Методы и источники изучения истории Казахстана

Костанайский филиал

Кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

УТВЕРЖДЕНО

заседанием кафедры СГЕНД

Протокол № ___ от «__» сентября 201__г.

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «История Казахстана»

Костанай 2016 г.

Краткий конспект лекций по дисциплине « История Казахстана» составлен:

Шерниязовой В.В., к.п.н., профессором кафедры СГЕНД _____________

Краткий конспект лекций по дисциплине «История Казахстана» обсужден на заседании методической комиссии кафедры СГЕНД

Протокол № 01 от «2» сентября 2014 г.

Председатель метод. комиссии __________________ Волошина И.А.

Тема: Введение в историю Казахстана.

Цель:ознакомить студентов с назначением и главной задачей курса «История Казахстана», которые заключаются в формировании исторических знаний у студентов, раскрытии проблем концептуального переосмысления истории Казахстана на современном этапе на основе новейших источников по дисциплине с древнейших времен до наших дней. Познакомить учащихся с данной литературой, видами периодизации, связью истории с другими науками.

Ключевые слова:периоды, цивилизация, каменный век, бронзовый век, железный век, первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, коммунистический.

Вопросы:

1 Предмет дисциплины: «История Казахстана».

2.Методы и источники изучения истории.

3.Периодизация.

4. Связь истории Казахстана с другими науками.

  1. Предмет дисциплины: «История Казахстана».

История нашей Республики изучает развитие человеческого общества на территории Казахстана как закономерный процесс. При рассмотрении прошлого народов страны необходимо выяснение как общих закономерностей общественного развития, так и тех частных закономерностей, которые характерны для разных эпох и народов, тех особенностей, которые вызваны конкретными условиями исторической жизни.

Знание законов общественного развития помогает ориентироваться в настоящем, осуществлять преобразования в обществе, предвидеть будущее. В этом состоит тесная связь науки и практики. Отрицание этого ведет к простой регистрации исторических фактов.

История Казахстана исследует взаимосвязь и взаимообусловленность всех сторон развития народов нашей Родины (экономика, социальные отношения, политический строй, международные связи и т.д.).

Придавая определяющее значение в историческом процессе способу производства материальных благ, производительным силам и производственным отношениям или экономическому базису общества, историческая наука уделяет должное внимание и изучению роли надстройки (политических и иных идей и учреждений).

История – наука о прошлом человечества, о его развитии и закономерностях этого развития. Опыт истории – это не сумма случайных, отвлеченных фактов, не сухая схема, а это эстафета поколений, преемственно передающая все более ценное, значительное, прогрессивное в жизни народов из прошлого в настоящее. Исторический опыт свидетельствует о том, что история человеческого общества при всем многообразии и особенностях процесса в разных регионах, у разных народов подчинена общим объективным закономерностям общественного развития.

История Казахского народа и его предков, представителей всех наций и народностей, населяющих сегодня территорию Казахстана – это органичная составная часть истории России, бывшего СССР и Всемирной истории в целом.

Человек жил на территории Казахстана, как и на сопредельных территориях еще в каменном веке. Об этом свидетельствуют многочисленные находки архаических каменных орудий в районе хребта Каратау, а также в верховьях Ишима, среднем течении реки Сарысу, в Прибалхашье и на Мангышлаке. В эпоху Неолита первобытный человек населял уже не отдельные локальные, а многие районы обширной территории Казахстанского региона. Костные останки, изделия из кости и камня, скребки, призматические и карандашевидные нуклеусы, пластины, проколки, ножи, масса наконечников стрел – позволяют судить о сдвигах в орудиях и характере труда древнейшего населения территории Казахстана.

С переходом к кочевому и полукочевому скотоводству у древних складывалось по-движное жилье – прототип юрты, возникала необходимость в новых предметах домашнего обихода и одежды. Отсюда развитие гончарства и ткачества, появление специального набора предметов (стремена, удила) для освоения коня, как средство передвижения и ухода за скотом.

