Этнические группы - группы людей, различающиеся по своему культурному наследию, языку, истории, духовной культуре
В многонациональном государстве составной частью политических отношений являются межнациональные отношения. Государство налаживает, регулирует отношения между нациями и народностями. Совокупность принципов, норм, правил, посредством которых осуществляется управление национальными отношениями, составляет национальную политику.В системе национальных отношений ключевыми, решающими, являются политические аспекты. Непосредственно к сфере политики относятся такие вопросы национальных отношений, как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных языков и национальных культур, представительство национальных кадров в структуре власти и некоторые другие вопросы.
Национальный вопрос — это, прежде всего, отношения национального неравенства, неравенство уровней экономического и культурного развития различных наций, отставание неравноправных и угнетенных наций от наций привилегированных, великодержавных. Это атмосфера национальной розни, вражды и подозрений на национальной почве, закономерно возникающих на основе неравноправия и фактического неравенства наций в доступе к экономическим и культурным ценностям.Изучение этнических структур необходимо для понимания специфики современного общественного развития. Национальная проблематика находит свое место и в экономике, демографии, политологии, этнографии и других гуманитарных науках. Социология наций, национальных отношений изучает социально-экономические, социально-политические, культурные, образовательные процессы, вопросы ассимиляции, консолидации и интеграции наций и народностей.
Надо иметь в виду, что в мире практически не осталось этнически чистых государств. Поэтому рост национального самосознания, демократизация практически везде сопровождаются этническими конфликтами (Канада, США, Югославия, Ирак, Бельгия, Испания, Индия, Северная Ирландия, многие африканские государства).
№ 86 Особенности становления и развития демократии в Украине.
Становление гражданского общества - одно из основных направлений демократических реформ в Украине. Оно является наиболее оптимальным основанием современного правового государства, обеспечивает нормальные условия для создания эффективной экономики, содействует формированию свободной, активной и инициативной личности. Выборы - это основной политический инструмент формирования гражданского общества. Они содействуют социально-политической структуризации, формированию активисткой политической культуры граждан, образованию демократических политических институтов. История создания гражданского общества в Украине неразрывно связана с историей демократических выборов. Создание демократического парламента, многопартийной политической системы, деидеологизации государства, - все это процессы, имеющие своим основанием демократические конкурентные выборы. Формирование институтов взаимосвязи гражданского общества и государства, особенно института массовой политики, также напрямую связано с историей выборов в Украине. Создание международного имиджа Украины как демократического общества в значительной степени определяется характером выборов в годы независимости.В деспотии для гражданского общества тоже нет места. Но для противостояния тирании такие "институты и объединения" законно или подпольно, рано или поздно, но всегда создаются. Даже в СССР они существовали все декады коммунистической диктатуры: вспомним катакомбную церковь и тайные суфийские братства, белое подполье и "зеленые" крестьянские восстания, а по мере дряхления режима - теневую экономику и интеллигентскую контркультуру, о чем написано немало. Это еще не было полноценное гражданское общество, а лишь его зерна, которые после краха тоталитарного режима могли прорасти системой институтов и объединений.
Иными словами, гражданское общество есть лишь одна из форм сосуществования народа и власти. Как правило, она возникает при дряхлении деспотии и сохраняется некоторое время после ее исчезновения, до складывания политии. Иногда гражданское общество появляется и при деградации политии как стихийная или сознательная попытка противостояния деспотическим наклонностям власти, все больше думающей о своем, а не об общественном интересе. Гражданское общество наших дней - в Украине и Восточной Европе - постдеспотическое. В Украине - изживанием деспотизма и внедрением этих обычных механизмов демократического контроля. Система, нуждающаяся в гражданском обществе, вовсе не лучшая из возможных социальных систем. Гражданское общество предполагает не симфонию власти и подвластных, но более или менее жесткую их конкуренцию, не "совет да любовь", но институционализированный конфликт, рыночную социальность. Еще одна важнейшая характеристика гражданского общества: оно обязательно должно быть правовым. Правовое общество и правовое государство - отнюдь не изобретения последнего времени , а секуляризм, производящий закон от людей, а не от Бога, вовсе не отличает современное правовое государство от древнего. Современное украинское законодательство хаотично, имеет своим истоком фиктивное советское право да и применяется часто неумело и необъективно. Уважение к суду и к