О правосудии биев заговорил в полный голос в годы
независимости Республики
После распада Советской империи и с провозглашением государственной независимости Казахстана о биях и бийских судах и о системе казахского права «Жарғы”, неотделимой от первых, как исторических социальных ценностей, заговорили в полный голос. В знак уважения поколений перед зданием Верховного суда в столице Республики – в г.Астане был сооружен 4-х метровый групповой памятник из гранита, посвященный трем выдающимся биям-судьям второй половины XVII - первой половину XVIII веков Толе бию, Казыбек бию, Айтеке бию. Они изображены по-восточному рядом сидящими, земными, с устремленными взглядами в даль. Они олицетворяли правосудие как общечеловеческая институциональная ценность. Историческое место – степное урочище в Южно-Казахстанской области, где они в прошлые века неоднократно собирались на съезды биев трех жузов, было объявлено Правительством историческим памятным парком «Ордабасы», что в переводе означает «Ставка умов». На одном из высоких холмов парка была установлена высотная стела, куда вела с подножья многометровая террасная лестница. На ее открытии, состоявшемся 28 мая 1993 года, присутствовали президенты трех соседних тюркоязычных Республик – Казахстана, Узбекистана и Киргизии. Президент Республики Н.А. Назарбаев в своей речи, сказал, что «Они стали для казахов непреходящим символом единства, их страстные речи овладели умами потомков, как изречения священных книг. Их исторические заслуги перед казахским народом, их значимость в нашей истории невозможно переоценить”16. Высокая оценка заслуг биев-судей перед историей народа давалась в выступлениях и трудах ученых деятелей культуры, в том числе в произведениях выдающихся казахских писателей, известных своими историческими поисками. Нурпеисов Абдижамал, автор романов “Кровь и пот”, “Долг”, переведенных и ставших бестселлером в странах Европы, одну из статей озаглавил “Бии-судьи и ораторы”. В ней он писал: “В самом деле, с годами я, все чаще оглядывая мысленно иные пласты веков казахской истории, все более и более поражаюсь тому огромному доверию, к той опоре его на мудрость и высоту духа, что были присущи Высоким Его Сыновьям. И это опора никогда не подводила мой народ. И не потому ли находим мы ныне в истории тысячелетнего института биев-ораторов тому не мало удивительных примеров”17.
Другой выдающейся писатель Кекильбаев Абиш, автор ряда прекрасных высокохудожественных и по философски сдержанных исторических романов и повестей, озаглавил одну из своих статей, посвященных биям-судьям и ораторам «Есімдер дүние тұрғанша ұрпақтардың жадында сақталады» - «Их имена в памяти поколений сохранится до тех пор, пока существует мир». В ней он о них писал: «.. Нұрлары екі дүниеде бірдей шалқып, жандары жаннаттың төрін иемдеген, есімдері дүние тұрғанша ұрпақтардың жадында тұратын жарықтарымызды осынау дүние тұрғанша тұрмақшы киелі ғимараттағы бұйырмас мекендеріне қайта жалғастырғанымызға тәубе деп тұрмыз»- “Мы должны поблагодарить судьбу за то, что наступил день, когда великих сыновей наших, свет которых озарял двух миров – земных и небесных, а их имена занесены анналы вечности, смогли вернуть их в свои места – в свои священные дворцы народного сознания”18.
За годы независимости Республики, а их не так много – всего 16 трудных лет, произошел настоящий всплеск статей и трудов, больше описательных, о казахских биях -судьях, засевших в памяти поколений и известных по фольклорным, рукописным и нарративным источникам. Начались и серьезные исследовательские работы. Предлагаемый нами десяти томный труд «Қазақтың ата заңдары» - «Древний мир права казахов» является первой фундаментальной ласточкой в цепи исканий на этом пути. Он претендует быть промежуточным итоговым исследованием, открывающим просторы для новых исследований, и в то же время является увлекательным документированным материалом о биях – судьях, мудрость и искусство решения конфликтных дел которых по праву достойны войти в анналы общечеловеческой культуры.
Бывает трудно объяснить объяснимое, особенно тогда, когда пролегло немало времени между предметом объяснения и объясняющим. Трудно поверить в то, во что верили многие, в том числе авторитеты, тогда, когда между реальными историческими событиями и познавательной деятельностью нового времени пролегла целая эпоха их сознательного отрицания, за которой стояла хорошо организованная стена штыков и идеологов. В этих условиях реальность казалась миражом, а мираж действительностью. Такое случилось с Казахской правовой системой «Жарғы» с центральной в ней фигурой суда биев (бийского суда), игравшей на протяжение многих прошлых веков в жизни кочевого общества казахов и кочевников центральную, регулирующую и объединяющую роль. Она была оценена последующими поколениями кочевников и посткочевников и оценивается научной мыслью ныне как загадочное эпохальное явление, представляющее общечеловеческую ценность.