, эта партия объединила католиков и партикуляристские силы. Ее социальным базисом были мелкие буржуа, крестьяне и рабочие-католики южной и западной Германии, а также Верх­ней Силезии. Во главе партии стояли крупные землевладельцы.

«Культуркампф».Одним из проявлений борьбы Бисмарка против партикуляристских тенденций была «культуркампф», или «борь­ба за культуру». В 1872—1873 гг. рейхстаг по требованию Бисмарка принял ряд антиклерикальных законов, которые серьезно ущем­ляли прежние права католицизма в деле народного образова­ния, запрещали деятельность иезуитских орденов и конгрега­ции, лишали церковь права подготовки и назначения на долж­ность духовных лиц. Наступление на партию «Центра» и католические орга­низации сопровождалось одновременно распространением по­литики опруссачивания населения других немецких земель, на­ступлением на права национальных меньшинств и ростом национального угнетения поляков, французов, датчан.

Политика «культуркампфа» вызвала сопротивление внутри страны и за рубежом. Папа Пий IX объявил в 1875 г. майские законы 1873 г. недействительными. На нижнем Рейне и в Рурской области в 70-х гг. возникли христианско-социальные рабочие союзы как противовес социалистическому рабочему движению. Планы Бисмарка потерпели в этом вопросе полный провал.

Начало борьбы за передел мира.Наступление эпохи импе­риализма сопровождалось изменением соотношения сил вели­ких держав на мировой арене, которое нашло свое выражение в борьбе за передел уже поделенного мира. Англо-германский антаго­низм. Англо-германские ин­тересы сталкивались на Балканах и Ближнем Востоке, в Афри­ке и в Азии. С 1898 г. герман­ский рейхстаг принял ряд законов, которые наметили программу строительства мощных военных судов.

Одной из форм империалистической экспансионистской политики яви­лось так называемое «мирное проникновение». Первым шагом в этом направлении было осуществление проекта строительст­ва Багдадской железной дороги от Константинополя через Багдад к Персидскому заливу.

Вторым важнейшим направлением агрессивной внешней по­литики германского империализма было участие Германии в разделе Китая. Германия выступила инициатором посылки в Китай экспеди­ционного корпуса европейских держав и США для подавления народного восстания.

Германский империализм не удовлетворялся, однако, «мир­ным проникновением». Германия приступила к колониальным захватам лишь с середины 80-х гг. За истекшие четверть века она за­хватила колониальные владения общей площадью почти в 3 млн. кв. км с населением свыше 12 млн. человек. Правительство Вильгель­ма II предприняло в начале 900-х гг. целый ряд международ­ных акций, целью которых была попытка провокационным пу­тем подчинить себе уже захваченные ранее другими государст­вами территории. Это касалось прежде, всего двух конфлик­тов, в 1905 и в 1911 гг. в связи с Марокко, которые привели к общеевропейскому кризису и едва не стали поводом к воз­никновению европейской войны.

На протяжении первого десятилетия XX в. окончательно оформляются две гигантские военно-политические группиров­ки — Антанта и Тройственный союз. Во главе последнего ста­ла империалистическая Германия, которая взяла курс на под­готовку мировой войны.

Наши рекомендации