Советская и постсоветская журналистика
Советская печать, по сути, стала правопреемницей российской печати, также как и СССР - правопреемником дореволюционного государства Российского, включавшего в себя территории, получившие в годы советской власти статус союзных и автономных республик.
Как в прошлые века все наиболее значительные перемены в сфере печати происходили с появлением нового самодержца, так и в XX веке все важнейшие нововведения в СМИ осуществлялись после вступления на пост нового генерального секретаря партии. Самодержавный принцип в этом смысле продолжал действовать и в советской республике.
В годы правления И.В. Сталина система печати получила значительное развитие и дальнейшую дифференциацию. Индустриализация народного хозяйства вызвала к жизни новые отраслевые издания. Создавались новые газеты в освобожденных областях Западной Украины, Западной Белоруссии, Молдавии, Прибалтике. В целом в предвоенные годы в СССР издавалось 9000 газет и около 1600 журналов. В годы войны количество центральных и отраслевых журналов сократилось, многие родственные издания были объединены, уменьшились тиражи и периодичность местной печати. Вместе с тем, широко развернулась военная печать в действующей армии - в 1942 г. насчитывалось 13 фронтовых, 96 корпусных и армейских, более 600 дивизионных и бригадных газет. На оккупированных территориях действовала партизанская и подпольная печать. Вся система СМИ активно работала на общую победу, поднимая патриотический дух в войсках и у всего населения страны. Подвиги солдат, летчиков, моряков, партизан, описанные в газетах и журналах, повторяли десятки и сотни бойцов на разных фронтах.
В послевоенные годы пресса была действенным средством в организации восстановления разрушенного народного хозяйства. В целом, журналистика в годы правления И.В. Сталина превратилась в эффективный инструмент идеологического управления обществом, приводной ремень между партией и массами. Велика была ее роль и в создании культа личности вождя, мифологизации жизни страны рабочих и крестьян. На страницах газет и в эфире господствовало упрощенное восприятие социальных явлений, исторических фигур и событий. Монополия на истину в руках руководства страны позволяла делать произвольный отбор этих исторических фигур, умалчивать или преувеличивать значение их деятельности.
В годы хрущевской «оттепели» культ личности подвергся резкой критике. Новый курс КПСС, провозглашенный на XX съезде партии, был направлен на преодоление сложившихся стереотипов в СМИ. Демократизация общественной жизни благотворно сказалась на дальнейшем развитии структуры СМИ, обогащении типологии центральной и местной печати. С 1953 по 1961 гг. появилось много новых газет и журналов. В целом, советская печать в это время насчитывала 24 всесоюзных газеты, 600 республиканских, краевых и областных, свыше 4,5 тыс. городских и районных, свыше 2 тыс. многотиражных газет, а также свыше 650 журналов. Заметно увеличились тиражи центральных изданий. Были созданы Союз журналистов СССР (1958), Агентство печати «Новости» (1961), Государственный комитет по печати при Совмине СССР и в союзных республиках (1963). К 1962 г. радиовещание превратилось в мощный информационный канал: ежедневно из Москвы по пяти программам шло до 100 часов вещания на русском языке и 115 часов на 40 иностранных языках. Центральное телевидение транслировало ежедневно 12 часов телепрограмм. Кроме этого, на территории страны действовало свыше 70 телецентров, охватывавших вещанием до 70 млн. человек. Вся эта информационная мощь была направлена на формирование у советских людей марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистической морали, пропаганду решений партийных съездов и пленумов, каждый из которых был «судьбоносным».
С приходом к руководству партией Л.И. Брежнева в содержании газет, журналов, теле- и радиопередач стала еще более заметна парадность, некритическое отражение действительности, умалчивание о деформациях и противоречиях в жизни общества. Широко освещались различные юбилейные даты и подготовка к ним. Партийные руководители требовали от СМИ укрепления у населения коммунистической убежденности, патриотизма, интернационализма, связывания пропаганды коммунистических идеалов с решением практических задач, содействия развитию производственной и политической активности трудящихся. Однако эта риторика власти уже приелась и не вызывала энтузиазма ни у журналистов, ни у аудитории.
М.С. Горбачев, придя к власти в 1985 г., объявил предыдущие десятилетия застоем, провозгласил перестройку общества, одной из основных характеристик которой стала гласность. СМИ должны были помочь народу понять свое прошлое и настоящее. Печать стала публиковать запрещенные ранее художественные произведения советских и зарубежных авторов, писателей-эмигрантов, секретные прежде архивные материалы, анализировать положение дел в «закрытых» регионах и ведомствах, писать о преступных действиях должностных лиц, бывших ранее вне критики.
