Лекция 5 культура эпохи возрождения
1 Общая характеристика эпохи. Изменение в материальной культуре.
2 Ренессансная модель человека.
3 Специфика искусства и науки Возрождения.
4 Обратная сторона возрожденческого гуманизма.
Возрождение (франц. Ренессанс) – особая эпоха в европейской истории культуры, представляющая переход от культуры средневековья к культуре буржуазного общества. Родиной Возрождения считается Италия, где она продолжалась с XIV по XVI вв. Из Италии идеи Возрождения постепенно распространяются в другие европейские страны. Во Франции Ренессанс продолжался в течении XV-XVIвв., в Германии, Англии и Нидерландах (Северное Возрождение) в XVI- нач. XVII вв.
Культуре Ренессанса давались в прошлом и даются по сей день весьма противоречивые оценки. Одни исследователи утверждают, что это – «самая светлая эпоха человеческой истории», ибо она после многих веков тьмы средневековья, возродила великий свет человеческого разума, что в 20-м столетии привело к грандиозным успехам в науке и технике. Другие считают этот исторический этап (XIV-XVI вв.) роковым, уводящим человечество все дальше от истины, добра и любви, все дальше от Бога, а XX век – кульминацией духовной деградации человечества. Так, какова же сущность процессов, происходивших в эпоху Возрождения? Каковы их последствия для дальнейшего развития культуры? Вот те проблемы, которые нам предстоит проанализировать.
Как известно, уже в период позднего средневековья довольно интенсивно развивается техника. Этот процесс успешно продолжается в последующие столетия. Что сведетельствует о расцвете материальной культуры. Развиваются военное ремесло и военная техника появляются различные виды военного оружия. Вытесняющие луки и арбалеты. Тяжелые рыцарские латы становятся бесполезными, рыцарство. Как военное сословие полстепенно исчезает. Основной военной силой становятся наемники (В Германии – лансхненты, в Италии - кондотьеры). Гребные суда, галлеры. В открытом океане оказывались беспомощными, и поэтому они заменяются более эффективными парусными судам. Развивается кораблестроенние. Появляются компас и часы с минутной стрелкой.
Все эти новшества и усовершенствования способствуют свершению великих географических открытий. В конце XV века португальцы открывают морской путь в Индию (вдоль южного побережья Африки), в1492 году Х. Колумб открывает новый континент – Америку, А в начале XVI века испанская экспедиция под руководством Магеллана совершает первое кругосветное путешествие и доказывает шарообразность земли. Античные гипотезы эмпирически подтверждаются, горизонт мировоззрения европейского человека раздвигается до размеров земного шара.
В сер. XV века И. Гутенберг изобретает книгопечатание. А это действительно революция в европейской культуре. В нач. XV века за рукописную книгу платили цену, равную стоимости крестьянского двора со всем инвентарем. Первые печатные книги были достаточно дорогими, но все же стоили в 5-10 раз дешевле рукописных. За 40 лет (с 1469 по 1500 гг.) было издано книг, тиражом до 20 млн. экземпляров. В городах Европы к 1500 году было открыто свыше 200 типографий. Книга стала доступна всему грамотному населению.
В исследуемый период в экономике происходит процесс накопления капитала. Формируются ранебуржуазные отношения, для которых характерно преобладание не промышленного, а торгового и растовщического капитала. Ибо на этом этапе выгодно не произвести какую-то вешь, а достать ее где-либо и продать ее в другом месте. Где ее цена будет в сотни раз выше. Купец. Торговец становится центральной фигурой общественной жизни. Хотя его ддеятельность граничит зачастую с грабежом и разбоем, торговля полезными вещами (напр. сукном) считается благородным занятием. Богатого купца во Флоренции, например, называют “сеньором”,т.е. обращаются к нему как к дворянину.
В политической сфере в эти столетия тоже имеют место глубинные изменения. С переменными успехами, в крови и огне, Европа движется от феодальной раздробленности и от сословных монархий к централизованно- абсолютссистским государствам. Формируются современные европейские нации, национальные культуры и национальные литературные языки. В Нидерландах национально-освободительная война против испанских завоевателей способствуют свершению первой в Европе буржуазной революции в 1566.
Время как будто ускоряется, насыщается до предела историческими событиями, чередующимися как в калейдоскопе, причем старое зачастую ломается новым. Стремительно меняется духовная жизнь европейского общества. Особое место в ней занимает идеология гуманизма.
