Культура эпохи Возрождения

Возрождение (Ренессанс) – это период в истории европейской культуры, связанный с утверждением гуманистической философии и попыткой воссоздания идеалов античности. Название эпоха получила из-за интереса к античному наследию. Родина Возрождения – Флоренция. Там складывались кружки образованных людей (гуманистов).

Гуманисты назывались так от круга наук, объектом изучения которых был человек. Гуманисты отыскивали, переписывали, изучали литературные и художественные памятники античности.

Культуру итальянского Возрождения делят на четыре периода:

1) XIII в. – проторенессанс, предвозрождение;

2) XIV в. – раннее Возрождение;

3) XV в. – высокое Возрождение;

4) XVI в. – позднее Возрождение.

В предренессансный период еще господствует готика, но уже появляются черты нового стиля.

Данте в «Божественной комедии» создает глубоко индивидуальные и психологически достоверные образы. Психологическая достоверность стала одной из черт искусства Возрождения.

Гуманизм был провозглашен именно в эту эпоху. Гуманизм – это философское мировоззренческое направление, основанное на признании ценности человеческой личности. Человек – центр мироздания, ее наиболее ценное творение.

Формируется идеал гармонической, всесторонне развитой, творческой личности. Примером такого человека был Леонардо да Винчи (1452–1519).

В творчестве Рафаэля Санти (1483–1520) отражено чувство радости и красоты земной жизни.

Идеал человека приобретает возвышенно-героические, титанические черты в творчестве скульптора и художника Микеланджело Буаноротти (1475–1564).

В рамках Возрождения произошла Реформация – общественное движение за обновление католической церкви.

Результатом стала победа протестантизма в Германии.

Наиболее значимые черты протестантизма:

1) идея личной связи человека с Богом без сотрудничества церкви и священника;

2) перевод всего богослужения на родной для верующих язык. В Германии в эпоху Возрождения творил Альбрехт Дюрер – портретист, график, создатель графической серии «Апокалипсис». Начало Возрождения в Нидерландах – творчество Яна ван Дейка.

Золотой век испанской живописи и театра – конец XVI – конец XVII вв. (Мигель Сервантес, Лопе де Вега, Веласкес и др.). Испанскую культуру характеризует наиболее сильная приверженность католицизму.

Английское Возрождение создало образцы философской литературы, поэзии и драматургии.

Произведение Томаса Мора «Утопия» (1516) положило начало литературно-философскому направлению социальной утопии.

«Титан» английского Возрождения – Уильям Шекспир (1564–1616), отразивший в своем творчестве конфликт высоких идеалов Ренессанса с реальной действительностью.

Позже всего гуманизм получил развитие во Франции – только в начале XVI в.

Яркий образец французского Возрождения – роман «Гар-гантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле (1494–1553).

29. Европейская культура эпохи Просвещения

Хронологические рамки эпохи определены немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии (1639) и Великой французской революцией (1789).

Европейское Просвещение – вполне конкретный комплекс идей, породивший определенную систему культуры.

Культура Просвещения имеет ряд специфических черт.

1. Деизм (религиозно-философская доктрина, которая признает Бога как творца природы и не допускает других путей познания Бога, кроме разума). Деизм давал возможность выступать против религиозного фанатизма.

2. Космополитизм (осуждение всякого национализма и признание равных возможностей всех наций).

Распространение космополитизма привело к падению чувства патриотизма.

Возникла мысль о единстве человечества и культуры (интерес к жизни, обычаям и культуре стран Востока).

3. Научность, возрождение, естествознание. На историческую арену выступило самостоятельное и цельное научное мировоззрение.

Завершилось формирование современной науки с ее идеалами и нормами, определившими развитие техногенной цивилизации.

4. Вера в то, что с помощью разума будет найдена истина о человеке и окружающей природе.

