Российско-японские отношения 1992-2015

1998–московская декларация.(задача строительства между двумя странами долгосрочного созидательного партнерства, регулярный диалог на высшем уровне). Взаимные визиты глав государств-поступательное развитие российско-японских отношений, взаимодействие на мировой арене, расширение торгово-экономического, продолжение переговоров о заключении мирного договора). 2001 в Шанхае в рамках форума АТЭС и 27 июня 2002 Путин и Дз.Коидзуми дальнейшие действия для подписания мирного договорас2003 года Москва и Хабаровск-Совместное заявление о принятии «Плана действий» - документ, отражающего достигнутые результаты по выполнению поставленной в 1998 году задачи строительства отношений созидательного партнерства между РФ и Японией. декабря 2003 визит М.М.Касьянова, в ходе которого был обсужден широкий комплекс российско-японских связей. Рассмотрен ход реализации «Российско-Японского плана действий». С 1994 года действует Российско-Японская межправительственная комиссия по торгово-экономическим вопросам. В сентябре 2000 Совместное заявление о взаимодействии в международных делах. В феврале 2002 подписано Совместное заявление министров иностранных дел России и Японии по борьбе с международным терроризмом.Одной из наиболее сложных проблем на пути к мирному договору является выдвижение Японией территориальных претензий на южные острова Курильской гряды (о.Итуруп, о.Кунашир и Малая Курильская гряда). Проблемные аспекты: незначительный объем взаимной торговли; незначительные масштабы японских инвестиций в российскую экономику; отказ Токио перерегистрировать на Россию собственность бывшего СССР в Японии и др. 2014Синдзо Абэ выступил с требованием «уважать суверенитет и территориальную целостность Украины». А после воссоединения России и Крыма Токио заявил, что приостанавливает консультации о смягчении визового режима и замораживает переговоры об инвестиционном сотрудничестве, сотрудничестве в освоении космоса и о предотвращении опасной военной деятельности.

44. Международные отношения на Корейском полуострове. Проблемы ядерных и ракетных вооружений и попытки их решения…

Конец 1980-х – н. 1990-х гг. были отмечены кардинальными переменами вокруг Корейского полуострова. В лице СССР КНДР лишилась важнейшего полит союзника и эк донора. Позиции КНДР в регионе заметно ослабли. В этой ситуации Пхеньян и Сеул возобновляют диалог на уровне премьер-министров. Так, в 1991г. стороны приняли два важных документа:1.Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах.2.Декларацию о безъядерном статусе Корейского полуострова. Отказывались от применения силы). В 1993г. обе Кореи выдвигают программу консолидации Севера и Юга, которая предполагала создание единого гос-ва. В конце XX века к власти в РК приходит новое правительство(политику солнечного тепла в отношении Севера)итог: первая встреча лидеров двух стран2000, кот.завершилась подписанием Совместной декларации Севера и Юга, отношения начали набирать позитивную динамику. Стали осуществляться совместные эк проекты. РК ежегодно оказывала КНДР гуманитарную помощь, поставляла продовольствие. 2007Ли Мён Бак, ситуация резко изменилась, назвал политику своих предшественников в отношении Севера «ошибочной» и сформулировал «новый курс», который предусматривал: Денуклеаризацию КНДР, Открытость КНДР мировому сообществу. Последовали шаги по свертыванию двухстороннего сотрудничества. В марте 2010,потопление южнокорейского военного корабля «Чхонан». РК требовало от Пхеньяна официальных извинений. Сеул предложил Северу программу по мирному объединению, кот. включала в себя три ступени: мирное сожительство, далее эк интеграция, затем уже объединение. КНДР же должна была отказаться от ядерного оружия. 2010 РК провела маневры в спорном районе Желтого моря. В ответ СК, обвинив Сеул в обстреле ее территорий, нанесла удары по южнокорейскому острову. Вмешательство РФ, Китая и США помогло разрешить ситуацию. 2011КНРД выступила с инициативой возобновить межкорейский диалог.Юг весьма осторожно отреагировал на подобную инициативу. В 2002 г. Север заявил о возобновлении своей ядерной программы,кот. была заморожена по Рамочному соглашению 1994 года. В 2003 г. состоялся первый раунд шестисторонних переговоров о путях урегулирования ядерного кризиса КНДР (всего было шесть, последний завершился 2009г.). В 2005 году, Совместное заявление. Однако в 2006г., КНДР осуществила первое испытание. В 2009 году КНДР заявила о выходе из шестисторонних переговоров, провела второе ядерное испытание. В декабре 2012 года Пхеньян осуществил запуск ракеты, кот. вывела на орбиту искусственный спутник. В феврале 2013 КНДР провела третье по счету ядерное испытание. На что в марте 2013 СБ ООН одобрил новые санкции в отношении КНДР. 18 мая 2013 года КНДР испытала три баллистические ракеты малого радиуса действия.

