Конституционный конфликт в пруссии и приход бисмарка к власти
Скоро начались столкновения между правительством и буржуазной оппозицией в ландтаге — прусской нижней палате. Столкновения эти переросли в так называемый конституционный конфликт. Он возник в связи с предложением правительства ландтагу реорганизовать прусскую армию и ассигновать на это необходимые денежные средства.
Предложенная в 1860 г. военным министром реформа предусматривала удвоение числа линейных полков, уничтожение ландвера и, наконец, увеличение срока действительной военной службы с двух до трех лет. Однако, несмотря на давление правительственных кругов, буржуазное большинство ландтага, образовавшее вскоре партию прогрессистов, отвергло проект реорганизации впредь до проведения реформ, превращающих Пруссию в парламентарное государство. Правительство добилось лишь части тех ассигнований, на которые рассчитывало.
В стране назревала революционная ситуация, которая, однако, не смогла перерасти в революцию в связи с неспособностью германского пролетариата и в 1860 г. возглавить борьбу широких народных масс против реакционеров — помещиков и монархии.
В 1861—1862 гг. растерянность охватила не только самого Вильгельма I, но и его министров. Для прусского правительства в обстановке всенародного недовольства было опасно и уступать ландтагу, и идти напролом, возвращаясь фактически к самодержавным порядкам дореволюционного периода. Поэтому наиболее дальновидные круги прусского дворянства и бюрократии стремились привлечь на свою сторону буржуазию, видя в этом единственное средство сохранить монархию Гогенцоллернов, остаться у власти и избежать новой революции. Решительно отвергая требования конституционно-парламентских реформ, наиболее трезвая часть юнкерства готова была взять дело объединения в свои руки и осуществить его «сверху».
Олицетворением этого нового курса стал князь Отто фон Бисмарк (1815—1898), которому в сентябре 1862 г. Вильгельм I и передал пост министра-президента Пруссии, т. е. премьер-министра. Придя к власти, Бисмарк вскоре же распустил строптивый ландтаг и совместно с фон Рооном, опираясь на реакционную палату господ, продолжал реорганизацию армии. Конституционный конфликт не принес либералам желанной победы. В 1862 г. в Пруссии, раньше чем в других европейских странах, была введена всеобщая воинская повинность. Из раздробленной Германии он хотел железом и кровыо создать новую единую империю под главенством прусских Гогенцоллернов.
Войны Пруссии 1864 и 1866 гг. за объединение Германии «железом и кровью».Бисмарк энергично взялся за объединение Германии под гегемонией Пруссии, стремясь любой ценой добиться поставленной цели с помощью силы. Вопросы государственного права в последнем счете решаются не парламентскими речами, а «огнем и железом», открыто заявлял он.
На пути объединения Германии под главенством Пруссии стояли большие препятствия. Франция опасалась появления на своих восточных границах сильного соседа.
Первым шагом Бисмарка было заручиться нейтралитетом России в подготовлявшихся им войнах. Задача эта облегчалась тем, что отношения России с Австрией и Англией после Крымской войны оставались крайне обостренными.
Первым делом Бисмарк задумал отторгнуть от Дании Голь-штейн и Шлезвиг, за исключением северной части Шлезвига, где жили датчане. Герцогства эти были в основном населены немцами. В них действовала отдельная конституция, и с Данией они были связаны главным образом личной унией.
В 1883 г. новый датский король Христиан распространил на Шлезвиг датскую конституцию. Шаг этот вызвал бурное недовольство во всей Германии и дал Бисмарку повод для вмешатель-ства во вновь возникший «шлезвиг-голыптейнский вопрос». Пруссия предъявила Дании ультиматум — отказаться от аннексии Шлезвига. К этому требованию присоединилась и не желавшая отстать Австрия.