Просвещение – это век разума. Разум – источник и двигатель познания, этики и политики: человек может и должен действовать разумно; общество может и должно быть устроено рационально.

5. Идея прогресса. Именно в эпоху Просвещения была создана концепция «вера в прогресс через разум», надолго определившая развитие европейской цивилизации.

6. Абсолютизация значения образования в формировании нового человека. Ставка на нового человека, свободного от наследия той или иной философской, религиозной или литературной традиции.

«Опыт о человеческом разуме» – философский трактат Джона Локка – своего рода манифест эпохи Просвещения. В нем содержатся идеи о воспитании человеческой личности и роли социальной среды в этом процессе.

Французское Просвещение состояло из учений, различных по политической и философской радикальности.

Представители старшего поколения – Ш.Л. Монтескье и Вольтер – тяготели к постепенному реформированию феодального общества по образцу Англии. Конституционная монархия – это форма государственного устройства, при которой власть монарха ограничивается рамками конституции и сильного парламента.

Д. Дидро, Ж.О. Ламерти, К.А. Гельвеций, П.А. Гольбах отрицали феодальную собственность и феодальные привилегии, отвергали монархическую власть, выступая при этом за просвещенную монархию, воплощение идеалистической веры в возможность улучшить монархическую власть через активное просвещение монархов в духе новых идей времени.

Энциклопедия стала кодексом французского Просвещения. Она была сводом научных знаний, формой борьбы с общественными предрассудками.

Просветители рассматривали искусство как средство популяризации моральных и политических идей. Литература опиралась на общественное мнение, которое формировалось в кружках и салонах.

Вольтер (1694–1778) – признанный лидер просветителей всей Европы. В его творчестве выразилась общественная мысль века.

Рационалистическое движение сопоставляют с деятельностью Вольтера и называют вольтерьянством.

Крупнейшим представителем французского Просвещения был Шарль Луи Монтескье (1689–1755). Он разработал теорию зависимости общественных отношений от степени просвещенности общества, от умственного состояния народа, от общего склада цивилизации.

Демократическое направление в Просвещении – «руссоизм» по имени Жан-Жака Руссо (1712–1778). Руссо идеализировал «естественное состояние» человечества, прославлял культ природы. Он отрицал прогресс цивилизации.

Во Франции во второй половине XVIII в. сформировался художественный стиль – рококо, отражавший вкус двора Людовика XV и аристократии.

Основоположник критического реализма в живописи – английский художник Уильям Хогарт (1697–1764). Целые серии картин объединены одним сюжетом. Они переводились в гравюры и становились доступными широкому кругу людей. Более демократическая и дешевая, чем живопись, гравюра стала носителем идей Просвещения.

Европейская скульптура XVIII в. отразила смену общественного настроения. Жан Антуан Гудон (1741–1828) – самый интересный скульптор эпохи, создатель целой портретной галереи своих современников.

Театр эпохи Просвещения отразил новый взгляд на мир в драматургии, в сценических приемах. Драматурги и актеры Англии, Франции, Германии были едины в желании представить современную жизнь как можно точнее.

В творчестве австрийского композитора В.А. Моцарта (1756–1791) отразились прогрессивные идеи в музыке.

30. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

В европейской культуре 19 век занимает очень важное место. В этот период произошли самые грандиозные открытия и преобразования в различных областях культуры. Были осуществлены ряд прорывов в науке, технике, а также и во взглядах человечества на привычные вещи. Наука далеко шагнула вперед и повлекла за собой качественные изменения в жизни человечества. Появились новые средства придвижения, новые медицинские препараты, новые методы лечения. Человек стал мыслить иначе, и поменял приоритеты в своих ценностях. Если раньше большую роль уделяли качеству произведенных товаров, то сейчас большую роль играет количество, и средства, полученные за их реализацию.
В сфере духовного развития также произошли изменения. Если раньше человек верил и полностью полагался на то, что Бог существует и что именно он создал все живое, то теперь такая версия ставится учеными под сомнение. И хоть люди и продолжают посещать церковные служения и молиться, то теперь они делают это не из-за своей великой веры в Бога, а лишь для соблюдения обрядов как традиций народа.
По числу происшедших изменений и преобразований, 19 век можно смело назвать веком прогресса. Он заставил человека иначе посмотреть на мир, и на самого себя. Этот век принес много полезного и нового, до этого неизвестного человечеству. Он качественно изменил жизнь людей, в особенности жителей крупных городов.