Рост поголовья скота, все большее использование пастбищных просторов создавали предпосылки для накопления, расширения, обмена и таким образом вели к постепенному, но неуклонному разложению первобытнообщинного строя.

Продолжалось освоение пастбищ для скотоводства в степных и горных районах с сохранением земледельческих очагов на поливе, оформлялись меридиональные и вертикальные системы кочевых циклов. Закреплялись традиционные для кочевого быта формы-юрты. В хозяйстве и военных столкновениях использовались повозки и колесницы. Обрабатывалась и добывалась железная руда. Перерождались родовые институты.

Новая пора в истории Казахстана 1 тыс. до н.э. – первых веков нашей эры – это история прежде всего усуней, кангюев, связанная с историей таких крупных государственных образований, как империя Кушан, Бактрия, Парфия, Китай; это контакты с гуннами и аланами, массовые миграции племен и племенных объединений через протоказахские степи из Центральной Азии вглубь Средней Азии, в Поволжье и далее на запад.

С 6 века на территории Казахстана существовало древнетюркская письменность, в которую входило немало арабских слов. Усложнялись религиозные представления. Тюрки поклонялись небу (тенгри, земле, воде), покровительнице домашнего очага и детей. У городского населения наряду с такого рода религиозными представлениями существовали буддизм, манихейство, несторианство. После арабского завоевания началась исламизация.

Наиболее четко процесс укрепления феодальных отношений на территории Казах-стана в 10-11 веках проявился в государстве Караханидов. В письменности происходил переход на арабский алфавит, развивалась устно-поэтическая традиция.

Медленнее чем в Южных и Юго-Восточных районах развивались производительные силы в районах Центра, Запада и Севера территории Казахстана. Абсолютное преобладание кочевого хозяйства и связанных с ним патриархальных институтов тормозило общественный экономический процесс в федерации племен в 11-12 веке, вошедшие в историю под собирательным наименованием Кипчакской. Но и здесь процесс несомненен, и безмолвные курганы и сынтасы донесли до наших дней образцы оригинальной культуры.

Вторжение монгольских полчищ на территории Казахстана встретило сопротивление народных масс. История сохранила драматические повествования об обороне Отрара, Дженда, Сыгнака и других городов. Завоевателей сравнительно быстро захватили весь казахский регион и двинулись далее на юг и запад. Возникли новые государственные объединения в частности Ак-Орда, Могулистан и другие ханства. Однако войны из-за дележа земель, когда-то захваченных монголами, не прекращались. Одним из следствий междоусобной борьбы явился распад в начале 15 века Ак-Орды на Ногайскую орду и Узбекское ханство.

Проблема происхождения казахской народности изучена еще недостаточно. В науке имеют место разные предположения о природе этнонима «казах». Несомненна устойчивость европеоидного типа на территории Казахстана с известным влиянием монголоидных элементов. Несомненно, генетическая связь древних насельников протоказахской территории от саков, усуней, кангюев, позднее тюргешей, карлуков, огузов, до кипчаков, кимаков, аргынов, найманов, ногайцев и других ставших этническими компонентами казахской народности.

Такого рода генетическая связь четко отражена в преемственности языка, во всяком случае, у абсолютного большинства племен и племенных групп в раннефеодальных государствах на территории Казахстана. Тюркоязычность узбекского, туркменского, киргизского, каракалпакского народов, как и казахского не отменяет сути и направленности этногенетического процесса на территории Казахстана, а лишь свидетельствует о взаимосвязанности такого процесса во всем казахстанско-среднеазиатском регионе в далеком прошлом.

Трудно переоценить значение социально-экономического и политического факторов для образования казахской народности. Постепенная, но неуклонная эволюция хозяйства, сдвиги в характере общественных отношений, укрепление феодальных начал естественно свидетельствовали объединению родственных по языку, однотипных в хозяйственно-бытовом укладе жизни племен и племенных групп способствовали сложению новой этнической общности феодальной эпохи – народности.

