История государств на территории Корейского полуострова в III-VII вв. Особенности социального и экономического развития Кореи в VII-VIII вв
1. География. Корейский полуостров.
2. Хронология. В I-II вв. формируются основные государства на п-ве. Соответсвенно, III-VII – войны за гегемонию. Кончаются созданием общекорейского государства Силлы (676-935).
Возникновение государств.
· Север. С самого начала на К. п. Несколько этнических общностей. На их базе и возникают первые государства. Быстрее всего что-то появляется на севере, у племени когурё и они быстро подчиняют себе окружающие племена и обложили их данью. Потом военный вождь (ван) становится главным, а аристократия подразделяется на 12 разрядов. Возникают первые законы.
· Юг. На юге государства образуются позже по принципу покорения одной общиной другой и слияния их элит. Так в III-IV вв. образуется государство Пэкче (ЮЗ), а в V-VI – Силла (ЮВ и Ю). С самого начала – войны как между собой, так и с соседями (3 корейских страны + Китай + совсем немного – Япония).
4. Политика. Здесь всё очень мутно. Про первые государства кроме фактики почти ничего не известно. То же касается экономики и соц. Про Силлу: Правитель – ван. Опирается на конфуцианские идеи и буддийские монастыри (всё – из Китая). С середины VIII в. страна делится на 9 областей (по 3 на бывшую страну), 5 наместничеств, а также на округа и уезды.
5. Экономика. В основе – поливное земледелие. Рис там растёт. В основном, натхоз. Постепенно устаавливается торговля с Китаем и японией, но пока очень слаба.
6. Социум. Корейцы до сих пор спорят, были ли первые государства вполне феодальными. Но то, что феодальная Силла – очевидно. Вся земля – государственная, из неё выделяются наделы для крестьян, которые к этим землям прикрепляются. Особо отличившимся чиновникам жалуются земли, так возникают феодалы. Потом практика наделения чиновников землёй узаконивается. Скорее всего, все ремесленники прикреплены к определённой мастерской, положение передаётся по наследству.
7. Культура. С проникновением буддизма (первые монахи – IV в.) и конфуцианства, чему очень способствовали правители (идеология + опора власти) оказывается под сильным влиянием Китая. Возникают первые школы для чиновников (всё – от китайцев). Корейский язык иероглифами научились записывать только к концу VII в. Но своеобразная архитектура (гробницы знати). Из самого известного уже позднего – пагода Табокхап. Неплохая наука – строят даже обсерваторию (сер. VII).
События.
· 245 – первый поход китайцев (Северное Вей) на Когурё. Захватили столицу (Хвандо; в поздний период столица - Пхеньян), но вынуждены были уйти.
· В IV – войны Когурё с Янь (государство в Северном Китае), сначала успешные для Янь (342 – разрушено Хвандо, когурёксккий ван признаёт зависимость), но к концу века Когурё побеждает и сильно расширяется за счёт Китая. На полуострове появляются первые буддисты.
· V в. Тогда же – войны Когурё с Пэкче, К. расширяется на юг, а также занимает весь север п-ва.
· В VI в. складываются блоки К. и Пэкче vs Силлы и Китая. В это же время Силла начинает вытеснять японцев с юга п-ва (там были их поселения, одновременно – и базы для пиратских набегов)
· В VII в. К. сталкивается с Суйской агрессией (походы 598, 612, 613, 614 - неуспешны). Новая кит. династия Тан также пытается что-то сделать (по приглашению Силлы), но опять безрезультатно (поход 645). Отразив китайцев К. начинает войну с Силлой. Силла в союзе с Тан разбивает Пэкче. П. Становится танской провинцией. Пэкче восстают, но в 663 восстание подавлено, после чего Силла и танцы нападают на Когурё и в 668 громят его. Территории К. – за танцами. Тут же поднимается общекорейское восстание против Тан, Силла его поддерживает и громит танцев (670-676). Первый объединитель Кореи – ван Мунму.
На Корейском полуострове южнее реки Амноккан (Ялуцзян) в начале нашей эры существовало несколько племен, наиболее сильными среди которых были северные, протокорейские (когурё). В III– IV вв. на полуострове возникло три племенных протогосударства – Когурё, Пэкче и Силла – с типичной для подобных образований внутренней организацией (верховная власть-собственность вождя-вана; родовая знать, воины и чиновники; платившие ренту-налог в казну общинники). Органы управления и иерархия чинов, равно как и формы редистрибуции (должностные владения), развивались под воздействием соответствующих китайских институтов, причем проводником этого влияния было конфуцианство, ставшее основной идейной доктриной всех трех государственных образований, быстро эволюционировавших с его помощью в своем внутреннем развитии. С конца IV в. в Корею из Китая проник буддизм в его китаизированной махаянистской модификации, причем влияние его здесь оказалось более сильным по сравнению с той ролью, которую он играл в Китае не только в период Нань-бэй чао, но и вообще когда-либо.