Термин “гуманизм” нуждается в уточнении. В самом широком смысле гуманизм понимают как абсолютное добро, противоположность злу, Применительно к культуре Ренессанса, речь идет о гуманизме в узком, конкретно историческом значении идеологического движения, в рамках которого главным объектом внимания становится человек, а не бог. Таким образом, гуманизм Возрождения становится оппозицией церковно-клерикальной идеологии, да и, в конечном счете, христианскому мировоззрению.
Различают ранний гуманизм –это гуманизм XIV – XV веков. Он был распространен в Италии. Его наиболее яркий представители: поэт Ф. Петрарка и писатель Дж. Боккаччо; ученый и инженер, художник и скульптор Леонардо да Винче, художники и скульпторы Микеланджело и Рафаэль, филолог Лоренцо Валла, натурфилософ Пико де ла Мирандола, философ. Представитель аристократизма Пьетро Помпонацци и др. Среди поздних гуманистов в Нидерландах – писатель Эраэм Роттердамский, во Франции – писатель Франсуа Рабле, философ Мишель Монтель, в Англии – великий драматург В. Шекспир, в Испании – знаменитый писатель Сервантес.
Главный круг их интересов – художественное творчество, философия, гуманитарные науки.
Они положили начало формированию в обществе светской интеллигенции, в отличии от религиозной, характерной для эпохи средневековья, и развивались секулярную (освобожденную от религии и церковных институтов) культуру. Критикуя пороки современного им общества, церковно-клирекальную идеологию, хамскую и невежественную мораль служителей церкви, гуманисты искали идеалы в прошлом и нашли их в античности. Они глубоко верили в то, что возрождают античную культуру, образ жизни, способ мышления и чувствования ( отсюда происходит и название эпохи “Возрождение”). Но так ли это на самом деле?
Хотя в античной культуре человек являлся одной из высших ценностей, но он всегда был частью целого, элементом космоса и социальной системой, подчиняющимся законам природа и социума. Как писал знаменитый Софокл "В мире много сил великих, но сильнее человек нет в природе ничего... Но и царь непобедимый, если нет, в нем правды вечной, на погибель обречен..."
Христианство "вырвало" человека из природы; подняло его над ней, объявило ее царем, В христианском средневековье человек при всей его сложности, двойственности, противоречивости - единственный образ и подобие Бoгa. Он, действительно, высшее существо в иерархии тварного мира, но только до тех пор, пока он сохраняет связь с Богом. Гуманисты Ренессанса поднимают человека на одну ступень выше: характерное для средневековья убеждение в греховности человека постепенно ослабевает, и в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.
Не случайно, фигура художника-творца становится как бы символом Ренессанса. В эпоху Возрождения любая деятельность - будь то деятельность художника, скульптора, архитектора или инженера, мореплавателя или ученого - воспринимается иначе, чем в античности и в средние века. Древние греки созерцание ставили выше деятельности. Аристотель в свое время доказывал, что знание ради знания (теория) выше знания ради деятельности (практического познания), ибо первое приобщает человека к вечному, к самой сущности природы, в то время, как второе, погружает его в преходящий, текучий мир "мнения".
Христианство тоже признает высшей формой деятельности созерцание в виде молитвы, богослужения, постижения священных книг. Практическая деятельность, труд рассматривается как послушание, своего рода искупление за грехи ("в поте лица твоего будем есть хлеб твой"). И только Ренессанс любую творческую деятельность превращает в нечто сакральное и художник уподобляется самому божественному Творцу.
Но чтобы заслужить это всеобщее поклонение, нужно обладать яркой индивидуальностью, талантом, а лучше несколькими талантами. Тогда тебя будут чтить так, как в античности героев, а в средние века святых. Как известно, в средневековом обществе человек меньше всего чувствовал себя самостоятельным индивидом, так как были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми. В эпоху Возрождения, наоборот, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность. Он все чаще представляет не корпорацию, но самого себя. Отсюда вырастает его новое самосознание; гордость, сознание собственной силы и таланта. Если средневековый мастер, принадлежавший своему цеху, гильдии, достигая мастерства именно в своей узкой сфере, то мастер Возрождения, освобожденный от корпорации и вынужденный сам отстаивать свою четь и свои интересы, видит высшую заслугу именно во всесторонности своих знаний и умений. Разносторонность дарований и мастерства становится идеалом человека Ренессанса. Теория искусства, этика, эстетика, педагогика, философия, механика, картография - таков круг занятий, к примеру, Л.-Б. Альберти, знаменитого флорентийского гуманиста. Живопись, скульптура, архитектура, математика, механика, эстетика, алхимия, астрономия - интересы великого Леонардо да Винчи. И таких примеров эпоха Ренессанса дает множество.