Казахское ханство явилось преемником предшествующих раннефеодальных государств на территории Казахстана, итогом развития здесь экономики и изменение в социальных отношениях связанных с этническими процессами. Закономерности общественно-экономического процесса и формирования народности, усиление феодального гнета и обще-политическая обстановка в ходе распада Золотой орды на просторах от Иртыша и Ишима до Сырдарьи, от Урала и Каспия до Или и Тянь-Шаня возрождение торгово-экономических центров Юга и Юго-Востока после ущерба, нанесенного монгольским нашествием и походами Тохтамыша и Тимура, явились важнейшими условиями возникновения Казахского ханства.

На казахских землях сохранились в качестве преобладающей традиционной отрасли хозяйства экстенсивно-кочевое и полукочевое скотоводство, закреплялись ранее сложившиеся маршруты и сезонные циклы кочевания. Восстанавливались и расширялись очаги оседлости и поливного земледелия, главным образом на юге и юго-востоке.

Хозяйство казахов оставалось в своей основе натуральным, но торговля как со средне-азиатскими ханствами так и с русским государством постепенно росла. Территория Казахстана стала важным узлом караванных дорог.

Экстенсивность хозяйства специфика патриархально-феодальных отношений сказывались и на казахской государственности. Казахское ханство не стало централизованным государством. Феодальные усобицы и войны в нем не прекращались. Иногда оно распадалось на несколько ханств, здесь немалую роль играло то обстоятельство, что на территории Казахстана существовали исторически сложившиеся три хозяйственно-обособленных района: старший, средний и младший жузы.

Таким образом, казахское общество в позднем средневековье совсем не было абсолютно застойным, чуть ли не варварским, как это нередко представлялось в некоторых ис-точниках, однако темп общественно- культурного развития были сравнительно замедленны-ми в силу консервативности типа хозяйства и соответствовавших ему общественных отношений.

К тому же в 17 веке, резко отрицательное воздействие на развитие экономики, на все стороны жизни казахского народа оказали военные набеги джунгаров. В этой сложной социально-экономической и военно-политической обстановки складывались предпосылки для вхождения казахских земель в состав России.

10 октября 1731 года хан Абулхайир и большая часть старшин младшего жуза приняли присягу на подданство. Так начался процесс вхождения казахских земель в состав России. В 30-х начале 40-х годов 18 века присягу на подданство приняли ханы и султаны среднего жуза, появились первые петиции у старшего жуза.

Процесс присоединения Казахстана к России длился более века. Казахский край все сильнее втягивался в орбиту экономического влияния России. Вслед за отменой крепост-ного права и другими реформами самодержавие реорганизовало управление администра-тивно-территориального устройства и суд в Казахстане. Новый порядок разделения на области, уезды, волости передачи всей полноты власти генерал-губернаторам в областях, усиление налогового гнета, введение основных элементов российской судебной системы – все это было рассчитано на превращение Казахстана в колонию. Объявление Казахских земель собственностью самодержавия создавало юридическое основание для изъятия земель и условия для консервации патриархально-феодального землевладения в ауле, порядок выбора волостных управителей и старшин, охрана преимуществ биев означали, что царизм сделал ставку на байство, как свою опору. Сравнительно быстрое развитие российской экономики во 2-ой половине 19 века привело к тому, что капитализм стал распространяться вширь на окраины, в том числе и в Казахстан. Край все больше становится источником сырья и рынком сбыта для капиталистической промышленности России. Росли города: Павлодар, Акмолинск, Уральск, Кокчетав, Петропавловск, Чимкент, Верный и др. Строились шахты и рудники в Караганде и Риддере, мелкие медеплавильные заводы. Поднималась товарность скотоводства и земледелия, и на этой базе развивалась промышленность по переработке сельскохозяйственной продукции, непрерывно расширялась торговля. Семипалатинская, Куяндинская и другие ярмарки имели связи с Нижегородской, Ирбитской. В конце 19 века по северным районам края прошел участок сибирской железной дороги. Существенно менялась этнодемографическая структура населения. Все большее число русских и украинских крестьян с разрешения властей самовольно переселялись в Казахстан, продолжалась военно-казачья колонизация. Спасаясь от репрессий и физического истребления, из пределов Китайской империи в Семиречье бежали десятки тысяч уйгуров и джунгар. Казахстан превращался в многонациональный край. Последующие этапы истории Казахстана неразрывно связаны с историческим развитием России.