Процесс заимствования идей и институтов из Китая шел на фоне активных междоусобиц периода Нань-бэй чао, и это в немалой степени помогло Корее не только сохранить независимость, но и успеть в этом качестве укрепиться. Правда, внутренние войны ослабляли все три государства. Однако после того, как в результате этих войн были сильно ослаблены сначала Пэкче, а затем и Когурё, а походы суйского Ян-ди против Когурё закончились неудачей и привели к гибели династию Суй, государство Силла оказалось в выигрыше. С помощью танских войск Силла одолела своих соперников и во второй половине VII в. практически объединила всю Корею под своей властью, признав себя формально вассалом танского Китая.
По танскому образцу в объединенном корейском государстве были реорганизованы система администрации и налогообложения. Вся страна была разделена на девять провинций (по три в каждом из бывших государств), подразделявшихся на округа и уезды. В округах и уездах управляли назначенные из центра чиновники, получавшие свои должности после успешной сдачи экзаменов. В земледелии господствовала надельная система, т.е. каждый двор получал землю от государства на период трудоспособности его хозяина, за что этот последний был обязан платить налог и исполнять необходимые повинности. Чиновники получали должностные земли, аристократы – наследственные с учетом ранга и снижения его уровня в каждом последующем поколении. Городское население, ремесленники и купцы, находились в полной зависимости от представителей власти и требований казны.
Неудивительно, что в созданной по китайскому образцу системе внутренней организации государства и общества происходили аналогичные процессы, ведшие практически к таким же результатам. В частности, речь идет о циклическом характере развития с экономическими кризисами, ослаблением центра и восстаниями крестьян. Одно из таких восстаний на рубеже IX–Х вв. привело к падению династии Силла и к захвату власти представителями дома Когурё. Основатель новой династии Ван Гон силой подчинил себе всю Корею и немало сделал для еще большего укрепления ее централизованной структуры. Придя к власти опять-таки в удачный для страны период ослабления китайской танской империи, Ван Гон многое сделал для того, чтобы сохранить независимость от натиска тех, кто нападал на сунский Китай, – киданей, чжурчжэней. Он провел несколько важных реформ. В частности, идеологически переместил акценты, сделав официальной государственной религией буддизм – при всем том, что влияние конфуцианства, его идей и институтов не только сохранялось, но и высоко ценилось как основа администрации, образа жизни, основа культуры с ее китайской иероглифической письменностью.
Структура Корё, как стало именоваться теперь государство (именно от этого названия возникли его эквиваленты в европейских языках, включая и русский), в принципе не изменилась. Правда, вместо девяти провинций их стало шесть, потом десять, но все с тем же делением на округа и уезды. Продолжала сохраняться и надельная система с налогами и повинностями общинников, со спорадическими перераспределениями наделов. Центральная администрация имела шесть основных ведомств по китайскому танскому образцу. Чиновники получали служебные должностные наделы и делились на гражданских и военных. Армию набирали на рекрутской основе (4 – 5 дворов выставляли одного солдата, экипировавшегося за счет тех дворов, которые солдата не давали). Существовала система централизованного регулирования экономики, включая государственное кредитование крестьян и амбары для помощи в случае неурожаев. Большое место в системе аграрных отношений занимало буддийское монастырское землевладение. Существовало и типично китайское сословное деление на полноправных крестьян-налогоплательщиков – янин (сюда включались и платившие налоги городские слои) и неполноправных, чхонин, которые имущества не имели, налогов не платили, занимались грязными и презираемыми профессиями, хотя подчас использовались и в качестве наемников либо зависимых арендаторов. Обрабатывая земли чиновников, аристократов и иных землевладельцев, чхонин обычно безжалостно эксплуатировались.
Следует сказать, что правители Корё прилагали немало усилий для того, чтобы сохранять общую стабильность структуры. В 976 г. с этой целью был составлен общегосударственный земельный кадастр и введен строгий контроль за использованием земли – мера, весьма необходимая при существовании надельной системы. Однако, несмотря на это, в Корее, как и в Китае, шел процесс укрупнения землевладения, постепенного присвоения служебных и иных казенных земель. Временами возникали крупные полуавтономные уделы влиятельной наследственной знати. Во всех этих случаях центральная власть соответственно ослабевала, возникали кризисные явления, социально-политическая нестабильность. С особой силой это проявилось в XII в., когда крестьянские восстания наслаивались на мятежи знати, власть правителя-вана была ограничена или даже сведена на нет очередной военно-феодальной кликой из того или иного знатного дома. В начале XIII в. над страной нависла угроза монгольского нашествия.