Виды правомерных деяний
Правомерные деяния можно классифицировать по самым различным основаниям в зависимости от отраслевой принадлежности норм, на основании которых они совершаются (административноправные, гражданскоправные и т. д.) в зависимости от сферы общественной жизни, где они имеют место, – политические, хозяйственные и т. п., в зависимости от субъекта – действия государства и его органов, граждан, общественных организаций, государственных и частных организаций как юридических лиц; по степени социальной значимости: «а) на необходимое (служба в армии); б) желательное (научное и художественное творчество); в) допустимое (отправление религиозных культов)»[290].
Возможна и другая классификация правомерного поведения. Конечно же, анализ, классификация их проводится с определенной целью, а значит – исходя из надлежащих оснований. Притом чем уже круг изучаемых правомерных деяний, тем подробнее будет их классификация.
Хотя правомерное деяние по своей социальной природе выступает как социально полезное явление, общество не одинаково заинтересовано в них. Одни из них допускаются (например, ведение частного хозяйства), а другие – одобряются (например, участие в выборах депутатов), иногда даже могут материально поощряться. Относится это, конечно, к таким видам правомерного поведения, которые представляют собой использование прав, и объясняются тем, что различные права (возможности поведения), вытекая из достигнутого уровня развития материальной, политической и духовной жизни общества, не в одинаковой мере выражают объективные потребности общественного развития. Только в отношении тех разновидностей правомерного поведения, которые представляют собой исполнение императивных юридических обязанностей, интерес общества и государства однозначен: они требуют такого поведения.
Одним из важнейших показателей состояния общества является качество поведения личности в сфере правового действия, зрелость ее поступков, готовность или, наоборот, неготовность воспринимать происходящие перемены, гражданская позиция человека. Лишь деятельность людей, их активные правомерные поступки способны ответить, насколько действенны социальные перемены, насколько глубоко они затронули общество. По степени активности процесса вовлечения личности в правовое регулирование выделяют следующие ее виды правомерного поведения[291].
1. Социально-активное поведение. Социально-правовая активность личности представляет собой наиболее высокий уровень правомерного поведения, проявляющийся в общественно полезной, одобряемой государством и обществом деятельности в правовой сфере. Это прежде всего инициативное поведение, которое может стать, и нередко становится, существенным фактором изменений в самой правовой системе. Социально-правовая активность определяется развитым правосознанием, глубокой правовой убежденностью, сознательно принятой на себя готовностью использовать предоставленные правом возможности, творчески руководствоваться ими в своем повседневном поведении.
Такое поведение включает в себя следующие компоненты:
а) активность в деятельности добровольных формирований (партий, массовых движений, союзов и организаций, добровольных обществ, фондов, ассоциаций и других общественных объединений), возникших на основе общности интересов социальных групп, идейного и группового выбора личности. Эта активность ставит целью воздействовать на поддержку, функционирование или изменение государственно-правовых структур, осуществление реформ, защиту гражданских, политических, социальных и культурных прав и свобод граждан, их участие в управлении государственными и общественными делами;
б) активность в государственно организованных формах деятельности в сфере правотворчества и правореализации (участие в обсуждении и принятии законопроектов, иных общегосударственных и общественно значимых решений; участие в выборах представительных органов власти и контроле за деятельностью депутатов всех уровней; участие в реализации правовых установлений и охране правопорядка);
в) активность в создании альтернативных или параллельных общественных и общественно-государственных структур (советы общественного самоуправления по месту жительства; экспертные общественные советы, временные проблемные комиссии, региональные и местные фонды – по градостроительству, окружающей среде, охране памятников и др.; группы обеспечения порядка и т. п.);
г) самодеятельную активность личности в сфере права (голосование определенным образом во время выборов и референдумов; инициативные предложения по политико-правовым вопросам, направляемые в государственные органы и средства массовой информации; самостоятельное противодействие нарушениям законности и общественной морали и т. п.).
2. Привычное поведение. Человек, как известно, выбирает наиболее целесообразный и практически оправданный вариант поведения, он действует избирательно. Используя метод проб и ошибок, быстро привыкает повторять именно те действия, за которыми следует устраивающий его результат, и не склонен к действиям, которые не ведут к удовлетворяющим его последствиям. Привычка возникает в результате многократного повторения действий, совершаемых в уже привычной, известной обстановке. В этих условиях лишь вначале человек обдумывает свои поступки, а в дальнейшем он действует в силу образовавшейся привычки вести себя так, а не иначе.
Правовые привычки как поведенческие регуляторы играют существенную роль в процессе становления правомерного поведения. Осознанное усвоение правовых ценностей обеспечивает достаточно высокий уровень развития личности, если исполнение требований права происходит, хотя и привычно, но не бездумно, а со знанием дела.