Датский король, рассчитывая на помощь европейских держав, отверг предъявленные ему требования. 1 февраля 1864 г. войска Пруссии и Австрии перешли реку Эйдер и захватили Шлезвиг. Короткая, но кровопролитная война закончилась поражением Дании. Согласно заключенному 30 октября 1864 г. в Вене мирному договору, оба герцогства переходили во временное совместное владение Пруссии и Австрии.
Дальнейшей задачей Бисмарка было разгромить Австрию и положить конец ее влиянию в Германии. При запутанном порядке управления герцогствами конфликт между Австрией и Пруссией был неизбежен. Бисмарк сознательно провоцировал столкновение, рассчитывая на силу прусской армии. Стремясь быстрее разбить Австрию, он заключил весной 1866 г. тайный союз с Италией, пообещав ей Венецию за помощь против Австрийской империи.
Чтобы обеспечить нейтралитет Франции, Бисмарк при личных свиданиях с Наполеоном III на французском курорте Биарриц обещал не мешать присоединению к Франции части Бельгии и земель по левому берегу Рейна за нейтралитет в австро-прусской войне.
Весной 1866 г. Бисмарк потребовал от Австрии согласия на коренную реформу Германского союза. Не получив желаемого ответа, в июне Пруссия двинула свои войска в Гольштейн. Одновраменно Бисмарк разослал всем германским государствам проект реформы Германского союза, предусматривавший исключение из него Австрии. Союзный сейм стал на сторону Австрии. Пруссия в ответ на это вышла из Германского союза. 16 июня прусские войска вступили в Саксонию, Ганновер и Гессен-Кассель.
Австро-прусская война быстро привела к полному разгрому Австрии. Императору Францу-Иосифу, против которого с юга действовали итальянцы, на оставалось ничего другого, как заключить с Пруссией мирный договор, подписанный в Праге 23 августа 1866 г.
Северогерманский союз. Согласно этому договору, Австрия навсегда выходила из Германского союза, отказывалась от претензий га гегемонию Германии и соглашалась на присоединение герцогств к Пруссии.
После поражения Австрии вместо Германского союза был создан под прусской гегемонией новый Северогерманский союз. Он состоял из 22 государств. Конституция этого союза была утверждена учредительным рейхстагом в начале 1867 г. и сосредоточивала всю власть в руках наследного «президента» — прусского короля Вильгельма I. В состав союза были включены земли, лежащие севернее р. Майн. Территория Пруссии при этом увеличилась на 1500 кв. миль, а ее население возросло на 4,5 млн. человек. И на этот раз ни одна из великих держав не отважилась помешать Пруссии.
Прусские порядки были принудительно распространены на весь Северогерманский союз.
Вся полнота исполнительной власти в Северогерманском союзе была сосредоточена в руках президента — прусского короля, который являлся главнокомандующим организованной по прусскому образцу «союзной армии», объявлял войну и заключал мир, смещал и назначал всех должностных лиц, собирал или распускал по собственному усмотрению законодательные палаты Союза, по отношению к решениям которых располагал правом абсолютного вето. Заместителем его являлся назначаемый им союзный канцлер, постоянно председательствовавший в верхней палате — Союзном совете. Совет этот состоял из чиновников — делегатов отдельных входивших в состав союза государств, причем 17 голосов в нем из 43 принадлежало представителям Пруссии. Рейхстаг — нижняя палата — состоял из 297 депутатов, избираемых всеобщей подачей голосов мужчинами, и имел право вотировать законы и утверждать бюджет.
Завершение объединения Германия «сверху» и его последствия. После войны 1866 г. и создания Северогерманского союза национальное объединение Германии было в основном закончено. Последние препятствия на пути к созданию Германской империи под главенством Пруссии были устранены в результате победоносной войны против Франции в 1870 — 1871 гг. Еще до подписания мирного договора с разгромленной Францией, 18 января 1871 г. в зеркальном зале Версальского дворца возглавлявший Северогерманский союз прусский король Вильгельм I был торжественно провозглашен германским императором. Германская империя, включившая в свой состав южно-германские государства Баден, Вюртемберг, Гессен-Дармштадт и Баварию, стала крупным агрессивным юнкерско-буржуазным государством, утвердившимся в центре Европы.