Рубеж 19-20 века ознаменован превращением России в центр мирового революционного процесса, что естественно отразилось на развитии казахского края. Революционная и национально-освободительное движение в Казахстане в 1905-1907 годах – это составная часть первой российской революции. Развертывание работы местных групп и организаций, рабочие стачки в Петропавловске и Семипалатинске, в Уральске и Верном, появление революционных комитетов железнодорожников в Перовске и Актюбинске, волнение в солдатских гарнизонах - все это свидетельство борьбы масс.

В ходе развития буржуазно-демократической революции в марте-апреле 1917 года в Казахстане наряду с органами временного правительства возникли Советы рабочих и сол-датских депутатов, состоящие в основном из представителей меньшевиков, эсеров и других мелкобуржуазных партий.

В течение ноября 1917 года – марта 1918 года Советская власть утвердилась на всей территории Казахстана.

Таков небольшой исторический экскурс в досоветский период развития Казахстана. Он был дан для того, чтобы вы имели небольшое представление о предмете курса «История Казахстана», которым мы с вами будем заниматься. Нам предстоит изучить основные этапы становления казахской народности, образования государственности на территории Казахстана, выявить этническую и лингвистическую основу казахской нации, а также в соответствии с периодизацией узнать историю народа на основе переломных этапов всего развития.

Методы и источники изучения истории Казахстана

История Казахского народа и его предков изучает на материалах памятников матери-альной культуры, археологических данных, письменных источниках и работах известных историков и ученых других отраслей знаний.

На территории Казахстана обнаружено множество древних рудных разработок в районах Жезказгана и Зыряновска, Нарыма и Степняка, Акжола и других городов. Древнейшие части Авесты и другие восточные источники содержат этническую терминологию, привязанную к разным регионам территории Казахстана. Это сведения о турах, саках, даях, исседонах, о походах Кира, Дария, Александра Македонского, о контактах насельников территориального края с Ассирией, Мидией, Ираном. Раскопки древних городов Янгикент, Сыгнак, Мойлык, Тараз, Отрар, Ислиджаб, Баласагун и других говорят о том, что они являлись центрами ремесла, узлами транзитной торговли на караванных путях между востоком и западом («Великий шелковый путь»), торговых связях между земледельческими очагами и кочевой степью. В городах действовали базары, сложилось денежное обращение, в том числе монетами местной чеканки, также обнаруженных в результате археологических раскопок.

В 10-11 в.в. в письменности на территории Казахстана происходил переход на арабский алфавит. Развивалась устно-поэтическая традиция. На почве местной, культурной тра-диции своего времени в органичном сочетании с высшими достижениями античной, иран-ской, индийской, арабской культур вырос такой философ, ученый, уникальное явление в истории науки как Аль-Фараби, выходец из Фараба (Отрара). Время укрепления феодальных отношений на территории Казахстана оставило такие выдающиеся памятники древнетюркской культуры, как поэма «Кутадги билиг» Юсуфа Баласагунского, «Диван Лугат-ат-тюрк» Махмуда Кашгари, религиозное сочинение Ходжи Ахмеда Ясави «Диван-и-Хикмет», содержащее немало интересных сведений светского культурно-исторического порядка, сборник стихов Сулеймана Бакыргани.

В 15-17 в.в. окончательно сложились и закрепились главные элементы материальной и духовной культуры казахов, воспринявших действительные, культурные ценности своих предков. Народные массы были творцами прекрасных произведений, традиционных ремесел и домашних промыслов, памятников своеобразного зодчества. Народная мудрость сохраняла многовековой опыт ведения скотоводческого хозяйства в нелегких природных условиях, развивались традиции устного народного творчества, определялись национальные характерные черты обычаев и обрядов.

