Тема: Пионерия и комсомол - системообразующие элементы молодежного движения в СССР
План
1. Истоки пионерского и комсомольского движения. Основатели пионерского движения.
2. Пионерия и комсомол в 20- 30- е гг. XX века. Значение комсомольского движения во время Великой отечественной войны.
3. Тимуровское движение и движение педагогических отрядов.
4. Пионерия и комсомол периода «застоя» в СССР.
5. Кризис и распад комсомольского движения. Роль комсомола в воспитании молодежи. Значение комсомольской организации в подготовке управленческих кадров.
6. Историческая роль комсомола в динамике развития РКСМ - ВЛКСМ - РСМ.
7. Молодежные и детские общественные объединения.
8. Молодежные движения и принцип участия молодежи. Молодежное и детское движение.
9. Молодежные организации и гражданское общество.
10. Молодежные организации и молодежная субкультура.
Литература: [1, с. 306-337];
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы предпосылки возникновения коммунистических союзов молодежи?
2. Какие основные идеи ВЛКСМ и какова его деятельность?
3. Почему в конце 80-х годов возникла ситуация, при которой ВЛКСМ больше не мог существовать и в чем она заключалась?
4. Какова сущность и противоречие роли комсомола в формировании политической культуры советского общества?
5. В чем важность опыта комсомольских деятелей для современной воспитательной работы с молодежью?
6. В чем суть исторического опыта Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина, и какова его роль и значение в развитии детского движения?
7. При каких условиях может быть оказана государственная поддержка молодежным и детским общественным объединениям?
Задания для самостоятельной работы студентов
- Охарактеризуйте государственную поддержку молодежных и детских общественных объединений: понятие, объекты, субъекты.
- Проанализируйте условия, основные направления и формы государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений.
- Напишите эссе по теме: «Структура пионерской организации, формы работы и атрибутика: преемственность со скаутским движением».
Практическое занятие
Тема: Молодежные движения в постсоветской России
План
1. Появление неформальных молодежных объединений и организаций. Причины и условия формирования неформальных молодежных объединений.
2. Основные характерные черты неформальных молодежных объединений в ХХ в.
3. Социально-экономические, политические и культурные причины радикализации молодежи во второй половине ХХ в.
4. Молодежные движения в 90-е гг. и на современном этапе.
5. Основные молодежные движения духовной направленности.
6. Основные принципы формирования и деятельности партийных и проправительственных молодежных движений.
7. Социально-исторические условия и причины формирования молодежных движений в России (общие и специфические черты)
8. Особенности развития региональной молодежной политики.
Литература:[1, с. 191-211]; [2, с. 319-330];
Вопросы для самоконтроля
1. В чем отличия неформальных образований и молодежных объединений?
2. Каковы особенности работы с юношами и с девушками в молодежных объединениях.
3. Каковы особенности молодежных организаций и меньшинства?
4. В чем состоит влияние новых информационных технологий на формы деятельности молодежных объединений?
5. Каково влияние коммерциализации на деятельность молодежных объединений?
6. Каковы требования к подготовке кадров для молодежных объединений?
7. Каковы этапы создания общественного объединения: сущность и специфика?
8. В чем отличие между неформальными движениями СССР 50-60 годов и 70-80 годов XX века?
Задания для самостоятельной работы студентов
- Составьте визитную карточку молодежного объединения (реального или предполагаемого). Разработать карты возможных контактов молодежных объединений.
- Заполнить информационную карту молодежного объединения.
- Провести классификацию неформальных молодежных движений (сравнительный анализ).
- Покажите взаимосвязь молодежных организаций и института социализации.
Практическое занятие