Общество Спарты после реформ Ликурга

Возникновение Спартанского государства тесно связано с последними
крупными передвижениями племен дорийцев на Балканском полуострове в конце
XIII века до н.э. Продвигаясь значительной массой, доряне постепенно
захватывали долину Еврота - Лаконику - и прилегающие к ней территории. Эти
завоевания не были связаны с поголовным порабощением местного населения,
потому что сопровождались острой внешней и внутренней борьбой, однако уже
к IX веку до н.э. дорийские племена контролировали всю территорию Лаконики,
сформировав аппарат господствующего класса - Спартанское государство. Уже
после этого начался процесс порабощения местного населения - илотов,
который сопровождался резким обострением классовой борьбы, продолжавшейся
в течение пяти поколений. В отношении порабощенных жителей Лаконики даже
сложилась определенная философская точка зрения,которая гласила, что «уже
непосредственно с момента рождения некоторые существа различаются в том
отношении, что одни из них предназначены к подчинению, другие - к
властвованию.»Первоначально (в начале своей завоевательной политики) Спарта мало чем
отличалась от современных ей других греческих общин, однако в новых
условиях жизни эта разница становится крайне существенной: небольшая община
спартиатов вынуждена была осуществлять задачу господства над подавляющим
большинством лаконского населения ценой постоянной военной готовности
граждан. Это обстоятельство наложило свой отпечаток на весь быт спартанской
общины, особенностью которого был его ярко выраженный военный характер,
который являлся определяющей чертой общественно-политической и социальной
сфер жизни общества. Главное место во всей организации спартанского
государственного управления отводилось военно-политическому воспитанию
граждан.

Община равных:

Основным занятием спартанцев было военное дело. Ремеслом и торговлей занимались периэки - лично свободные, но лишенные политических прав жители Спарты. Земледелием занимались илоты – жители покоренных спартанцами земель, превращенные в государственных рабов. В связи с нацеленностью спаратанского государства на равенство всех свободных граждан (причем равенство не в правовом, а в буквальном – бытовом смысле) из ремесел было распространено только изготовление самых необходимых предметов – одежды, посуды и прочей хозяйственной утвари. В связи с военной направленностью Спарты на высоком техническом уровне находилось лишь изготовление оружия и доспехов.Спартанцы изучали грамоту только ради потребностей жизни. Все же остальные виды образования изгнали из страны; не только сами науки, но и людей, ими занимающихся. Воспитание было направлено к тому, чтобы юноши умели подчиняться и мужественно переносить страдания, а в битвах умирать или добиваться победы. Спартанцы показывают детям пьяных илотов, чтобы отвратить их от пьянства. Спартанцам не разрешалось покидать пределы родины, чтобы они не могли приобщаться к чужеземным нравам и образу жизни людей, не получивших спартанского воспитания. Ликург ввел ксеноласию — изгнание из страны иноземцев, чтобы, приезжая в страну, они не научили местных граждан чему-либо дурному. Кто из граждан не проходил всех ступеней воспитания мальчиков, не имел гражданских прав. Торговля была запрещена. Если возникала нужда, можно было пользоваться слугами соседей как своими собственными, а также собаками и лошадьми, если, только они не были нужны хозяевам. В поле тоже, если кто-либо испытывал в чем-нибудь недостаток, он открывал, если было нужно, чужой склад, брал необходимое, а потом, поставив назад печати, уходил. Во время войн спартанцы носили одежды красного цвета: во-первых, они считали этот цвет более мужественным, а во-вторых, им казалось, что кроваво-красный цвет должен нагонять ужас на не имеющих боевого опыта противников. Спартанцы впервые в мире ввели порядок в действия воинов-они придумали ФАЛАНГУ. Вот чем объясняется недостаток питания: оно было скудным для того, чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его переносить. Спартанцы считали, что получившие такое воспитание юноши будут лучше подготовлены к войне, так как будут способны долгое время жить почти без пищи, обходиться без всяких приправ и
питаться тем, что попадет под руку. Спартанцы полагали, что скудная пища делает юношей более здоровыми, они не будут склонны к тучности, а станут рослыми и даже красивыми. Они считали, что сухое телосложение обеспечивает гибкость всех членов, а грузность и полнота этому препятствуют. Существовал обычай, по которому старшие возрастом расспрашивали младших, куда и зачем они ходят, и ругали тех, кто не хотел отвечать или придумывал отговорки. Тот же, кто, присутствуя при этом, не выбранит нарушителя этого закона, подлежал такому же наказанию, как и сам нарушитель. Если же он возмущался наказанием, то подвергался еще большему поношению.Если кто-нибудь провинился и был обличен, то должен был обойти кругом алтарь, находившийся в городе, и петь при этом песню, сочиненную ему в укор, то есть сам себя подвергнуть поруганию.