Любая творческая деятельность вызывает уважение в исследуемый исторический период, но именно искусство, - живопись и скульптура - становятся предметом почти священного поклонения. И это, безусловно, следствие превознесения отдельной человеческой личности (антропоцентризма), являющегося ядром мировоззрения Ренессанса. Это особое мировосприятие получает свое наивысшее выражение в творчестве великих художников - Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Дюрера.
Их исходная аксиома - утверждение красоты реального мира как одного из существеннейших его объективных свойств. Красота определялась как "единство в многообразии", или "гармоничность", или "соразмерность", или "пропорциональность", то есть воспроизводилась античная эстетическая традиция. Источником же земной красоты являлся Бог как первый и величайший художник.
Понимание природы и человека как основных объектов прекрасного определяло главную цель искусства как постижение, утверждение и умножение этой красоты. Тезис "искусство есть подражание приводе" отзывался общепринятым в культуре Ренессанса. Реалистичное воспроизведение красоты чувственных земных предметов достигалось посредством отказа от жестких, резких линий в живописи, их замены светотенью. Знаменитая "дымчатая светотень" Леонардо - это нежный полусвет с мягкой гаммой тонов молочно-серебристых, голубоватых, иногда с зеленоватыми переливами, в которых линия сама становится как бы воздушной. Светотень и «пропадающее очертание» - удивительные открытия художников Возрождения, которые использовались для воссоздания в живописи телесности, объемности предметов.
Принцип подражания природе сливался с принципом созидания красоты. Правда и красота как бы отождествлялась, а искусство расценивалось как род познания или практическое приложение, добываемых наукой. Так А. Дюрер объявил «науку измерения истинной основой всякой живописи». Искусство сближалось в первую очередь с точными науками, с математическим знанием. Отсюда - поиск числовых отношений в пропорциях прекрасного человеческого тела, с редким упорством проводившейся Дюрером, делившим тело человека на своих чертежах на 1300 частей. Отсюда - утверждение Леонарда да Винче, что «перспектива - поводья и кормило» живописи.
Но хотя природа рассматривалась как истинно прекрасный образец для художника, последний не должен довольствоваться изображением конкретных единичных предметов, ибо не водном из них красота не запечатлена полностью и абсолютно. Художник должен был рассматривать и сопоставлять множество конкретных предметов, отбирать в каждом более красивые элементы и сочетать его в создаваемом им произведении которое оказывалось и подражанием природе, и созданием абсолютной красоты. Художник уподоблялся Богу-Творцу, идеализируя искусством действительность создавая особый мир абсолютной красоты.
Традиционно вслед за уникальным светским изобразительным искусством выделяют науку как одну из самых ярких явлений Ренессанса. И прежде всего речь идет о гелиоцентрической системе Н. Коперника и учении о бесконечных мирах Дж. Бруно. Но парадокс состоит в том, что эти научные открытия явились самоотрицанием культуры Ренессанса и во многом обусловили трагизм мироощущения последующего XVII столетия.
Как уже отмечалось Ренессанс выступил в истории западной культуры как эпоха возвеличивания человеческой личности, период веры в человека, в его бесконечные возможности и в его овладение природой. Но Коперник и Бруно превратили землю в какую-то ничтожную песчинку мироздания, а вместе с тем, и человек оказался несравнимым, несоизмеримым бесконечным пространством, темным и холодным, в котором лишь кое-где оказывались мелкие небесные тела, тоже несравнимые по своим размерам с бесконечностью мира. Возрожденец любил созерцать природу вместе с неподвижной землей и вечно подвижным небесным сводом. Но теперь оказалось, что Земля - это какое-то ничтожество, а никакого неба и вообще не существует. Возрожденческий человек проповедовал могущество человеческой личности и свою связь с природой, которая была для него образцом его творения, а сам он тоже старался в своем творчестве подражать природе и ее создателю – Великому художнику. Но вместе с великими творениями Коперника, Бруно, а в 17 в. - Галилея и Кеплера - все это могущество человека рухнуло и рассыпалось в прах. Из властителя и художника природы возрожденец стал ее рабом. Перед лицом вновь открытого бесконечного космического бытия он стал чувствовать себя ничтожеством, механически зависящим от этих безумных и ни с чем не сравниваемых пространств и времен, холодных и черных, пребывавшим перед лицом ни с чем не сравнимых расстояний и безумных временных процессов, безумных, потому что познаваемых едва-едва.