В то же время все социальные нормы и принципы (а правовые особенно) носят общий характер и не могут соответствовать конкретной жизненной ситуации. Общая норма не учитывает неравенство физических и духовных особенностей различных людей, их неодинаковые возможности в осуществлении того или иного действия. Поэтому нередко существует необходимость самостоятельного осмысления личностью обстановки, правильной ориентации в изменившейся ситуации, в изменившихся условиях выбора. В силу этого формирование правовых привычек соблюдать закон при всей их значимости не исчерпывает целей и задач права.
Позитивные действия, в основе которых лежит исполнение нормативных предписаний, требуют проявления инициативы, творчества, деятельной активности личности, а эти черты социальной ценности правомерного поведения далеко не всегда достигаются лишь формированием привычки к исполнению закона. Имеется существенная негативная сторона привычной деятельности, связанная с ее определенным консерватизмом. Привычки влияют на сохранение потребности в совершении определенного действия, хотя объективно, быть может, такая потребность уже исчезла. Десятилетиями воспитанная привычка следовать устоявшимся канонам поведения становится причиной, например, негативного восприятия нестандартных ситуаций, появляющихся в процессе резких сдвигов всех сторон общественной жизни в сторону радикальных реформ, пугающих многих своей новизной и непривычностью. В этой связи важно знать, что консерватизм свойствен значительному числу лиц, ведущих себя правомерно.
3. Конформистское поведение. Конформистское правомерное поведение представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение своего поведения мнению к действиям окружающих (непосредственного социального окружения, группы и т. п.). Иными словами, в сфере социально-правовых отношений человек поступает правомерно, поскольку так поступают другие. Как социально-психологическую категорию конформизм следует отличать от понятия, конформности – соответствия поступков личности признанным или требуемым стандартам ценностей, разделяемых группой, в которую входит данная личность.
Конформистское поведение составляет лишь низшую ступень общего, свойственного для всех поведения конформного. Оно основано на приспособленческом, при отсутствии собственных критических позиций, соотношении поступков людей с действиями других лиц. Понятие конформизма применимо только к определенному способу разрешения конфликта между индивидом и группой – к подчинению индивида групповым стандартам и требованиям.
Мотивы такого поведения характеризуют гражданскую несформированность личности: согласное подчинение, основанное на пассивном отношении к правовому порядку; желание избежать обсуждения в группе или коллективе; боязнь утратить доверие близких или знакомых; желание заслужить одобрение тех, с кем связан межличностными отношениями, и т. д. В свою очередь, это приводит к поведению ситуативному, зависящему от подчиненности внешнему приказу и примеру. В противоположность личности с четкой системой ценностных ориентаций, которые могут и не совпадать с мнением окружающих, конформистская позиция субъекта права не позволяет ему сопротивляться внушаемым указаниям, противопоставлять свое мнение мнению многих других, отстаивать его и свой выбор поведения.
Социально-правовой конформизм признается социально полезным явлением, поскольку индивид, подчиняясь мнению других, соблюдает требования права и тем самым способствует реализации их в жизнь. Однако следует признать и то, что конформистское поведение, будучи образцом приемлемого для общества правомерного поведения, не является для него желаемым как перспективная цель действия права, поскольку представляет собой безоговорочное повиновение, слепое следование праву без активного отношения к нему на основании собственных оценок полезности и необходимости правовых установлений.
4. Маргинальное поведение. Следование праву людей, правосознание которых расходится с требованиями правовых норм, относится к поступкам, лежащим в основе такого формально правомерного поведения, как маргинальное (лат. margo – край, граница), т. е. пограничное. Оно отражает состояние индивида, который находится на грани антиобщественного проявления, ведущего к правонарушению, однако таким не становится в силу ряда причин и обстоятельств. В данный промежуток времени мотивами поведения оказываются иные движущие силы – угроза возможного наказания, собственные выгоды от правомерности, боязнь осуждения со стороны коллектива, группы, ближайшего социального окружения и другие сдерживающие мотивы.
Маргинальный статус стал нормой существования значительного числа людей. В политическом плане такой человек, оторванный от своих социальных корней, испытывает чувство постоянной неудовлетворенности, видя главную причину его в общественных переменах. Отсюда его потенциальная готовность воспринять крайние консервативные или радикальные лозунги, стать на путь антисоциального поведения, впадать в агрессивность или, напротив, социальную апатию. В правовом плане маргинальность характеризуется особым промежуточным, переходным между правомерным или противоправным, состоянием личности, поведение которой вызывается как собственной социально-психологической деформированностью, так и определенным (вольным или невольным) провоцированием со стороны государственных структур и общества в целом (например, сложным является положение тех лиц, которые отбывают наказание в местах лишения свободы, в силу неудовлетворительной социальной и внутренней адаптации не находят своего постоянного места в жизни, не могут трудоустроиться, тем самым являясь поставщиком криминогенных форм поведения).
Однако большую часть людей, чье поведение относится к маргинальному, составляют те, кто не находится в столь резком пограничном состоянии между правомерным и противоправным поведением. Человек понимает невыгодность противоправного поведения или по определенному расчету, или испытывая страх перед наказанием, что и является сдерживающим моментом в совершении противоправного деяния.