Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления.
Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.
Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.
Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы. Работой Правительства руководит Премьер-министр.
Премьер-министр:
1) осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу;
2) подписывает постановления Правительства;
3) в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев;
4) информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;
5) выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.
Правительство Республики Беларусь:
- руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
- разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
- разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
- обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;
- принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
- выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;
- обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;
- отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судоустройство в Республике Беларусь определяется законом. Образование чрезвычайных судов запрещается.
Судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.
Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.
Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями.
Судебные постановления являются обязательными для всех граждан и должностных лиц. Стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений.
Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.
Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет.
Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:
о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;
о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.
Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
Местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года.
Руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов.
К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:
утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
назначение местных референдумов .
Модуль 2. Вопрос 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ.
Политическая партия — это специализированная, организационно-упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.
Признаки партии:
• наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегии партии;
• наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни;
• наличие руководящих органов и партийных функционеров;
• наличие организационной структуры в центре и разветвленной сети первичных местных организаций;
• участие в борьбе за политическую власть;
• фиксированное членство (хотя это и не является обязательным признаком).
Среди функций политических партий выделяют:
1) политическую — овладение государственной властью с целью осуществления своей программы;
2) функцию социального представительства — выражение в политической жизни интересов какого-то социального слоя либо стремление создать себе прочную опору в обществе;
3) функцию социальной интеграции — примирение интересов различных социальных групп, достижение консенсуса в обществе;
4) функцию политического рекрутирования — подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов;
5) идеологическую — разработка партийной идеологии и программы;
6) электоральную — организация и участие в избирательных кампаниях;
7) набор новых членов в партию и их политическое воспитание.
Партийная система и её виды. Совокупность всех существующих и действующих в стране партий называется партийной системой. При авторитарных и тоталитарных режимах у власти, как правило, бессменно находится одна партия. Остальные либо запрещены, либо функционируют под жестким контролем правящей.
Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под которой понимается существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий. При этом реально в осуществлении власти могут принимать участие всего две партии (Республиканская и Демократическая партии в США и Консервативная и Лейбористская партии в Великобритании). Такие системы называют двухпартийными, что, однако, не исключает свободного функционирования и участия в политической жизни других партий (например, коммунистических).
В Конституции РБ признается политическое многообразие и многопартийность. Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но говорить о стабильности партийной системы пока не приходится. У многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сети первичных организаций, крайне невелика численность. С другой стороны, интересы не всех социальных групп представлены соответствующими партиями.
Политические партии создаются свободно, без разрешений органов государственной власти, однако в полном объеме могут осуществлять свою деятельность (в том числе как юридические лица) только с момента государственной регистрации.
Членами политической партии могут быть граждане РБ, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства.
Молодёжные общественные организации и движения.
Общественные объединения – важная форма проявления социальной активности молодёжи. Согласно законодательству молодёжным признаётся общественное объединение граждан в возрасте до 31 года. Деятельность этого объединения направлена на обеспечение социального становления всестороннего развития молодёжи.
В нашей стране функционируют более 160 молодёжных общественных объединений. Самые крупные:
• Белорусский республиканский союз молодёжи;
• Белорусская республиканская пионерская организация;
Модуль 3. Вопрос 11.
Политический процесс (ПП) – совокупность всех динамических изменений в поведении и отношениях субъектов, в исполнении ими ролей и функционировании институтов, а также во всех иных элементах полит. пространства, осуществляющихся под влиянием внешних и внутренних факторов. Это процесс властных отношений. Поведенческий подход: ПП – результирующий фактор полит. воль, интересов, ценностных ориентаций субъектов в политике. Системный подход: ПП – совокупность реакций полит. системы на воздействие окружающей среды; деятельность, вызывающая полит. последствия. Структурно-функциональный подход: ПП – определяется через функционирование заинтересованных групп в полит. сфере, функционирование политических институтов. Полит. система развивается через полит. процесс.
Структура политического процесса. По своему составу полит. процесс может быть представлен совокупностью процессов: революция, реформа, модернизация, восстание, полит. кризис, прямое полит. действие, конфликты и сотрудничество, избирательная компания.
Субъекты политического процесса. Субъект ПП – это совокупность участников, индивидов, социальных групп, различных организаций, партий, групп давления, государства, его институтов, принимающих непосредственное и сознательное участие в ПП. Субъекты: социальные и институциональные. Социальные: личность, группа, класс, элита. Институциональные: государство, партии, профсоюзы, полит. движения.
Этапы политического процесса.
1. Функционирование. Через институты опосредования развиваются отношения между обществом и государством. Стабильность политической системы. Традиции и преемственность обладают неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями.
2. Развитие. Характеризуют такие модификации базовых параметров полит. явлений, которые предполагают дальнейший позитивный характер эволюции последних.
3. Упадок. Характеризует такой способ трансформации сложившихся базовых форм и отношений, который предполагает негативную перспективу эволюции полит. явления.