По словами Плутарха, спартанцы бросали в пропасть Тайгетского хребта младенцев, родившихся слабыми или неправильно сложенными. Это преувеличенное предание, скорее, надо понимать в том смысле, что они выбрасывали таких малюток из дорийского племени, отдавали их периэкам. Здоровые мальчики, по достижении шестилетнего возраста, были переводимы из родительского дома в общественные спартанские воспитательные дома, которыми управлял начальник, называвшийся педономом. Он делил мальчиков на отряды (агелы – буквально «стада»). Воспитание в этих домах было военное, дисциплина в них была строгая. Целью спартанского воспитания было подготовить воспитанников к службе в армии, сделать их способными к перенесению трудностей и лишений, с которыми соединена походная и лагерная жизнь, развить в них физическую силу и крепкое здоровье. Поэтому главным занятием мальчиков и подрастающих юношей в этих воспитательных домах были гимнастические и военные упражнения: бег, борьба, прыжки, бросание диска, метание копья, приобретение искусства владеть оружием, военные маневры. о достижении 18 лет спартанские мальчики выпускались из воспитательных заведений и получали право носить длинные волосы, не брить бороду. Они теперь назывались меллиренами (будущими юношами), должны были заниматься военными упражнениями и учиться партизанской войне. Меллиренами они оставались до 20 лет; с 20 лет поступали в разряд иренов (юношей) и оставались в нем до 30 лет. Спартанцы-ирены все еще находились под надзором воспитателей и продолжали обучаться военному делу. Из числа их были выбираемы 300 всадников, находившихся в мирное время на службе при эфорах, а на войне составлявших свиту царей. Из дослуживших в этом отряде до 30 лет эфоры выбирали людей, которых посылали исполнять свои распоряжения; эти люди назывались агафоэргами (доброделами); их было пять.

Одним из важнейших средств давать должное воспитание подрастающему поколению спартанцы считали то, чтобы мальчики и юноши имели опытных друзей, были соединены чувствами личной преданности с людьми солидных лет, потому каждый спартанец зрелого возраста постоянно имел при себе мальчика или юношу. Эта близкая дружба могла иногда быть соединена с извращением полового чувства; но вообще мотивом её было желание старших помогать развитию гражданских и военных доблестей в молодом поколении. Если же старший друг позволял себе вступать в порочные сношения к молодому другу, то это считалось постыдным преступлением, и он подвергался презрению. Из рассказа Плутарха мы видим, что спартанское воспитание девушек велось в таком же духе, как воспитание юношей. Места гимнастических упражнений девушек были, вероятно, отдельные от мужских. Но были публичные состязания и игры, на которых юноши выказывали свое искусство при девушках и наоборот; вероятно, на этих праздниках спартанские юноши и слышали от девушек те похвалы или насмешки, которые, как говорят древние писатели; очень сильно возбуждали их усердие заниматься гимнастикой. Но при всей свободе отношений между девушками и юношами, спартанское воспитание обеспечивало безукоризненную нравственность девушек. Отношения спартанцев к спартанским женщинам и девушкам славившимся и красотою, и цветущим здоровьем, имели рыцарский характер. Форма брака имела вид похищения невесты, и был обычай, что в первое время супружества муж должен видеться с женой лишь украдкой; это придавало отношениям молодых супругов романическую прелесть. Брак у спартанцев имел своей целью давать государству крепких телом будущих граждан и гражданок. Обычай видеться с женою в первое время брака лишь украдкой, конечно, был полезен тому, чтобы дети родились крепкими; потому что удерживал молодых супругов от излишества в чувственном наслаждении, предохранял их силы от изнурения. Нередко случалось, что жена, уж родившая детей, всё ещё виделась с мужем лишь украдкой. Положение женщины было в Спарте свободнее и почётнее, чем в остальной Греции. С детства привыкнув благодаря соответствующему воспитанию чувствовать себя гражданками и принимать живое участие в общественных делах, они разделяли политические интересы мужчин, их патриотизм; симпатизировали их воинственности, их образу жизни, и потому пользовались их уважением. Другие греки говорили даже, что в Спарте владычествуют женщины. Но при всей свободе своего положения, спартанки в старые времена славились своими хорошими хозяйственными качествами и своей супружескою верностью.

