Понятие и роль архива в организации
Специфика экспертизы ценности документов
И подготовка их сдачи в архив
Реферативная работа
Дронова Е. Л. Специальность 46.02.01 « Документационное обеспечение управления и архивоведение» группа 26доу Научный руководитель: Кадникова Н. С. |
Екатеринбург
Содержание | |
Введение | |
1. Понятие и роль архива в организации | |
2. Виды документов, предназначенных для сдачи в архив организации | |
3. Понятия и критерии экспертизы ценности документов | |
4. Специализация процесса передачи документов в архив | |
4.1 Первичная обработка дел для подготовки к архивному хранению | |
4.2 Оформление обложки дела | |
4.3 Составление описи дела | |
Заключение | |
Список используемой литературы |
Введение
Особое значение приобретает то, что ежедневно в организациях и учреждениях разрабатывается и поступает большое количество документов различных видов.
Все документы имеют разную значимость, определенный срок хранения и могут быть заново востребованы после окончания работы с ними. Хранение информации из хаотичного становится системным в результате оценки (экспертизы) скапливающихся документов и распределения их на хранение в зависимости от проведения оценки.
Социальная значимость исследования заключается в том, что ценность документов для каждой конкретной организации, так и для государственных архивов неравнозначна. Документы могут быть использованы не только для практической деятельности, но и для научных целей. Документы, которые содержат ценную информацию о политической, научной или культурной жизни общества могут служить историческими источниками. Поэтому назначением экспертизы ценности является отбор документов для постоянного и временного хранения.
Но, к сожалению, не в каждой организации разработаны положения и механизмы для проведения экспертизы ценности документов, что затрудняет их хранение и работу с ними. Это и обуславливает актуальность выбранной темы.
Теоретической основой нашего исследования стали работы: документы, ГОСТы, электронные ресурсы, периодические издания, нормативные документы и т.д.
Цель работы - изучить специфику экспертизы ценности документов и подготовку их сдачи в архив.
В связи с формулированной целью были поставлены следующие задачи:
- понятие и роль архива в организации; |
- виды документов предназначенных для сдачи в архив организации; |
- понятия и критерии экспертизы ценности документов; |
- специализация процесса передачи документов в архив; |
- первичная обработка дел для подготовки к архивному хранению; |
- оформление обложки дела; |
- составление описи дела. |
Для достижения поставленных целей и задач мы использовали теоретические методы исследования: анализ, синтез, конкретизация, поиск информации в системе интернет, работа с библиотечными каталогами, с нормативными документами.
Понятие и роль архива в организации
В каждой организации есть архив. Архив - учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учёт и использование архивных документов. [2, с. 1]
Рассмотрим виды архивов:
- Государственный архив - федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое органом государственной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов;
- Муниципальный архив - структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов;
Документы государственного учреждения, организации, предприятия, имеющие историческое, культурное, научное, социальное, экономическое и политическое значение, составляют государственную часть Архивного фонда Российской Федерации, являются собственностью государства и подлежат постоянному хранению в государственных архивах Российской Федерации.
До передачи на государственное хранение эти документы временно, в пределах, установленных Государственной архивной службой Российской Федерации, хранятся в учреждениях, организациях, на предприятия.
Архивы организаций подразделяются на: передающие свои документы в архивные учреждения на постоянное хранение; не передающие свои документы в архивные учреждения на постоянное хранение. [15, c. 1]
Архив организации может функционировать на правах:
- Самостоятельного структурного подразделения. Общее руководство деятельностью архива организации возлагается на руководителя организации, а управление повседневной деятельностью архива - на руководителя самостоятельного структурного подразделения.
- Структурного подразделения в составе службы ДОУ организации. Руководство возлагается на руководителя службы ДОУ и руководителя структурного подразделения.
- Организационная структура архива организации определяется исходя из объема и содержания, возлагаемых на него задач и функций, состава дела, подлежащих временному хранению, с учетом организационных и иных возможностей организации.
Архив может состоять из следующих подразделений: отдел хранения управленческой документации на бумажных носителях; отдел хранения научно-технической документации; отдел хранения документации на электронных носителях; отдел комплектования; отдел учета; отдел организационно-методического обеспечения; администрация архива.
[14, с. 1]
Работа архива организуется в соответствии с положением об архиве, в котором фиксируются: правовой статус архива, источники его комплектования, состав документов поступающих на хранение, задачи и функции архива и его права, необходимые для их осуществления.
Временное хранение дел предприятия организуется и осуществляется обычно в его архиве. Если предприятие было подвергнуто процедуре реорганизации, вместе с делами, образовавшимися в процессе его работы, на временном хранении архива хранятся дела предприятия - предшественника.
Временное хранение дел может быть, и организовано и вне предприятия.
Архивы в качестве других мест временного хранения дел предприятия: центральные архивы федеральных органов власти; центральные отраслевые архивы; совместные архивы.
Таблица 1. Особенности организации временного хранения дел предприятия в архивных учреждениях за пределами предприятия
Вид архивного учреждения | Вид дел. Условия их приема на временное хранение. |
Центральный архив федерального округа государственной власти | 1. Документы аппарата управления органа государственной власти; 2. Документы организаций непосредственного подчинения; 3. Документы других организаций, включенных в список источников комплектования данного архива. |
Центральный отраслевой архив | Документы всех организаций, отнесенных к определенной отрасли, всех уровней подчиненности независимо от их территориального расположения. |
Объединенный архив | Документы нескольких организаций, связанных системой соподчиненности или видом деятельности. |
Таким образом, дела предприятия, по согласованию с соответствующими архивными организациями, могут временно храниться за пределами предприятия, которое должно быть предварительно включено в список источников комплектования соответствующего архивного учреждения. Для временного хранения документов, состав которых обусловлен способом фиксации информации и типом носителя, на предприятии могут создаваться специализированные архивы на правах структурного подразделения либо структурного подразделения в составе архива предприятия.