Реформаторская деятельность Федора Алексеевича
Историография правления. Существует 2 противоположные точки зрения на данную проблему:
· По мнению некоторых историков, это эпоха соц.-эк. и полит. кризиса (Соловьев, Анисимов). Они считают, что причинами послужили: борьба боярских группировок за власть, церковный раскол (вызвал глубокие соц. потрясения), отсутствие в России развитой экономики, её отставание от других стран;
· по мнению других, никакого кризиса в России не было, русское гос-во развивалось по тем же направлениям, по которым Петр I проведет свои реформы (Ключевский, Милюков, Платонов). Они отвергали концепцию кризиса и считали. Что предшественники Петра определили основные направления его реформ.
Период с 1676 по 1682 гг. (правление Федора Алексеевича) назывался «потаенным царством».
1. Реформа гос. управления.
- В составе БД создается «расправная палата», целями которой были: 1. оперативное разрешение сложных вопросов; 2. решение вопросов между приказами. (эквивалентен Сенату Петра I);
- реорганизация деятельности приказов. Приказы, имевшие сходные функции (военные, финансовые), объединялись под руководством одного должностного лица (эквивалентно петровским коллегиям). Главным должностным лицом был воевода.он получал жалованье за службу (= петровским губернаторам).
2. военная реформа. 1. военно-окружная реформа (1679 г.), суть: все уезды объединялиь в 9 округов (петровские губернии). Округ возглавлял одни из воевод (петровский губернатор). Каждому из округов приписывалось определенное кол-во войск, формировавшихся на основе даточных людей: 1 даточный человек – солдат с 25 дворов (петровская рекрутсткая повинность и рекрут). Все население округа платило в казну налог на содержание армии. 2. отмена местничества – 1682 г. – это указ, согласно которому подтверждалась обязанность дворян служить, но за военную службу засчитывалась служба не в дворянском ополчении, а в полках округов. Появляется термин «полковая служба». Русская армия на 4/5 была постоянна ещё до Петра I.
3. Реформа ГД. Реформа чинов и званий. Для дипломатов, для армии, для боярства, для местного управления – своя система у каждого. Вся система укладывается в 35 разрядов в иерархическом плане (Петр I – Табель о рангах, 1721 г.)
4. Налоговая реформа. 1. Федор отказывается от поземельной формы налогооблажения (сохи) и устанавливает подворную систему; 2. часть анлогов всегда собиралась в натуральном виде. Вводится единая система меры весов и объема для взимания натурального налога; 3. отменялась основная масса косвенных налогов. Вводится всего один прямой налог – на содержание армии.
5. Реформа образования. Было задумано открыть в Москве академию (академия эквивалентна современному университету). В апреле 1682 г. Федор Алексеевич подписал указ об утверждении «Привилея Московской академии». Привилей – это устав. Эта академия должна была готовить кадры для системы гос. управления. Университет управлялся советом преподавателей, который выбирал ректора, деканов. Совет преподавателей был независим. Все студенты находились не под юрисдикцией гос-ва, а совета преподов. В университете учились представители всех сословий, им выплачивалась стипендия, на которую можно было прожить. В то время критерием образованности было знание латыни, потому что всё публиковалось на нем.
В 1687 г. Софья открывает славяно-греко-латинскую академию в Москве. Это было первое высшее светское заведение (светское означает, что оно было не связано с церковью). Это был не университет, но она (академия) была предшественником первых университетов в России.
Итоги реформ:
· реформы Ф.А., а затем политика правительницы Софьи охватили сферу управления, эк. и финансовую, военную сферу и сферу образования;
· проводились не экстримально, хаотично, спонтанно, а спонтанно (главное их отличие от петровских реформ);
Петр I ничего нового не внес, он продолжал те реформы, начатые Ф.А., но он ввел элемент насилия, что привело к перенапряжению об-ва и гос-ва
35. система гос управления в 17в.
В феврале 1613г. Земский собор избрал на престол Михаила Романова, кандидатура которого устраивала разные слои общества. Новое московское правительство, первостепенную роль в котором играл отец царя патриарх Филарет, восстанавливая государство после Смуты, руководствовалось принципом: все должно быть по старине. Для успокоения общества, преодоления разрухи консервативная политика была необходима, однако Смута внесла в общественную жизнь много таких перемен, что, по сути, правительственная политика оказалась реформаторской.
Существенным звеном государственного управления в первой половине XVII в. стал Земский собор. Роль и компетенция Земских соборов несомненно возросла (при царе Михаиле собор собирался не менее 10 раз). Активная работа Земских соборов была обусловлена временной потребностью нового правительства преодолеть последствия Смуты.
Важнейшей нормой уложения явилось введение бессрочного сыска беглых крестьян - тем самым отменялись «урочные лета». Подтверждался и запрет перехода крестьян в «Юрьев день». Эти меры означали юридическое оформление крепостного права. Ряд статей регламентировал развитие крупного землевладения. В частности, вотчинного и поместного землевладения, а также дальнейшее ограничение церковного.
Первые главы Соборного уложения содержали статьи о престиже царской власти и преступлениях против нее. Власть монарха усиливалась, что означало движение по пути установления в России абсолютной монархии. Окрепшее самодержавие переставало нуждаться в поддержке со стороны сословно-представительного органа - Земского собора (последний собор полного состава был проведен в 1653). Однако царь еще был вынужден считаться с Боярской думой, вместе с тем пополнившейся дворянами и представителями приказной бюрократии.
Исполнительная власть принадлежала приказам, переживающим в 17 веке свой расцвет. В общей сложности в это время функционировало до 80 приказов. Важнейшими выступали Посольский, Поместный, Тайных дел, Стрелецкий, финансовыми делами ведали приказы большого прихода, Большой казны, Счетный. Имелась система Дворцовых и Патриарших приказов, а так же территориальных, ведавших некоторыми районами страны. Значительно выросла численность бюрократии- до более 4,5 тысяч человек. Изменения произошли и в организации местного управления: власть в уездах сосредоточилась в руках назначаемых из центра воевод. Однако в Поморье сохранилось земское управление.
Предпринимаются попытки реорганизации армии: создаются полки «нового строя», куда набирались «даточные люди»( сто крестьянских дворов давали на пожизненную службу одного солдата), проходившие военное обучение под началом офицеров- иностранцев.
Довольно верно политический строй России определял Богославский, писавший ,что Московское государство середины 16-середины 17 века было самодержавно-земским а далее оно стало превращаться в самодержавно- бюрократическое.
Как историческое явление абсолютизм имел место и в Западной Европе, и в России, однако в России он существенно отличался от западноевропейского, ибо иной была его социально-экономическая основа, а следовательно, и содержание. Российский абсолютизм не опирался на поддержку третьего сословия, буржуазии, не был вызван к жизни развитием по капиталистическому пути, когда возникло известное равновесие между дворянством и буржуазией, дающее возможность государственной власти почувствовать определенную самостоятельность по отношению к обществу. Социальной основой абсолютизма в России было дворянство и общинная организация крестьян. Возрастание роли государства и проявления его надклассового характера были обусловлены тем, что только оно в условиях замедленного развития гражданского общества, слабости третьего сословия могло быть инициатором реформ. Только с помощью сильного государства в условиях преобладания натурального хозяйства, слабого развития товарно-денежных отношений можно было мобилизовать материальные и людские ресурсы для проведения эффективной экономической и фискальной политики, необходимой прежде всего для обороны страны.