Илоты:

Первоначально илотами называли жителей захваченного спартанцами города Гелоса, а затем распространилось и на порабощённых в последствии. О том, каково было экономическое положение илотов имеется немного данных. Мы можем судить о нем по косвенным сведениям. Так Плутарх сообщает нам о том, что «илоты, обрабатывая за спартанцев их землю, вносили им оброк, установленный заранее; требовать большую плату за аренду было запрещено под страхом проклятия. Это было сделано для того, чтобы илоты, получая выгоду, работали с удовольствием, а спартанцы не стремились бы к накоплению». Илоты платили строго определённое количество продовольствия, зависящее от состава семьи спартанца. Изменять размер дани было строго запрещено. Спартанцы брали не максимально возможное количество продовольствия, а ровно столько, сколько им было нужно. Такое ограничение было введено, чтобы избежать расслоения среди спартанцев, а не для благосостояния илотов. Насколько это было обременительно для илотов сказать сложно, т.к. мы не знаем ни размеров клера, ни количества илотов работающих на нем. О количестве илотов можно сказать только то, что их было в несколько раз больше, чем спартанцев. Заранее установленный определённый оброк позволял илотам рассчитать сколько продукции необходимо произвести, чтобы не остаться голодными и оставлять излишки себе. Хозяйственная деятельность илотов, по всей видимости, не контролировалась спартанцами. Это было обусловлено тем, что илоты отдавали конкретный размер продукции, и следовательно спартанцам было неважно сколько помимо этого и каким образом произвели илоты. По всей видимости, илоты могли заниматься торговлей и это выражалось в продаже произведённых излишков. Торговля была запрещена спартанцам,а владение богатством считалось незавидным и бесславным.Кроме того по всей вероятности илоты могли владеть имуществом, возможно даже на правах собственности. Сам образ жизни спартанцев ограничивал эксплуатацию илотов. Страбон пишет, что спартанцы считали илотов чем-то вроде государственных рабов. Им было назначено определённое место жительства и определённые работы. Владельцам илотов было запрещено освобождать их или продавать за пределы страны. Кроме того, многократное численное превосходство илотов фактически ограничивало действия государства по отношению к ним. Хотя илоты не обязаны были служить в войске, они участвовали во многих войнах. Илотов, вероятно, использовали и в качестве домашней прислуги. Илоты находились на низшей ступени общества и не имели гражданских прав. Говоря о том, что они не имели гражданских прав, нужно сказать, что они не имели и гражданских обязанностей. Отношение к илотам в общем смысле было жестокое. Спартанцы не забывали напоминать им об их положении, унижая их. Криптия — карательное мероприятие (избиение) , периодически организовывавшееся спартанским рабовладельческим государством (Древняя Греция) для устрашения илотов. Такие облавы на илотов служили также воспитанию самих молодых спартиатов.

Другой значительной группой населения Лаконики были периэки, свободные жители городов, зависимых от Спарты. Так как спартанские цари считались царями всех лаконцев, в периэкских городах они имели особые участки земли — темены. Царю выплачивался особый «царский» налог. Главной обязанностью периэков была служба в спартанской армии, большую часть которой они составляли уже во время Пелопоннесской войны. Они владели землями, пользовались правом гражданства в своих поселениях, то есть, имели голос в управлении местными делами своих общин; могли участвовать в государственных праздниках и играх; и вообще спартанцы обращались с периэками гораздо мягче, нежели с илотами. Но в управлении спартанским государством периэки не имели никакого участия. Народное собрание в нём составляли только спартанцы, периэки не были полноправными гражданами и не были так защищены законами от произвола правителей, как спартанцы. Спартанские эфоры могли казнить периэка без формальностей уголовного процесса. Политических прав периэки не имели; их общины были подчинены надзору спартанских окружных начальников и судей (гармостов), а в больших общинах, вероятно, и общинными делами управляли жившие там дорийцы. Но все-таки периэки имели довольно много прав, так что их положение было сносно.

Ликург-царь спартиатов.

Цель реформ: создать единый правящий класс и военную мощь для подавления восстаний.

Законы: ограничение рем-го пр-ва, вместо серебряных монет – железные прутья, ограничения в строительстве.

Возникновение Спартанского государства- 1150 и 1100 до н.э.

Реформы Ликурга – 8в.

Наши рекомендации