Получается, что ренессансный антропоцентризм породил свою caмоотрицающую модификацию. Так как охватить силами одной человеческой личности всю бесконечную природу не было никакой возможности, то возрожденческий человек решил отказаться от своего чувства природы и от намерения овладеть природой, с тем, чтобы стать ничтожной песчинкой, но лишь бы охватить все, пусть только одной наукой, пусть только одним рассудком, пусть только одной отвлеченной математикой, но лишь бы охватить и лишь бы забыть непосредственную данность природы как некую детскую наивность.
Еще более парадоксальной, на первый взгляд, покажется практика поведения людей в эпоху Ренессанса. Как отмечает А.Ф. Лосев в своей знаменитой "Эстетике Ренессанса", "Возрождение прославилось своими бытовыми типами коварства, вероломства, убийства из-за угла, невероятной мстительности и жестокости, авантюризма и всякого разгула страстей". Священнослужители содержат лавки, кабаки, игорные и публичные дома. Монахи предаются оргиям. Широкое распространение получает порнографическая литература и живопись. Резко падает авторитет католической церкви.
Внутренние раздоры и борьба партий в различных итальянских городах, не прекращавшаяся всю эпоху Возрождения и выдвигавшая сильных личностей, которые утверждали в той или иной форме свою неограниченную власть, отличались беспощадной жестокостью и какой-то неистовой яростью. В этой борьбе часто использовались наемные банды кондотьеров, проявлявших звериную жестокость. На знамени одного из них было написано "Враг бога, правосудия и милосердия". Многие из них становятся правителями городов и родоначальниками итальянских династий. Выдвигаются зловещие фигуры Цезаря Борджия, Сигизмунда Малатесты, Сфорца, Висконти, Медичи.
Еще одно звено той же цепи - инквизиция. По мнению A.Ф. Лосева, ''ославленная на все века инквизиция была детищем исключительно эпохи Ренессанса". Официально она была учреждена в Испании только в I480 г., а в Италии в 1542. За I50 лет в Испании, Италии и Германии было сожжено 30 тыс. ведьм.
Как же можно объяснить этот безграничный разгул страстей, пороков и преступлений в эпоху Красивого Ренессанса и его Гуманизма?
1. Пороки и преступления совершались во все эпохи человеческой истории, были они и в средние века. Но там люди грешили против своей совести и после совершения греха каялись в нем. Кроме того, в феодальном обществе существовал мощный социально-моральный корпоративный Контроль за поведением индивида. В эпоху крутой ломки феодализма социальный контроль резко ослабевает и человек оказывается предоставленным самому себе. Растет число людей не скованных моралью, более того, не верящих ни в кого и ни во что. Люди совершают самые низкие преступления и ни в коей мере не каятся и поступают они так потому, что последним критерием для человеческого поведения считается сама же изолированно чувствующая себя личность.
2. Звериный эгоизм Ренессанса явился порождением той красивой модели человека, которая сформировалась в данный период. Личность считалась высшей ценностью, но какая личность? Сильная, индивидуальная, оригинальная, талантливая. А ведь оригинальность может выражаться в очень разных формах: и в художественно-творческой неповторимости, и в уникальном вероломстве и жестокости. Гиперболированный эстетических подход к человеку как к индивидуальности вытеснил нравственные критерии оценки человеческой личности. Утверждении свободного, раскрепощенного человека противоречиво сопровождалось игнорированием его обязанностей перед обществом, невероятным индивидуализмом. А это , в свою очередь, неминуемо вело к соморазрушению личности. Ренессанская идеология, асолютизировав интерес индивида по отношению к интересам общества, влекла себя на неустойчивость и гибель. Антигуманизм реформации и контрреформации XVI столетия лишний раз подтвердил это.
Потребовалось появление новой культуры, которая не просто бы защищала права личности, но и учитывала права и интересы других личностей, если бы это «я» попыталось самоутвердится за их счет. Такой культурой стала культура буржуазного общества, начавшая формироваться в период европейских буржуазных революций XVII-XVIII в.в.
ЛИТЕРАТУРА
1 Абрамсон М. Л. От Данте к Альберти .- М., 1979
2 Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности М., 1989
3 Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения.- М., Мысль, 1978
4 Любимов Ю. Искусство Западной Европы.- М., Прогресс, 1982
5 Рутенбург В. И. Титаны Возрождения.- М., Наука, 1976