Архитектурные комплексы Сыгнака и Саурана, Дженда, Туркестана, мавзолеи Джаныбека, Касыма, Есима, Казангапа, мазары на пути из Сарайчика в Ургенч и на Мангышлаке, искусно орнаментированные предметы конского снаряжения и домашнего обихода, юрты, полихромные циновки из чия, ковры, обработанные техникой валяния и аппликаций, - свидетельство высокого уровня своеобразной культуры народа.

Еще один вид источников по истории края – фольклорный: социально-бытовые и обрядовые песни, поэмы и сказки, героический эпос. Темы любви и честности, доброты и бескорыстия, осмеяние зла и несправедливости, мечта о счастье, о благодатных землях, о равенстве, прославление защитников родных земель, храбрости, уважения к старшим – эти общечеловеческие темы, как в зеркале, нашли свое отражение в Жар-Жар и сынсу, в сказках об Асан-кайгы и Алдар-Косе, в поэмах «Козы Корпеш и Баян Сулу», «Кыз Жибек», в эпосе «Кобланды» и «Камбар батыр», «Ер-Таргын». Из поколения в поколение передавались изустно песни, поэмы, эпические сказания в исполнении жырау, акынов, жыршы, в сопровождении кобыза и домбры.

Сохранились образцы сочинений историко-летописного порядка: «Джами-ат-таварих» Кадыргали Джалаири и «Тарих-и Рашиди» Мухаммад Хайдара на тюркском и персидском языках. «Повесть временных лет» сообщает сведения по истории и географии протоказахских степей, а «Джами-ат-таварих» – такие же сведения о русских княжествах.

О казахском народе накапливали сведения представители русской науки и культуры. Географические и иные экспедиции Российской Академии Наук П.С.Паласа, И.П.Фалька, П.М.Рычкова, А.И.Бутакова, поездка А.С.Пушкина в степь. Книги В.И.Даля, Д.Н.Ушакова, А.И.Левшина и других познакомили и сблизили русскую интеллигенцию с богатым краем с историей и укладом жизни казахов. Путешествия и труды П.П.Семенова-Тян-Шанского, Н.А.Северцева, Г.Е.Грум-Гржимайло, Г.Н.Потанина, Н.Я.Аристова, В.Н.Харузина резко расширили представление современников о географии и природных богатствах края. Многие годы провел в ссылке украинский демократ Тарас Шевченко. Казахстану посвятили свои работы Ф.М.Достоевский, Н.А.Лесков, Д.Н.Мамин-Сибиряк.

На почве связей с демократической русской наукой и культурой появились труды казахских ученых-просветителей Ч.Валиханова и И.Алтынсарина. Заметный след в изучении древней и средневековой истории Казахстана оставил В.В.Бартольд.

Крупным событием в истории науки в советское время явилось создание Института истории, археологии и этнографии в составе АН Казахской ССР. С помощью Коммунистического университета трудящихся Востока, университетов Москвы, Ленинграда и других городов началась подготовка национальных кадров историков, а затем она развернулась на исторических факультетах Казгосуниверситета и педагогических вузов Казахстана.

В годы Великой Отечественной войны в содружестве с учеными Москвы А.М.Панкратовой, Н.М.Дружининым, М.П.Вяткиным и другими был создан первый опыт обобщающего труда по истории Казахстана с древнейших времен до начала 40-х годов 20 века.

Издано собрание сочинений Чокана Валиханова и педагога Ибрая Алтансарина.

В многотомной «Истории Казахской ССР» раскрыты главные закономерности обще-ственно-экономического и культурного процесса народов, населяющих территорию совре-менного Казахстана.

3. Периодизация:

1.по-Льюису Моргану:

- дикость;

- варварство;

- цивилизация.

2.Археологическая:

- каменный век;

- бронзовый век;

- железный век.

3.По-Энгельсу:

- первобытно-общинный;

- рабовладельческий;

- феодальный;

- капиталистический;

- социалистический;

- коммунистический.

4.Антропологическая:

- древопитек;

- австралопитек;

- питекантроп;

- синантроп;

- неандерталец;

- кроманьонец (homo sapies).

Наши рекомендации