Тема: Пионерия и комсомол - системообразующие элементы молодежного движения в СССР

План

1. Истоки пионерского и комсомольского движения. Основатели пионерского движения.

2. Пионерия и комсомол в 20- 30- е гг. XX века. Значение комсомольского движения во время Великой отечественной войны.

3. Тимуровское движение и движение педагогических отрядов.

4. Пионерия и комсомол периода «застоя» в СССР.

5. Кризис и распад комсомольского движения. Роль комсомола в воспитании молодежи. Значение комсомольской организации в подготовке управленческих кадров.

6. Историческая роль комсомола в динамике развития РКСМ - ВЛКСМ - РСМ.

7. Молодежные и детские общественные объединения.

8. Молодежные движения и принцип участия молодежи. Молодежное и детское движение.

9. Молодежные организации и гражданское общество.

10. Молодежные организации и молодежная субкультура.

Литература: [1, с. 306-337];

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы предпосылки возникновения коммунистических союзов молодежи?

2. Какие основные идеи ВЛКСМ и какова его деятельность?

3. Почему в конце 80-х годов возникла ситуация, при которой ВЛКСМ больше не мог существовать и в чем она заключалась?

4. Какова сущность и противоречие роли комсомола в формировании политической культуры советского общества?

5. В чем важность опыта комсомольских деятелей для современной воспитательной работы с молодежью?

6. В чем суть исторического опыта Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина, и какова его роль и значение в развитии детского движения?

7. При каких условиях может быть оказана государственная поддержка молодежным и детским общественным объединениям?

Задания для самостоятельной работы студентов

  • Охарактеризуйте государственную поддержку молодежных и детских общественных объединений: понятие, объекты, субъекты.
  • Проанализируйте условия, основные направления и формы государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений.
  • Напишите эссе по теме: «Структура пионерской организации, формы работы и атрибутика: преемственность со скаутским движением».

Практическое занятие

Тема: Молодежные движения в постсоветской России

План

1. Появление неформальных молодежных объединений и организаций. Причины и условия формирования неформальных молодежных объединений.

2. Основные характерные черты неформальных молодежных объединений в ХХ в.

3. Социально-экономические, политические и культурные причины радикализации молодежи во второй половине ХХ в.

4. Молодежные движения в 90-е гг. и на современном этапе.

5. Основные молодежные движения духовной направленности.

6. Основные принципы формирования и деятельности партийных и проправительственных молодежных движений.

7. Социально-исторические условия и причины формирования молодежных движений в России (общие и специфические черты)

8. Особенности развития региональной молодежной политики.

Литература:[1, с. 191-211]; [2, с. 319-330];

Вопросы для самоконтроля

1. В чем отличия неформальных образований и молодежных объединений?

2. Каковы особенности работы с юношами и с девушками в молодежных объединениях.

3. Каковы особенности молодежных организаций и меньшинства?

4. В чем состоит влияние новых информационных технологий на формы деятельности молодежных объединений?

5. Каково влияние коммерциализации на деятельность молодежных объединений?

6. Каковы требования к подготовке кадров для молодежных объединений?

7. Каковы этапы создания общественного объединения: сущность и специфика?

8. В чем отличие между неформальными движениями СССР 50-60 годов и 70-80 годов XX века?

Задания для самостоятельной работы студентов

  • Составьте визитную карточку молодежного объединения (реального или предполагаемого). Разработать карты возможных контактов молодежных объединений.
  • Заполнить информационную карту молодежного объединения.
  • Провести классификацию неформальных молодежных движений (сравнительный анализ).
  • Покажите взаимосвязь молодежных организаций и института социализации.

Практическое занятие

Наши рекомендации