18 января 1871 г. германские короли, князья и генералы, собравшись в Зеркальном зале Версальского замка, на оккупированной земле Франции, провозгласил короля Пруссии Вильгельма I кайзером Германской империи.
На политической карте Европы возникло новое крупное государство, внутренняя и внешняя политика которого с самого начала приобрела антидемократический, реакционный, милитаристский характер.
Имперская конституция 1871 г. Государственно-политическая структура и соотношение классовых и политических сил Германской империи нашли свое отражение в общеимперской конституции, которая была утверждена рейхстагом 14 апреля 1871 г. Эта конституция явилась слепком с конституции 1867 г. Северо-Германского Союза. Этот факт предопределил господствующее положение в новой империи наиболее крупного и сильного государства — Пруссии.
Хотя Германская империя и положила конец раздробленности страны на многочисленные немецкие государства, она не стала, однако, единым централизованным буржуазным государством. Согласно конституции она представляла собой, возникшее на юридической основе договоров между королями и князьями, союзное государство, в рамках которого отдельные государства продолжали существовать. Империя состояла из 25 отдельных государств (4 королевств, 6 великих герцогств, 4 герцогств, 8 княжеств и 3 вольных городов) и имперской провинции Эльзас-Лотарингии, аннексированной у Франции. Каждое из союзных государств располагало собственными законодательными органами (ландтагами) и разветвленной бюрократической исполнительной машиной.
Общенациональным законодательным имперским органом был германский рейхстаг. Он избирался на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, хотя и со значительными цензовыми ограничениями. Его законодательное право было весьма ограниченным, так как любой законопроект вступал в силу лишь с одобрения бундесрата и кайзера. Последние два института располагали фактическим правом вето. Бундесрат, представлявший на деле верхнюю законодательную палату. Он не избирался.
Во главе новой империи стоял кайзер, который одновременно был королем Пруссии и верховным главнокомандующим армии и флота. Исполнительная власть была целиком независима от законодательной. Имперский канцлер не был ответствен перед рейхстагом и не мог уйти в отставку в случае выражения вотума недоверия.
Вторая Германская империя представляла буржуазно-монархическое государстве, в котором власть принадлежала не крупной промышленной и финансовой буржуазии, а. высшему прусскому дворянству — юнкерам.
Структура власти. Бонапартизм Бисмарка. В стране существовал немецкий вариант бонапартистской диктатуры, воплощавшийся в лице имперского канцлера Отто фон Бисмарка, который одновременно был и прусским министром-президентом.
Три политические силы: прусское юнкерство, милитаризм, крупная буржуазия.
Крупный политический деятель, Бисмарк не только укреплял положение короны и юнкерства. Бисмарк выработал специфическую форму бонапартистской диктатуры, сущностью которой была опора на военный деспотизм и сильно разветвленный огромный бюрократический аппарат власти.
Типичным проявлением бисмарковского бонапартизма было фактическое отсутствие правительства и общепринятой системы министерств. Вся полнота исполнительной власти была сосредоточена в руках имперского канцлера. Одновременно он был министром иностранных Дел. Одна из особенностей правления Бисмарка— возникновение государственной собственности путем национализации железных дорог, почты, телеграфа, введения монополии на табак, водку и т. п. Огосударствление этих отраслей хозяйства привело к усилению бюрократического аппарата; все служащие, занятые в этих отраслях хозяйства, стали государственными чиновниками.
На протяжении 70-х гг. возник ряд органов государственного управления — ведомств (министерств): иностранных дел (-1871), имперских железных дорог (1873), юстиции (1877), внутренних дел (1879).