45. Современные международные отношения в ЮВА. Интеграционные процессы в АСЕАН в 1991-2015г.Особенности МО в ЮВА:1) Преобладание горизонтальной структуры связей из-за примерного равенства потенциалов стран2) Традиционное неприятие чрезмерной вовлеченности великих держав в дела региона.3)Сильные позиции китайской диаспоры во всех странах ЮВА и сильное влияние Китая в регионе.АСЕАН была создана по инициативе Индон, Малз, Синг, Таил и Фил в 1967 г. Цели организации – содействие эк, социальному и культурному развитию стран-участниц, а также урегулирование потенциальных и существующих конфликтов в регионе.Основные задачи АСЕАН на будущее: создать зону свободной торговли в ЮВА. Страны-участницы преследуют цель региональной интеграции наподобие Евросоюза.В 1992 г. принята Манильская декларация(решаться мирными средствами в урегулировании спорных вопросов).

В 1995 г. подписан Юго-Восточноазиатский договор о зоне свободной от ядерного оружия(запретил ядерное оружие в регионе).В 2007 Принятие Хартии (Устав АСЕАН) на саммите в Сингапуре (трансформация в полноценную региональную организацию, с международнойправосубъектностью). Проблемы: контрастные показатели ВВП на д.н; многообразие политических режимов; внутриэтнические противоречия (малайская, китайская и индийская общины в Малайзии). АСЕАН стремится к эк интеграции с другими странами АТР: АСЕАН+3 с 1997 г. (Китай, Япония, РК), а также АСЕАН+6 с 2005 г. В 2009 г. участники инициативы договорились увеличить совместный резервный фонд. С началом 21 века АСЕАН становится одним из внешнеполитических приоритетов РФ. В 2003 г. РФ и АСЕАН-Совместная декларация о партнерстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в АТР. В 2004 г. подписан акт о присоединении РФ к Договору о дружбе и сотрудничестве в ЮВА –1-ый саммит Россия-АСЕАН, кот. состоялся в 2005 г. в Куала-Лумпуре, в 2010 г. в Ханое состоялся 2-й саммит Россия-АСЕАН. В 2010 г. Россия и США присоединились к Договору о дружбе и сотрудничестве в ЮВА, что позволило им стать полноправными участниками Восточно-Азиатского саммита. Система АСЕАН+6 превратилась в АСЕАН+8.

46. АСЕАН как центральное звено диалоговых структур по проблемам безопасности и сотрудничества в АТР.Хар-ка проблем безопасности в регионе:1)проблемы Корейского полуострова;2)проблемы денулеарзации и ракетной программы КНДР;3)проблемы объединения;4)комплекс территориальных споров. 2002 г. КНР и АСЕАН подписали Декларацию о правилах поведения сторон в Южно-Китайском море.Более того 1)угроза терроризма и вооруженных конфликтов;2)террористические транснац.организации (Джамаа Исламия)3)проблема исламистких группировок в Индонезии, проблема мусульман в Тайланде, Филлипинах. 4)морской терроризм и пиратств; 5)Незаконный оборот наркотиков. АСЕАН является авторитетной и влиятельной организацией в АТР, активно способствующей интеграционным процессам, борьбе с терроризмом и новыми вызовами в регионе (на форуме и малые и средне и державы наравне обсуждают проблемы). На ее базе создана важная сеть партнерских отношений и диалога как внутри АТР, так и с ведущими внерегиональными странами и орг. Краткая история: Организация было основана в 1967 г. с целью политического сплочения стран вокруг США, поощрить рыночные отношения и эк сотрудничество. С течением времени спектр обсуждаемых вопросов и целей организации расширился; ширился круг партнеров по диалогу, АСЕАН взаимодейсвует с другими государствами в рамках Азиатско-Европейского саммита, АТЭС и Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ, 1994г.). Последний стал единственной на сегодня организацией в АТР, занимающейся вопросами безопасности. Асеановский Региональный Форум (АРФ)-1993 г.-входят уже 27стран.АРФ стал первым многосторонним диалоговым форумом по безопасности, охватывающим весь регион. На второй встрече АРФ был принят документ-три стадии развития сотрудничества: укрепление доверия, превентивная дипломатия и выработка подходов к разрешению конфликтов.

2002 в Брунее страны АСЕАН и США-соглашение о сотрудничестве в борьбе с терроризмом. Согласно принятой концепции "АСЕАН 2020" к 2015 должно быть сформировано Сообщество безопасности АСЕАН (СБА)-форма сотрудничества государств, чья нац безопасность тесно связана с безопасностью других стран региона. Задачами АРФ являются проведение консультаций по политическим вопросам и вопросам безопаности, укрепление мер доверия и превентивной дипломатии в АТР. Деятельность АРФ осуществляется по двум направлениям: 1) взаимодействие по правительственной линии и мероприятиями на офиц.уровне 2) сотрудничество и обмен мнениями на уровне экспертов стран-членов АРФ.

Наши рекомендации