закону не впитано украинским гражданином с материнским молоком и бабушкиными сказками. Советское время, начиная с беззаконного захвата власти в 1917 году, зиждилось на "ничем не ограниченной, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненной, непосредственно на насилие опирающейся власти". В первую половину коммунистического семидесятилетия насилие было более жестоким, во вторую - сравнительно мягким. Но ни при Ленине, ни при Сталине, ни при Хрущеве или Брежневе не могло быть воспитано уважение к закону, так как отсутствовал главнейший элемент законности - на закон опирающаяся и закону повинующаяся власть. Гражданское общество нигде и никогда не может быть идеальной целью политических устремлений. Оно - лишь механизм, позволяющий обществу сосуществовать с государством и охранять свои интересы, когда государство перестает полагать себя социальным инструментом и начинает обольщаться собственной самодостаточностью. Анархисты и социалисты XIX - начала ХХ веков готовы были вовсе отбросить "зарвавшееся" государство, перейдя к безвластию . Опыт уходящего столетия развеял эти наивные иллюзии. Трагедии ХХ века заставили вспомнить, что имя "человек" звучит не так уж гордо. Внутри всех нас есть органическая порча, которая прорывается наружу наиболее разрушительно, когда мы, забывая о ней, начинаем переоценивать свои личные, классовые, этнические или общечеловеческие добродетели. Не только государство и эксплуататоры бывают плохи и обычно весьма далеки от идеала, но и эксплуатируемые и подвластные - тоже не агнцы и не святые. Жажда власти и алчность - плохие качества, но без государства и предпринимателей порочные и ленивые люди не создадут рая на земле, а, скорее, напротив, впадут в скотское состояние и все равно будут организованы властью и принуждены к труду или плетью, или голодом, или корыстью.
Осознав в который уже раз, что от власти избавиться невозможно, а поставить ее под полный контроль общества в нынешних обстоятельствах жизни мало реально, современный западный человек предпочел ввести и в социально-политические отношения элемент рынка, конкуренции и симбиотической борьбы производителя с потребителем. Так возродилась идея гражданского общества, прекрасно известная людям ХVII-XVIII веков, еще помнившим о грехопадении и несовершенстве эмпирической природы человека, но порядком подзабытая в эпоху социальных экспериментов и романтического самообольщения.
№ 87 Основные формы участия граждан в политической жизни (организованные, пассивные, другие).
Политическое участие - способность индивидов спонтанно или осознанно ориентироваться в политической жизни общества, весьма динамичная и массовая форма их взаимоотношений с организационно-властными структурами по поводу политической власти и управления. Речь здесь идет о вовлеченности индивида в той или иной форме в процесс политико-властных отношений. Поэтому политическое участие предполагает активность личности, а не крупных социальных общностей, на которых основывается политическая деятельность. Политическое участие может быть организованным или стихийным, постоянным или спорадическим, мирным или насильственным, законным или незаконным, эффективным или неэффективным. В политической практике различают две формы политического участия -- активную и пассивную. Активная форма политического участия может быть организованной (мобилизованной) и автономной- Организованными формами активного вовлечения граждан в политическую жизнь общества являются:
участие в выборах, референдумах; в качестве доверенного лица, члена группы поддержки, клуба избирателей, наблюдателя при проведении избирательных кампаний; в выборных органах государственной власти; в деятельности политических партий и других общественно-политических объединениях; в самодеятельных организациях, движениях; участие в митингах, демонстрациях, политических дискуссиях и др. Автономная форма активного участия выражается в самостоятельном, сознательном вовлечении индивида в политику. Данный вид участия находит свое выражение в обращении граждан в государственные и партийные органы, в редакции газет, журналов и т.д. с инициативой общественного характера; участии в формировании общественного мнения; оказании влияния на принятие решений, контроле за их осуществлением; восприятии, осмыслении, оценивании политических проблем; генерации общественных целей.
Самым распространенным видом пассивного участия граждан в политической жизни является чтение политической литературы и периодики, прослушивание и просмотр политических радио и телепередач. Мотивы: стремление улучшить материальное положение, получить определенные привилегии, повысить свой соц статус; стремление принадлежать к группе с целью снятия психологической напряженности. Чувства неопределенности в сложных политических и соц ситуациях, поиск соц защиты у политической группы; удовлетворение властных потребностей. Стремление повелевать др, воздействовать на их поведение. Проблема – ограничение политического участия (уровень демократизации общ и политический режим,партийная принадлежность, уровень образование. Культуры, особенно политической, воздействие на индивида окружающих людей, пол, возраст. Состояние здоровья. Семейное положение).