Особенности текстов СМК политической сферы
Политический текст состоит из определенной языковой стилистики. Стиль обращений политической партии можно определить как близкий публицистическому, для которого характерны:
– лаконичность изложения, «экономия» языка;
– отбор языковых средств с целью добиться доходчивости изложения;
– употребление общественно-политической лексики и фразеологии, заимствованной из других стилей;
– использование речевых стереотипов, клише;
– жанровое разнообразие и разнообразие языковых средств, многозначность, эмоционально-экспрессивная лексика [8, с. 16].
С целью изучения политического текста был разработан ряд методик, в основе которых лежит использование определенных речевых приемов и особых способов построения текстов. Организация политического текста не может не опираться на известные приемы воздействия. В зависимости от преобладающего типа восприятия выстраивается своего рода «концепции» обращения.
Спектр способов речевого воздействия на слушателей чрезвычайно широк.
Люди чрезвычайно ценят собственные убеждения, верования. Если кандидат в своих письменных текстах, адресованных конкретной группе избирателей, использует фразы, отражающие особенности речевых стереотипов данной группы, эти выступления и тексты воспринимаются, по меньшей мере, благосклонно [1, с. 7].
В целом, чтобы активизировать избирателей, имеющих те или иные доминирующие речевые стереотипы, необходимо использовать эти стереотипы. И наоборот, если возникает необходимость снизить активность избирателей, следует воспроизвести речевые стереотипы, противоположные тем, что доминируют в данной электоральной группе.
Слова-символы, слова-стереотипы имеют целью подчеркнуть позитивные или негативные стороны какого-то явления, эмоционально окрасить те или иные представления, сделать основным фактором мотивации избирателей их бессознательные реакции на созданные в текстах образы.
Письменные тексты можно строить, основываясь, например, на таком приеме, как использование номинализаций, то есть существительных, не имеющих конкретного значения, но несущих определенную эмоциональную окраску [9, с. 13].
Рассматривая стилистические особенности текстов политической сферы, нельзя обойти вниманием афоризмы, крылатые слова, образные выражения, сравнительные обороты, метафоры – все возможные языковые средства, которые придают текстам выразительность, эмоциональность, экспрессию, многократно усиливают эффект воздействия, коммуникационные свойства сообщений. Они придают убедительность, емкость, эмоциональную насыщенность и устной, и письменной речи. Стилистические особенности значительно упрощают процесс коммуникации
Употребление слов в необычном, условном значении делает высказывание рельефнее и острее, позволяет подчеркнуть, например, псевдоистинность всякого рода штампов.
Индивидуальный стиль речи политика не только влияет на аудиторию благодаря использованию им личных «технических» приемов, узнаваемого языка, характерных языковых конструкций, экспрессии, но и участвует в формировании имиджа выступающего [8, с. 4].
Употребление стилистических приемов в политических текстах, не может претендовать на исчерпывающую полноту, однако нашей задачей было продемонстрировать, спектр языковых возможностей воздействия на аудиторию, которые могут применяться в политической сфере. Умелое использование языковых ресурсов, грамотное и творческое сочетание стилистических приемов – все это способно обеспечить подлинный успех политической коммуникации.
Выводы по первой главе:
В теоретической части работы мы определили такие важные в массовой коммуникации понятия, как «фразеологизм» по и «политический текст» по :
Фразеологизм – это устойчивая и воспроизводимая раздельнооформленная единица языка, состоящая из компонентов, наделённая целостным (или реже частично целостным) значением и сочетающаяся с другими словами.
Политический текст – это коммуникативно-направленная структура, организованная по законам и правилам политической коммуникации, имеющая открытые границы, встроенная в коммуникативное пространство социально-политической деятельности.
Нами были определены основные функции фразеологизмов: номинативная, коммуникативная, эстетическая, образная, оценочная, экспрессивная.
Взяв за основу типологию В.Н. Шанского, мы определяли:
1) фразеологические сращения;
2) фразеологические единства;
3) фразеологические сочетания;
4) фразеология выражения.
А также мы выделили основные особенности политического текста средств массовой коммуникации.
Особенности текстов политической сферы, нельзя обойтись без выразительных средств, которые придают текстам эмоциональность, экспрессию, многократно усиливают эффект воздействия, коммуникационные свойства сообщений. Они придают убедительность, емкость, эмоциональную насыщенность и устной, и письменной речи. Стилистические особенности значительно упрощают процесс коммуникации.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ТЕКСТАХ СМК