Политические партии Второй империи. Интересы юнкерства представляла консервативная партия, которая в 1878 г. была переименована в партию немецких консерваторов. Она господствовала в сельских районах, прежде всего в ост-эльбских провинциях. Национал-либеральная партия была важнейшей политической организацией крупного капитала. До конца 70-х гг. она была главной парламентской опорой Бисмарка. Юнкеры и магнаты промышленного капитала, крупнейшие представители тяжелой индустрии и руководящие чиновники государственного аппарата объединились в небольшую, но влиятельную немецкую партию имперских или свободных консерваторов.
Лево-либеральные партии в конечном счете отражали интересы буржуазии. Наиболее значительной среди них была прогрессистская партия, которая объединяла представителей мелкой и средней либеральной буржуазии.
Своеобразное место в этой системе партий господствующих и имущих классов занимала партия «Центра» которая возникла зимой 1870/71 г. под руководством Л. Виндхорста. Используя исторические условия раскола Германии но религиозному признаку, эта партия объединила католиков и партикуляристские силы. Ее социальным базисом были мелкие буржуа, крестьяне и рабочие-католики южной и западной Германии, а также Верхней Силезии. Во главе партии стояли крупные землевладельцы.
«Культуркампф».Одним из проявлений борьбы Бисмарка против партикуляристских тенденций была «культуркампф», или «борьба за культуру». В 1872—1873 гг. рейхстаг по требованию Бисмарка принял ряд антиклерикальных законов, которые серьезно ущемляли прежние права католицизма в деле народного образования, запрещали деятельность иезуитских орденов и конгрегации, лишали церковь права подготовки и назначения на должность духовных лиц. Наступление на партию «Центра» и католические организации сопровождалось одновременно распространением политики опруссачивания населения других немецких земель, наступлением на права национальных меньшинств и ростом национального угнетения поляков, французов, датчан.
Политика «культуркампфа» вызвала сопротивление внутри страны и за рубежом. Папа Пий IX объявил в 1875 г. майские законы 1873 г. недействительными. На нижнем Рейне и в Рурской области в 70-х гг. возникли христианско-социальные рабочие союзы как противовес социалистическому рабочему движению. Планы Бисмарка потерпели в этом вопросе полный провал.
Начало борьбы за передел мира.Наступление эпохи империализма сопровождалось изменением соотношения сил великих держав на мировой арене, которое нашло свое выражение в борьбе за передел уже поделенного мира. Англо-германский антагонизм. Англо-германские интересы сталкивались на Балканах и Ближнем Востоке, в Африке и в Азии. С 1898 г. германский рейхстаг принял ряд законов, которые наметили программу строительства мощных военных судов.
Одной из форм империалистической экспансионистской политики явилось так называемое «мирное проникновение». Первым шагом в этом направлении было осуществление проекта строительства Багдадской железной дороги от Константинополя через Багдад к Персидскому заливу.
Вторым важнейшим направлением агрессивной внешней политики германского империализма было участие Германии в разделе Китая. Германия выступила инициатором посылки в Китай экспедиционного корпуса европейских держав и США для подавления народного восстания.
Германский империализм не удовлетворялся, однако, «мирным проникновением». Германия приступила к колониальным захватам лишь с середины 80-х гг. За истекшие четверть века она захватила колониальные владения общей площадью почти в 3 млн. кв. км с населением свыше 12 млн. человек. Правительство Вильгельма II предприняло в начале 900-х гг. целый ряд международных акций, целью которых была попытка провокационным путем подчинить себе уже захваченные ранее другими государствами территории. Это касалось прежде, всего двух конфликтов, в 1905 и в 1911 гг. в связи с Марокко, которые привели к общеевропейскому кризису и едва не стали поводом к возникновению европейской войны.
На протяжении первого десятилетия XX в. окончательно оформляются две гигантские военно-политические группировки — Антанта и Тройственный союз. Во главе последнего стала империалистическая Германия, которая взяла курс на подготовку мировой войны.