31.ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ: СЛАВЯНСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО И ПРИХОД ХРИСТИАНСТВА

Культура Древней Руси

Наиболее важным этапом в развитии культуры Древней Руси является новгородский период, относящийся к середине VIII в. К 862 г. относится начало правления в Новгороде Рюрика, основателя династии Рюриковичей.

Языческая религия славянорусских племён составляла основу мировоззрения древнерусского народа. Языческие представления глубоко укоренились сознании народа и стали определяющими факторамиформирования национальной культуры. Наряду с христианством, язычество долгое время сохраняло свои позиции и прявлялось в образе жизни народа, в характере его мышления и отношении к миру.

Языческая религия древних русичей была тесно связана с благоговейным обожанием природы, с поклонением великим силам природы.

Еще задолго до начала периода Киевской Руси Русь называли на Западе Гардарикой – «страной городов и замков». Она находила место на перекрестке важнейших торговых и культурных путей. То, что стало явлением для западноевропейской культуры только в готический период Средневековья, было характерно для Руси намного раньше:

1) активизация городской культуры;

2) массовое деревянное градостроительство;

3) обилие общественных мест;

4) развитие большого количества ремесел и народных промыслов;

5) активная торговля.

Мировоззрение древних славян характеризует антропотеокосмизм – нерасчлененность сфер человеческого, божественного и природного. Древние славяне свято верили в духов, которые населяют окружающий мир, сопровождая человека от рождения до смерти; в борьбу светлых и темных сил.

Восточные славяне на разных этапах своего развития поклонялись различным богам. Боги олицетворяли важнейшие силы природы.

Для записи текстов использовалась протокириллица (запись славянских слов с помощью греческого алфавита). На рубеже IX–X вв. появляется кириллица.

На рубеже Х и XI вв. начинается процесс христианизации Руси. Он связан с именем новгородского князя Владимира Красное Солнышко. Крещение способствовало развитию страны и культуры:

1) строительству каменных зданий и храмов;

2) организации школ и распространению грамотности;

3) совершенствованного летописания;

4) появлению новых видов монументальной живописи: мозаики и фрески;

5) появлению станковой живописи (иконописи).

Первое место среди памятников древнерусской культуры принадлежит летописи. Русское летописание возникает в Х в. и продолжается до XVII в. Летописи – памятники общественной мысли, литературы, своеобразные энциклопедии знаний. Яркий пример такой летописи – «Повесть временных лет», созданная в XI в. монахом Киево-Печерской лавры Нестором.

«Слово о законе и благодати» священника Иллариона – это своеобразный политический трактат, созданный в форме церковной проповеди. Христианство («благодать») он противопоставляет иудаизму («закону»). Распространенный жанр церковной литературы –житие (агиография).

Основная идея произведения «Сказание о Борисе и Глебе» – единство Русской земли, осуждение княжеских междоусобиц. В «Поучении» Владимира Мономаха затронуты социальные, политические и нравственные проблемы.

«Поучение» рассматривается как яркий образец дидактической литературы.

Наиболее выдающееся произведение древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве», эпическое размышление о судьбах Русской земли, которая является его центральным образом.

К началу XIII в. в Древней Руси сложилась высокоразвитая христианская культура. Появляется общность древнерусского народа, выражающаяся в:

1) выработке литературного языка;

2) национальном самоощущении единства;

3) формировании общих культурных форм.

Наши рекомендации