Играя в демократию и либерализм, М.С. Горбачев сделал непростительную ошибку. Столь резким переходом от отечественного авторитарного подхода в руководстве СМИ к западному либертарианскому он поставил под удар массированной критики демократических, прозападно настроенных журналистов весь предыдущий образ жизни советского общества, его историю, деятельность партийно-государственного аппарата. Этой ситуацией не преминули воспользоваться силы, боровшиеся с КПСС. Многое тайное в работе официальных структур вдруг стало явным. Народ, узнавая из СМИ о своем «непредсказуемом прошлом», о неблаговидных делах бывших политических деятелей, разочаровался во власти и, когда она зашаталась, ничего не сделал для того, чтобы спасти ее и укрепить. Свободные СМИ дискредитировали в глазах населения и самого перестройщика.
В 1990-1991 гг. СМИ, активно формируя общественное мнение о необходимости перехода России к рынку, одними из первых стали внедрять у себя рыночные отношения, что выразилось в коммерциализации печати, широкой публикации рекламы, финансовой независимости новых изданий от государственных дотаций, в появлении информационно-коммерческой прессы. Всем этим переменам в определяющей степени содействовало принятие нового закона «О печати и других средствах массовой информации» (1990). Он отменял цензуру, давал право редакционным коллективам становиться учредителями собственных изданий и программ, делал их юридическими лицами, действующими на основании своего устава. Была введена система регистрации печатных органов, теле- и радиостанций. Право на учреждение СМИ получили не только государственные и общественные организации, но и отдельные граждане.
Хотя Советы как форма народовластия формально существовали до 1993 г., с приходом к власти Б.Н. Ельцина советская власть в России уже не имела прежней силы. Он стал ее могильщиком, распустив Верховный Совет РФ, за чем последовал развал местных советских органов. Поэтому постсоветской журналистику можно считать уже с конца 1991 г., когда был разрушен Советский Союз.
Все эти катаклизмы привели к дальнейшему росту политизации СМИ. До августа 1991 г. политическое размежевание центральной прессы строилось в зависимости от ее отношения к КПСС, как руководящей силе государства. После провала ГКЧП - в зависимости от отношения к новому российскому правительству и президенту. С исчезновением КПСС и СССР содержание СМИ существенно изменилось. Коммунистическая печать, утратив свои приоритетные позиции, перешла из официальных СМИ в оппозиционные. Выполнение роли официальных изданий взяли на себя пропрезидентские демократические газеты и журналы. Их окончательное закрепление в этом качестве произошло после октябрьских событий 1993 г. Когда демократические круги почувствовали нешуточную угрозу своему режиму, они отбросили всю риторику прежних лет о свободе печати, правах человека (на волне которой, собственно, и пришли к власти, критикуя партийный монополизм в информационной сфере) и применили испытанные авторитарные приемы: цензуру, закрытие оппозиционных СМИ. Либертарианская теория печати нужна была демократам только для достижения своих целей. Когда подошло время президентских выборов 1996 г., правящий режим с помощью олигархов, банкиров снова поставил себе на службу подавляющую часть СМИ, которые, прекратив между собой информационные войны, сплотили ряды и дружно выступили в поддержку Б.Н. Ельцина.
Выборы президента показали, что вкладывание денег в СМИ оборачивается надежным политическим капиталом. Поэтому с середины 90-х гг. начинается активная скупка известных газет, журналов, теле- и радиоканалов, создание новых СМИ. К 1998 г. у федерального правительства из печатных СМИ остались лишь «Российская газета», «Российские вести», «Россия», из электронных - телеканалы OPT, PTP, «Культура», «Радио I», «Радио России», радиостанция «Маяк», а также информационные агентства «ИТАР-ТАСС», «РИА-Новости», «Интерфакс». Зато на перераспределении остальных СМИ возникли настоящие информационные империи крупных компаний, концернов и отдельных лиц (Газпрома, Лукойла, ОНЭКСИМбанка, Б. Березовского, В. Гусинского и др.)
В результате государство потеряло контроль над большинством СМИ, чего практически не было за всю историю русской журналистики. Давая в прошлом развиваться частному предпринимательству в печати, оно руководило этим процессом. Сейчас же об этом нельзя сказать с уверенностью. В информационное поле страны все больше внедряются иностранные СМИ со своими интересами, активно влияя на российскую аудиторию, создавая негативный образ России за рубежом, что прямо отражается на объемах зарубежных инвестиций в нашу страну. Упразднение внешнеполитической пропаганды как функции государства, отсутствие заботы правительства об имидже своей страны непосредственно сказываются на ее благополучии.
Таким образом, нужно отметить, что русская официальная журналистика всегда носила охранительный характер. Итак, за три столетия русская журналистика прошла большой путь, познав взлеты и падения. Государственная идеология и информационная политика, как самодержавия, так и советской власти, были твердыми и последовательными в защите национальных интересов, воспитании народа в любви к своему Отечеству, его истории и предкам. Патернализм в политике государства последовательно проводился и в средствах массовой информации. К сожалению, этого нельзя сказать о нынешней российской власти. Отказавшись от коммунистической идеологии, она вступила в последнее десятилетие XX века без какой-либо ярко выраженной собственной идеи общественного развития страны. Тем самым, изучив историю русской журналистики, можно